Цели и задачи воспитательной работы
Целевой установкой концепции воспитательной работы является базовая культура личности студента – уже сложившаяся в ходе социализации целостность и свойств, качеств, ценностных ориентаций, поведенческих установок личности студента. При этом возможна следующая декомпозиция цели:
- утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей;
- расширение мировоззрения будущих специалистов;
- приобщение к богатству национальной, отечественной и мировой истории и культуры;
- обеспечение высокого образовательного и этического уровня;
- формирование профессионально компетентной личности педагога, способной самостоятельно творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности и быть готовой нести ответственность за ее результаты.
Достижение цели связано с реализацией следующих задач:
- созданием условий для максимально полного усвоения будущими учителями материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом, народами Республики Башкортостан.
- обеспечением взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;
- в помощи студентам в раскрытии его внутренних потенций, содействии тем усилиям, которые он сам предпринимает для самоопределения, самоутверждения, самореализации;
- стимулировании познавательной активности будущих специалистов, выработки у них индивидуального образа жизни, поведения и профессиональной деятельности;
- ориентирование педагогического коллектива на переход от разрозненности воспитательных мероприятий к созданию истинно гуманитарной среды и среды профессионально-педагогических отношений;
- в реализации системы социальной защиты студентов с учетом возможностей института, создание условий высокой культуры отдыха и быта в студенческих общежитиях.
Основной задачей концепции является совершенствование воспитательной сферы вуза, создание оптимальной модели ее развития и реальное обеспечение системы воспитания будущих учителей.
Общие принципы организации воспитательной работы в университете:
- личностный подход в воспитании, ориентация на личность будущего педагога как на цель, объект, субъект и результат воспитания, отношение к студентам как субъекту собственного профессионального развития;
- целостность и взаимосвязанность учебной и воспитательной работы в вузе;
- гуманистическая и профессионально-педагогическая направленность образовательного процесса в вузе;
- комплексный характер воспитательной работы;
- опора на субъектный опыт будущих учителей, предполагающий самореализацию студентами своих качеств и способностей;
- учет уникального этнопедагогического опыта народов Башкортостана, создание условий для взаимного духовного обогащения народов РБ;
- организационная согласованность деятельности структурных подразделений и общественных организаций вуза по реализации программ воспитания.
Системный и личностно-деятельностный подходы к осуществлению воспитательной работы предполагают, что студенты должны выступать активным субъектом воспитательной системы. Педагогический процесс должен иметь структуру, позволяющую студенту оказываться не только ее участником (потребителем), но и активным субъектом профессионального саморазвития и самосовершенствования: это подготовка будущего педагога к решению конкретных учебно-воспитательных задач; подготовку студентов к восприятию воспитательных воздействий; реализация педагогического замысла в современном образовательном процессе; контроль, оценка и коррекция воспитательной деятельности; совершенствование воспитательной деятельности. Важнейшим условием эффективности воспитания студенческой молодежи является стимулирование возникновения и поддержка самодеятельных социально и профессионально-ориентированных студенческих организаций.