РАЗБОР МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. Удивительно разнообразие идей, образов, форм в генделевских ораториях последнего периода
ОРАТОРИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Удивительно разнообразие идей, образов, форм в генделевских ораториях последнего периода. 'Саул', 'Израиль в Египте', 'Мессия', 'Самсон', 'Иуда Маккавей', 'Иевфай' - каждая из названных ораторий представляет собой нечто принципиально новое. Это относится к драматическому содержанию, к композиции, к формам, к выразительным приемам. Но при всех отличиях имеются черты, общие для всех библейских ораторий Генделя: крупный план и монументальный стиль, героико-эпический характер образов, внушительная сила хоровых массивов.
'Израиль в Египте'. 'Израиль В Египте'-величественное эпическое полотно. В качестве героя здесь выступает весь народ, и повествование о его судьбе, страданиях, надеждах и радостях составляет главное содержание оратории.
В основу произведения положена библейская легенда о чудесном освобождении древнего еврейского народа из египетского плена, о переходе через Чермное (Красное) море в землю обетованную. Собственно, фабула, развитие сюжетной линии в 'Израиле в Египте' отсутствует. Первая часть посвящена последовательному описанию египетских казней21 и происшедшего чуда: перехода евреев через море и гибели египтян. На протяжении всей второй части оратории народ восхваляет бога, торжествуя и радуясь избавлению от рабства.
Героя - весь народ - олицетворяет хор. Произведение состоит из законченных номеров, в которых последовательно описываются ниспосланные богом казни, а затем передаются переживания народа. В оратории нет драматических столкновений и конфликтов, нет обри-
21 Казни бог послал на египтян за то, что они не хотели отпустить пленных евреев. Описание египетских казней в оратории занимает десять номеров (4-13). В четвертом номере рассказывается о том, как вода во всех источниках превратилась в кровь; в пятом - о лягушках, разносивших чуму; в шестом - о налетевших стаях мух и саранчи, уничтоживших посевы; в седьмом - о разразившемся дожде с градом; в восьмом - о страшной мгле, покрыв-шей землю, и т. д. и т. п.
совки отдельных лиц. 'Израиль в Египте' - народная хоровая эпопея, или, как называет ее Ромен Роллан, 'безликая эпопея'. Хоры определяют склад и характер музыки. Из тридцати номеров, составляющих композицию, девятнадцать отведено хорам; остальные номера -четыре арии, три дуэта, четыре коротеньких речитатива - имеют второстепенное значение. Возможно, что упомянутые выше несколько арий и дуэтов Гендель ввел лишь с целью разнообразить некоторую однотонность сплошного хорового звучания, хотя он не останавливается и перед тем, чтобы подряд, один за другим дать восемь хоровых эпизодов.
В 'Израиле в Египте' Гендель демонстрирует редкую творческую изобретательность, непревзойденное мастерство хорового письма. Он виртуозно использует громадные выразительные возможности, заложенные в самой природе хоровой музыки: насыщает фактуру полнозвучием восьмиголосного хорового состава, извлекает множество эффектов из противопоставления двух четырехголосных хоров: излагает их то в форме фуги или свободной имитации, то собирает все звучание в стройные аккордовые колоннады, часто противопоставлеят хор с оркестровым tutti воздушному звучанию a cappella или один солирующий голос - всей массе хора и оркестра.
Оркестр существенно дополняет хор. Положение оркестра в оратории 'Израиль в Египте' не ограничивается вспомогательной, аккомпанирующей ролью. Происходящие по легенде события (египетские казни, переход через Чермное море, гибель египтян) представлены в виде серии красочных музыкальных картин и обрисованы средствами оркестровой музыки. Таким образом, задача изобразительная, описательная в 'Израиле в Египте' возложена на оркестр. Живописуя и иллюстрируя смысл произносимого хором текста, оркестр способствует 'наглядности', конкретной образности музыкального письма.
'Самсон'. 'Самсон'-совсем иной тип оратории, хотя многое роднит его с 'Израилем в Египте': библейская тематика, монументально-героический стиль и оптимистическое разрешение драматической идеи. Но если 'Израиль в Египте' - произведение чисто эпического, повествовательного склада, то ораторию 'Самсон' с полным основанием можно назвать музыкальной драмой, драмой-концертом.
Оратория начинается с момента, когда Самсон, скованный и слепой, находится в плену у филистимлян. Три части оратории объединены единой линией драматического развития.
Первая часть - своего рода завязка драмы. В ней противопоставлены два враждебных лагеря: торжествующие победу филистимляне и угнетенные рабством израильтяне. Здесь же дана и обрисовка центрального героя - Самсона.
Во второй части вводятся новые персонажи: жена Самсона Далила, воин-филистимлянин Харафа. Конфликт между героями оратории приводит к непосредственному драматическому столкновению Самсона и Далилы, Самсона и Харафы.
Третья часть - развязка драмы. Праздник в честь бога Дагона, разрушение храма и смерть Самсона, похороны героя, торжественное заключение.
Оратории предшествует большая трехчастная увертюра. Первая часть величественная, помпезная (pomposo), аккордовое изложение и пунктирный ритм при медленном движении придают ей характер спокойной уверенности и силы:
Вторая часть - быстрая, фугированная - полна блеска и жизнерадостности. Гендель строит ее на оборотах, типичных для оперной военной музыки - с маршевой чеканностью ритмов и фанфарами22:
22 Ни одна опера того времени (итальянская и французская) не обходилась без батальных сцен или военных маршей с трубными сигналами, эффектными призывами фанфар, звуковым изображением битв. Эти эпизоды пользовались исключительным успехом. Выработался даже своеобразный тип 'военной' симфонии с обязательной pe-мажорной тональностью. 'Триумфальный марш' Генделя из оперы 'Сципион' в течение сорока лет служил парадной музыкой для английской лейб-гвардии.
Третья часть - менуэт - обычно выпускается, и заключается увертюра небольшой каденцией.
Тематический материал увертюры в дальнейшем музыкальном развитии не встречается; тем не менее между увертюрой и ораторией существует образная связь. Героический характер первой части увертюры как бы предрешает конечный вывод - величие подвига и торжество героической идеи. Общий энергичный тон второй части, фанфарность, маршевый ритм близки воинственной победной музыке филистимлян.
В оратории немалое место отведено лирическим эпизодам и индивидуальным характеристикам; в то же время хоровое звучание сообщает 'Самсону' широту и монументальность произведения эпического склада.
Хоры здесь, как и в 'Израиле в Египте', служат основной формой выражения чувств народных масс.
В хоровых партиях оратории за филистимлянами закрепляются определенные музыкальные обороты - маршевые и танцевальные, которые должны выразить праздничное ликование, упоение победой.
Музыкальная характеристика израильтян резко противоположна, при этом она значительнее, глубже и серьезнее. Разнообразные по строению, изложению, протяженности хоры израильтян передают разные оттенки чувств страдающего в неволе народа, его скорбь и гнев, надежды и упования. Объективность эпического повествования, оптимизм народных верований не допускают внесения в эту скорбную музыку нот трагизма или мрачного отчаяния. Хоры израильтян сдержанно-строги и полны мужественного, сурового величия. Естественным становится мощный подъем и героическое воодушевление заключительного хвалебного хора.
Большой pe-мажорный хор филистимлян ('Звучи, труба, играй, тимпан, сегодня день великий торжества') - своеобразное преломление оперных военно-триумфальных сцен. Широко развиваются на протяжении всего номера ходы по звукам разложенного тонического трезвучия, имитирующие призывы фанфар. Попеременное звучание хора и оркестра создает иллюзию пространственной перспективы и приближающегося шествия:
ПРИЛОЖЕНИЕ
К. Монтеверди 'Коронация Поппеи", II д.
-
ZWEITER TEIL ?36
СОДЕРЖАНИЕ
От автора.....................3