Тема 9. Дидактическое мастерство вузовского преподавателя
Понятие о дидактическом мастерстве преподавателя.
Содержание дидактического мастерства преподавателя. Соотношение дидактического
мастерства и дидактической культуры. Методический компонент дидактического мастерства
преподавателя. Понятие о лекторском мастерстве и искусстве лектора в условиях
образовательного учреждения. Слагаемые лекторского мастерства и лекторского
искусства. Этапы подготовки лекции.
Требования к построению содержания, формам и приемам подачи лекционного
материала. Показатели качественной лекции и лекторского мастерства.
Организационные, содержательные и методические
требования к проведению практического (семинарского) занятия. Дидактическое мастерство преподавателя в ходе
проведения практического занятия. Показатели качественного практического
(семинарского) занятия и дидактического мастерства преподавателя.
Непрерывное профессиональное образование преподавателя
высшей школы, его профессионально-педагогическая и методическая подготовка. Технологии
обучения в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы как область
его практической подготовки и показатель дидактического мастерства.
Тема 10. Профессионально-педагогическая культура вузовского преподавателя
Понятие о профессиональной, педагогической и
профессионально-педагогической культуре. Место и роль
профессионально-педагогической культуры в совокупности профессионально значимых
качеств личности преподавателя. Содержание и структура
профессионально-педагогической культуры. Педагогические ценности в структуре
профессионально-педагогической культуры. Ценности профессиональной деятельности
преподавателя.
Технология педагогической деятельности как компонент
профессионально-педагогической культуры. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической
культуры. Творческая самореализация в структуре профессионально-педагогической
культуры преподавателя. Творческий поиск молодого преподавателя в профессиональной
деятельности.
Критерии, показатели и уровни развития личности
преподавателя как субъекта профессионально-педагогической культуры. Пути
саморазвития преподавателя в пространстве профессионально-педагогической
культуры. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза.
Основы коммуникативной культуры преподавателя.
Установки преподавателей и стили общения со студентами. Психологические барьеры
общения и способы их преодоления.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Формой итогового контроля знаний и уровня овладения
профессиональными компетенциями по дисциплине «Педагогика высшей школы» является
экзамен, который проводится в устной форме. Экзамен состоит из устного ответа
студента на один теоретический вопрос и решения предложенной практико-ориентированной
задачи или выполнения задания.
В ходе теоретической части экзамена выявляется уровень
владения понятийным аппаратом педагогики
высшей школы, ее ведущими теоретическими положениями.Оценивается глубина и осознанность знаний, самостоятельность и
критичность мышления, широта использования научно-теоретических работ по
проблемам современного высшего профессионального образования. В ходе собеседования с преподавателем при
ответе на вопрос и при решении задачи студенту следует продемонстрировать аналитические, проектировочные и конструктивные
умения, умение применять теоретические знания на практике.
Практическая часть экзамена нацелена на диагностику и
оценку уровня сформированности конкретной компетенции с помощью специальных
заданий (задач). При этом часть заданий будет предложена студентам до экзамена
для того, чтобы студенты смогли более обдуманно подойти к их выполнению.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие о педагогике высшей школы как науке.
Объект, предмет и задачи педагогики высшей школы.
2. Методологические основы педагогики высшей школы.
Личностно-деятельностный подход в теории и практике высшего образования.
3. Методологические основы педагогики высшей школы.
Культурологический подход в теории и практике высшего образования.
4. Методологические основы педагогики высшей школы.
Аксиологический подход в теории и практике высшего образования.
5. Методологические основы педагогики высшей школы.
Компетентностный подход в теории и практике высшего образования.
6. Технологический уровень методологии педагогики
высшей школы. Методы исследования проблем педагогики высшей школы.
7. Понятие о профессиограмме преподавателя высшей
школы. Содержание профессиограммы преподавателя высшей школы. Требования к специальным,
психологическим знаниям и умениям преподавателя.
8. Содержание деятельности преподавателя высшей школы.
9. Понятие о дидактике высшей школы. Теоретические
основы дидактики высшей школы.
10. Принципы обучения в высшей школе, их
содержательная характеристика.
11. Цели обучения в высшей школе, их характеристика.
12. Проблема содержания высшего профессионального
образования. Понятие о многоуровневом высшем образовании, его содержательная
характеристика.
13. Методы обучения в вузе, их классификация и
характеристика.
14. Технологии обучения в вузе, их классификация и
характеристика.
15. Формы обучения в вузе, их характеристика.
16. Методические требования к подготовке и организации
лекционного занятия.
17. Методические требования к подготовке и организации
семинарского (практического) занятия.
18. Цель, задачи и направления воспитательной работы в
вузе. Характеристика компонентов воспитательной системы вуза.
19. Цель, задачи, содержание, формы и методы
воспитательной деятельности куратора студенческой группы.
20. Понятие об адаптации студентов, ее виды и
характеристика. Управление процессом адаптации студентов младших курсов.
21. Понятие о педагогическом мастерстве преподавателя.
Слагаемые педагогического мастерства, их характеристика.
22. Понятие о профессионально-педагогической культуре
преподавателя. Слагаемые профессионально-педагогической культуры, их
характеристика.
23. Представить аннотацию на статью по проблеме
высшего образования.
24. Представить алгоритм подготовки преподавателя к
проведению лекционного занятия.
25. Представить алгоритм проведения практического
(семинарского) занятия с применением активных методов обучения.
26. Защита плана-конспекта лекционного (семинарского)
занятия.
27. Защита плана-конспекта воспитательного мероприятия
со студентами младших курсов.
28. Мультимедийная презентация темы учебной
дисциплины.
29. Отчет-анализ посещенного учебного занятия
преподавателя университета.
30. Решение предложенной
профессионально-ориентированной задачи или ситуации.