Количество педагогов-психологов в общеобразовательных школах
Область | На 1.10.200 г. | На 1.10.2002 г. |
Брестская | ||
Витебская | ||
Гомельская | ||
Гродненская | ||
г. Минск | ||
Минская | ||
Могилевская | ||
Всего |
Другая проблема – неудовлетворительное оснащение кабинетов психологической службы. Оно не соответствует нормативным требованиям, изложенным в приказе Министерства образования от 13 августа 1998 года
№ 496 «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования». В некоторых учебных заведениях в кабинете педагога-психолога работают другие специалисты, что не обеспечивает сохранение конфиденциальности в работе с посетителями.
Руководители учреждений образования не выполняют приказ Министерства образования от 13 августа 1998 года № 497 «О совершенствовании деятельности педагогов-психологов и психологической службы системы образования». Не определяют педагогу-психологу время для методической работы (консультации в научных, психологических центрах, работа в библиотеке с научно- методической литературой, участие в семинарах, методических объединениях). Министерство образования дополнительно разъясняет, что это время должно предоставляться педагогу-психологу для освоения новых методических разработок и технологий.
В отдельных случаях руководители поручают педагогу-психологу выполнение функций (дежурство по школе, курьерские поручения, замена уроков и т.п.), не связанных с должностными обязанностями.
Органами образования не налажено методическое руководство педагогами-психологами на уровне района, города, области. Не всегда на должном уровне осуществляется взаимодействие педагога-психолога с учителями, воспитателями и родителями. Педагоги-психологи не осваивают современные технологии работы с родителями, учителями и воспитателями (экспресс-консилиумы, профессиональные студии, организационно-деятельностные игры, кейс-методики, тренинги, бинарные лекции, родительские клубы, психологические гостиные).
Педагоги-психологи не проявляют гибкости в организации своей работы. Неудовлетворительное состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обеспокоенность всех государственных структур, что обязывает педагогов-психологов активно включиться в мероприятия по профилактике вредных привычек (в том числе курения, употребления алкоголя и других психоактивных веществ), организовать психологическую помощь учащимся и студентам, страдающим зависимым поведением. Эта деятельность может быть организована и на платной основе как дополнительные психолого-образовательные и воспитательные услуги.
В то же время в Министерство образования поступают жалобы родителей на необоснованные платные массовые психологические тестирования детей и учащихся. В дошкольных учреждениях психологам вменяют в обязанность заполнять «Карты личности ребенка» на каждого воспитанника с использованием большого количества психологических методик для их углубленного изучения, что отнимает массу времени, снижает эффективность их деятельности. В таком углубленном психологическом обследовании всех детей нет необходимости. На протяжении нескольких лет из-за попустительства ряда руководителей школ, гимназий и лицеев в классах проводятся дорогостоящие массовые тестирования учащихся (компьютерная программа «Референт» и другие) по методикам сомнительного происхождения и качества, не рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь.
В целях совершенствования деятельности психологической службы Министерство образования поручает руководителям учреждений образования и органов управления образованием:
1.Материально и морально поощрить названных выше организаторов, членов жюри и призеров конкурса, а также рассмотреть вопрос о присвоении победителям конкурса более высокой профессиональной категории.
2.Максимально использовать все резервы для увеличения количества ставок педагогов-психологов согласно Типовым штатам учреждений образования. Способствовать повышению уровня профессионального мастерства педагогов-психологов (за счет 8 часов в неделю, отведенных на профессиональное совершенствование).
3.Принять меры по оснащению кабинета психологической службы в соответствии с требованиями. Не допускать работу в кабинете других специалистов. Необходимо расширить практику проведения конкурсов «Лучший кабинет психологической службы», дополнительной оплаты педагогу-психологу за успешную организацию работы кабинета.
4.Обеспечить работу педагога-психолога в строгом соответствии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 января 1998 года № 3. Не допускать выполнения педагогом-психологом обязанностей, не предусмотренных квалификационной характеристикой и профессиональными этическими нормами.
5.Обеспечить более рациональное планирование и использование рабочего времени педагога-психолога. Не поручать педагогам- психологам необоснованных трудоемких массовых психологических обследований детей и учащихся. Планирование 40-часовой, как правило, пятидневной рабочей недели педагога-психолога рекомендуется осуществлять, исходя из следующего распределения часов:
18 часов в неделю - индивидуальная или групповая работа с детьми, учащимися, студентами, педагогическими работниками, родителями (в дальнейшем «клиенты»).
6 часов в неделю - оказание экстренной психологической помощи клиентам, обработка, анализ и обобщение результатов диагностического обследования.
8 часов в неделю - участие в организационно-воспитательных мероприятиях, запланированных администрацией учреждения образования (педсовет, консилиум, воспитательное мероприятие в шестой день учебной недели и т.п.).
8 часов в неделю-профессиональное совершенствование и организационно-методическая деятельность. Это время согласовывается с руководителем и может проводиться в других учреждениях (работа в библиотеке, подготовка к работе с клиентами, работа с научно- методической литературой, просмотр учебного видеофильма, участие в работе семинара или методического объединения, посещение авторских курсов, консультации в научных и психологических центрах и др.). Это время не требует документального подтверждения. Все виды своей деятельности педагог-психолог регистрирует в журнале учета работы.
Обращения клиентов, которые являются конфиденциальными и их случайное оглашение может причинить им вред, обязательно шифруются. При увольнении педагога-психолога все материалы конфиденциального характера опечатываются руководителем, хранятся в сейфе и передаются педагогу-психологу, принятому на работу.
6.Организовать методические объединения педагогов-психологов в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогических центрах. Там, где такой возможности нет, обязать инспектора районного отдела образования, курирующего воспитательную работу, взять на себя эти методические функции.
7.Расширить деятельность педагога-психолога по сотрудничеству с педагогами (кураторами, классными руководителями, социальными педагогами) и родителями. Участие педагога-психолога в психопрофилактической работе с «трудными» детьми и учащимися, а также в реализации оздоровительных программ (в том числе и с использованием психологических методов профилактики употребления учащейся молодежью психоактивных веществ: табака, алкоголя, наркотиков), является обязательным.
8.Осуществлять контроль по недопущению несанкционированного вмешательства посторонних лиц (в любой форме: лекция, семинар, тренинг, реализация научно-методической литературы, психодиагностических методик и т.п.) в учебно-воспитательный процесс. При возникновении проблем, связанных с предлагаемыми посторонними лицами психологическими услугами, необходимо обращаться к заведующим кафедрами психологии ведущего в регионе государственного университета.
Заместитель Министра Т.Н.Ковалева