Разработка электронного учебно-методического комплекса

На основе анализа и систематизации работ Н.В. Апатовой, Л.Х. Зайнутдиновой, В.А. Красильниковой, И.В. Роберт и др. выделим основные требования, предъявляемые к разработке ЭУМК:

· психолого-педагогические требования
· дидактические требования
· методические требования
· дизайн-эргономические требования
· программно-технические требования
· требование к оформлению документации

Безусловно, все перечисленные требования играю важную роль при разработке ЭУМК. Дизайн оказывает самое непосредственное влияние на психологическое состояния обучающегося, его мотивацию к обучению, скорость восприятия учебного материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Применение эргономических правил при оформлении учебного материала дает возможность воздействовать на сознательные и бессознательные процессы, протекающие в мозгу обучающегося, повышая их эффективность и продуктивность, делая умственный труд более произвольным, повышая результативность обучения.

Дизайн – это разновидность художественно-проектной деятельности, сочетающее принципы удобства, экономичности и простоты(замысел, план, цель, чертеж, набросок, рисунок, шаблон, эскиз и др.).

Эргономика – прикладная наука, целью которой является приспособления труда к физиологическим и психическим возможностям человека для обеспечения наиболее эффективной работы, которая не создает угрозы здоровью человека и выполняется при минимальной затрате биологических ресурсов.

Выделим задачи дизайна и эргономики при разработке ЭУМК:

1. обеспечение естественных, физиологических и психических потребностей взаимодействия обучающихся с ЭУМК.

2. Создание удобных и комфортных условий для обучения с помощью ЭУМК.

3. Повышение эффективности работы ЭУМК, обеспечение условий для максимальной результативности обучения.

4. Создание условий для сохранения здоровья и развития личности в процессе работы с ЭУМК.

На основе анализа научно-методической литературы предлагаю следующие критерии оформления электронного учебного материала ЭУМК:

1. Содержание и объем учебного материала.
2. Выделение информации.
3. Размещение учебного материала.
4. Шрифтовое оформление учебного материала.
5. Цветов оформление учебного материала.
6. Использование интерактивных и мультимедийных объектов.

Содержание и объем учебного материала.

Рассмотрим требования предъявляемые к содержанию и объему электронного учебного материала:

1. Стиль и дизайн УЭМК должен определять предметной направленностью учебного материала.

2. Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся

3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся

4. УЭМК должен повышать уровень мотивации к обучению.

5. Компактное представление учебного материала, сжатое и краткое изложения текста, при этом текст должен быть максимально информативным, понятным.

6. Четкая структуризация учебного материала. Информация, размещенная на одной странице , должна быть цельной и представлять собой некоторый завершенный смысл.

7. Основная идея абзаца должна находиться в самом начале абзаца.

8. Для наглядности и пояснения учебного материала желательно использовать таблицы, схемы, рисунки, диаграммы и т.п.

9. Для наилучшего понимания и восприятия учебного материала можно использовать мультимедийные объекты(обучающие ролики, видео, звук, анимация).

10. При использовании новых терминов или сокращенных слов следует давать им пояснения в глоссарии.

11. Желательно включение разнообразных вспомогательных материалов в структуру ЭУМК(глоссарий, список литературы, тексты, персоналии, справочники, методические рекомендации)

12. Весь учебный материал должен проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

Размещение учебного материала.

Выделим требования предъявляемые к размещению электронного учебного материала в ЭУМК:

1. Необходимо соблюдать единый стиль размещения учебного материала. Дизайн ЭУМК должен быть выстроен по общей съеме зонирования(меню, заголовок, навигация, учебный материал).

2. При планировании размещения учебного материала на странице следует учитывать траекторию движения глаз при просмотре содержания ЭУМК.

3. Следует учитывать различные варианты размещения текстовое. графической информации ЭУМК.

4. Лучший вариант организации учебного материала, когда страница ЭУМК целиком отображается на экране без вертикальной прокрутки. Если используется вертикальная прокрутка, то текст должен помещаться на 2-3 экрана. Горизонтальная прокрутка недопустима.

5. Информация не должна скапливаться на одной стороне экрана. логические группы информации должность продуманно размещать.

6. Таблицы должны размещаться на один экран, большие таблицы рекомендуется по возможности разбить на несколько более мелких.

7. Пояснения к иллюстрациям должны располагаться под ними и как можно ближе к ним, это создает целостность образной и вербальной информации и повышает степень восприятия учебного материала. Пояснения к таблицам должно располагаться над ними.

8. Формулы желательно размешать в центре экрана.

Шрифтовые оформления учебного материала.

К символам относятся все буквы, цифры, пробелы, знаки препинания, знаки арифметических операций, различные специальные символы.

Шрифтом называют полный набор символов определенного начертания.

При выборе шрифта для вербальной информации следует учитывать следующие рекомендации:

1. Единое шрифтовое оформление всего учебника материала ЭУМК. Нельзя смешивать различные гарнитуры шрифтов в одном ЭУМК. Шрифт и композиция всего текста должны гармонично сочетаться между собой, а так же соответствовать единому стилю смежных элементов всего оформления.

2. Для основного текста желательно использовать только обычные начертания шрифта.

3. Прописной шрифт воспринимается тяжелее, чем строчный, по этому при оформлении электронного текста лучше использовать строчные буквы.

4. Желательно использовать шрифт без засечек, так как они более читабельны в электронных текстах. В одном и том же кегле(размере шрифта) буквы рубленого(без засечек) шрифта, как правило, выглядят крупнее, чем засечного. Для оформления материала в ЭУМК следует выбирать шрифт Verdana, Tahoma, Arial.

5. Рекомендуемое соотношение ширины букв к их высоте.

6. Рекомендуемое отношение величины шрифта к промежуткам между буквами от 1:0,375 до 1:0,75. Если на экране представлено много текста, то желательно делать интервал между буквами разряженным.

7. Интервал между строчками текста подбирается в соответствии с высотой букв в пределах от 1:1 до 1:1,2 и с учетом длины строк. Чем длиннее строка, тем больше интервала между абзацами.

8. Необходимо подбирать наиболее оптимальные размеры шрифта основного текста и заголовка в ЭУМК. Желательно при разработке ЭУМК делать размер шрифта не статическим, а динамическим, что дает возможность обучающемуся настраивать размер шрифта по своему усмотрению.

9. Желательно использовать горизонтальное направление текста в заголовков в таблицах и схемах, однако в целях экономии места вертикальное расположение заголовка допустимо.

10. Читаемость шрифта не только основного текста, но и таблиц, схем, рисунков и Т.П.

11. Необходимо делать абзацные отступы от краев страницы и от краев рисунка, что улучшает восприятие информации.

Заключение

Данная работа учит как правильно создавать ЭУМК.

Наши рекомендации