Уровень физической подготовленности учащихся 11—15 лет
Таблица 12
Физиче- | Контрольное упражнение | Воз- | Мальчики | Девочки | ||||
ские | (тест) | раст, | Уровень | |||||
соСпости | низкий | средний | высокий | шгжий | средний | высокий | ||
Скоро- | Бег 30 м, с | 6,3 и выше | 6,t-5,5 | 5,0 и ниже | 6,4 и пышс | 6,3-5,7 | 5,1 и ниже | |
стные | 6,0 | 5,8-5,4 | 4,9 | 6,2 | 6,0-5,4 | 5,0 | ||
5,9 | 5.6-5,2 | 4,8 | 6,3 | 6,2-5,5 | 5,0 | |||
5,8 | 5,5-5, | 1 4,7 | 6,1 | 5,9-5,4 | 4,9 | |||
5,5 | 5,3-4,9 | 4,5 | 6,0 | 5,8-5,3 | 4,9 | |||
Коорди- | Челночный | II | 9,7 и выше | 9,3-8,8 | 8,5 и ниже | 10,1 и выше | 9,7-9,3 | 8,9 и ниже |
наци- | бег 3x10 м, с | 9,3 | 9,0—8,6 | 8,3 | 10,0 | 9,6-9,1 | 8,8 | |
онные | 9,3 | 9,0-8,6 | 8,3 | 10,0 | 9,5-9,0 | 8,7 | ||
9,0 | 8,7-8,3 | 8,0 | 9,9 | 9,4-9,0 | 8,6 | |||
8.6 | 8.4-8.0 | 7,7 | 9,7 | 9,3-8,8 | 8,5 | |||
Скчро- | Прыжки в длину с места, ем | ]] | ] 4() и ниже | 160-180 | 195 и выше | 130 и ниже | 150-175 | 185 и выше |
СТМО- | 165-180 | 155-175 | ||||||
силоные | 170-190 | 160-180 | ||||||
180-195 | 160-180 | |||||||
190-205 | 165-185 | |||||||
Выносли- | 6-минутный бег, м | И | 900 и ниже | 1000-1100 | 1300 и выше | 700 и ниже | 650-1000 | 1100 и выше |
вость | 1100-1200 | 900-1050 | ||||||
1150-1250 | 950-1100 | |||||||
1200-1300 | 1000-1150 | |||||||
1250-1350 | 1050-1200 | |||||||
Гибкость | Наклон вперед из положения | 2 и ниже | 6-8 | 10 и выше | 4 п ниже | 8-10 | 15,0 и выше | |
сидя, см | 6-8 | 10,0 | 9-11 | 16,0 | ||||
5-7 | 9,0 | 10-12 | 18,0 | |||||
7-9 | 12-14 | 20,0 | ||||||
8-10 | 12.0 | 12-14 | 20,0 |
Силовые | Поллягшкише ir;i пысокой | 4-5 | 6 и выше | 4 и ниже | 10-14 | 19 и выше | ||
перекладине из лиса (мальчики), | 4-6 | 11-15 | ||||||
количество раз; на низкой | 5-6 | 12-15 | ||||||
перекладине из виса лежа | 6-7 | 13-15 | ||||||
(девочки), количество раз | 7-8 | 12-13 |
Табл и ца 13
Уровень физической подготовленности учащихся 16—17 лет
Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Мальчики | Девочки | ||||
Уровень | ||||||||
НИЗКИЙ | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |||
Скоростные | Бег 30 м, с | 16 17 | 5,2 и ниже 5.1 | 5,1-4,8 5,0-4.7 | 4,4 и выше 4,3 | 6,1 и ниже 6,1 | 5,9-5,3 5,9-5,3 | 4,8 и выше 4,8 |
Координационные | Челночный бег 3x10 м, с | 16 17 | 8,2 и ниже 8,1 | 8,0-7,6 7,9-7.5 | 7.3 и выше 7,2 | 9,7 и ниже 9,6 | 9,3-8,7 9,3-8,7 | 8,4 и выше 8,4 |
Скоро-стпо-силопые | Прыжки в длину с места, см | 180 и ниже | 195-2J0 205-220 | 230 л выше 240 | 160 и ниже 160 | 170-190 170-190 | 210 и выше 210 | |
Выносливость | 6-минутный бег, м | 16 17 | 1100 и ниже | 1300-1400 1300-1400 | 1500 и выше 1500 | 900 и ниже | 1050-1200 1050-1200 | 1300 и выше 1300 |
Гибкость | Наклон вперед из положения стоя, см | 16 17 | 5 и ниже | 9—12 9-12 | 15 и выше 15 | 7 и ниже 7 | 12-14 | 20 и выше 20 |
Силолыс | Подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши), количество раз; на низкой перекладине из виса лежа (деиушки), количество раз | 4 и ниже 5 | 9-10 | 11 и выше 12 | 6 и ниже 6 | 13-15 13-15 | 18 и выше 18 |
Таблица 14 Сводная таблица нормативных оценок уровня физической подготовленности учащихся I—XI классов
Возраст, | Мальчики | Девочки | ||||
лет | Уровень подготовлен мости | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
] | ||||||
Бег 1000 | и (мин, с) | |||||
6,00 и ниже | 6,01-9,01 | 9,02 и выше | 6,10 и ниже | 6,П-9,Ю | 9,11 и выше | |
5,45 и ниже | 5,46-8,45 | 8,46 и выше | 6,00 и ниже | 6,01-9,09 | 9,10 и выше | |
5,36 и ниже | 5,37—8,30 | 8,31 и выше | 5,50 и ниже | 5,51-8,50 | 8,51 и выше | |
5,16 и ниже | 5,17-8,15 | 8,16 и выше | 5,40 и ниже | 5,41-8,40 | 8,41 и выше | |
5,00 и ниже | 5,01-8,00 | 8,01 и выше | 5,30 и ниже | 5.31-8,30 | 8,31 и выше | |
4,46 и ниже | 4,47-7,45 | 7,46 и выше | 5,20 и ниже | 5.21-8,20 | 8,21 и выше | |
4,30 и ниже | 4,31-7.30 | 7,31 и выше | 5,10 и ниже | 5,11-8,10 | 8.11 и выше | |
4.20 и ниже | 4,21-7.15 | 7,16 и выше | 5,00 и ниже | 5,01-8,00 | 8,01 и выше | |
4,10 и ниже | 4,11-7,00 | 7.01 и выше | 4,50 и ниже | 4,51-7,50 | 7,51 и выше | |
3,55 и ниже | 3,56-6.45 | 6,46 и выше | 4,40 и ниже | 4,41-7,40 | 7,41 и выше | |
3,36 и ниже | 3,37-6.30 | 6,31 и выше | 4.30 и ниже | 4,31-7,30 | 7,31 и выше | |
3,20 и ниже | 3,21-6,15 | 6,16 и выше | 4,20 и ниже | 4,21-7,20 | 7,21 и выше | |
Челночный бег 10 х5м(с) | ||||||
19,5 и ниже | 19,6-25,0 | 25,1 и выше | 19,6 и ниже | 19,7-27,7 | 27,8 и выше | |
19,0 и ниже | 19,1-24,5 | 24,6 и выше | 19,4 и ниже | J 9,5-26,5 | 26,6 и выше | |
18,6 и ниже | 18,7-24,6 | 24,7 и выше | 19.3 и ниже | 19,4-26,3 | 26,4 и выше | |
18,4 и ниже | 18.5—23,5 | 23,6 и выше | 19,2 и ниже | 19.3-26,1 | 26,2 и выше | |
17,8 и ниже | 17,9-22,0 | 22,1 и выше | 19,1 и ниже | 19,2-25,9 | 26,0 и выше |
I
и | « | о | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
из | 4 | У | У | э | V | V | ч | ||||||||||||||||||||||||||||||
.a | ^2 | * | * | л | * | А | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||
я | а | я | Я | а | я | я | т. | X | |||||||||||||||||||||||||||||
Я | п | я | г: | я | ■х | я | X | X | _ | X | X | Я | X | я | Я | ||||||||||||||||||||||
oo | SO | м- | гч | Г-- | — | SD | я | Я | я | Я | X | я | я | я | Я | X | я | я | X | X | |||||||||||||||||
4- | гч | ГЛ | ГЧ | so | со | OS | СУ, | OS | OS | г^ | со | ОО | оо | ||||||||||||||||||||||||
гч | гч | гч | гч | гч | ГЧ | ГЧ | |||||||||||||||||||||||||||||||
l-~ | »n | fl | SO | о | in | ||||||||||||||||||||||||||||||||
гч | "Ч-гч | гч | Ci гч | Г-1 ГЧ | 0—22 | и | OS | Cl | 1П | Os | 0-19 | 0-19 | os | OS | ГЧ | гч | tn | SO | sn | г-- | |||||||||||||||||
о | os | г-- | 1-1 | (О | X | t | т | О | О | гч | т | ||||||||||||||||||||||||||
OS | □0 | со | DO | со | со | ш | п | 1 | — | 3, | |||||||||||||||||||||||||||
с. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
i | иже | ЭЖИ | иже | ЭЖИ | иже | иже | u 3 | и | о | V я | Н | о Э | a | U | ОГП | ;ство | э | и | UJ | ||||||||||||||||||
т | т | X | X | Я! | А | .п | А | _э | -3 | А | А | •Ж | |||||||||||||||||||||||||
X | — | m | а | а | — | — | я | X | Я | я | л | ||||||||||||||||||||||||||
Cs | оо | оо | ос | оо | оо | гч | ^о | С5 | о | О | гч | SO | со | ||||||||||||||||||||||||
и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О | и | « | ч> | « | га | ||||||||||||||||||||||||||||||||
— | R | ч | =1 | Ч | d | и | к) | «> | а) | (1) | и | ||||||||||||||||||||||||||
-2 | а | -0 | * | * | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Я | m | (0 | я | а | а | ю | я | я | я | Я | Я | я | |||||||||||||||||||||||||
Я | X | Я | я | я | — | X | 2. | — | X | X | z: | ■х | я | с; | X | X | J- | ||||||||||||||||||||
Os | со | _ | чо | _ | SO | я | я | х | Я | я | я | я | я | X | X | я | я | Я | я | я | я | ||||||||||||||||
— | _ , | _ | "—' | — | гч | ч- | 1Г> | SIJ | SD | ■? | оо | (Л | Cs | ||||||||||||||||||||||||
ГЧ | <4 | гч | 9i | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
с | rt | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DC | г- | М-1 | О | in | о | in | X | ||||||||||||||||||||||||||||||
ГЧ | гч | о гч | о гч | os | ё | ^г | <п | so | ос | OS | О | - | гч | г^ | SO | г~ | со | ||||||||||||||||||||
| | I | ! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
IO | О | со | \О | "Ч- | о | со | гч | г*1 | V~i | >п | о | О | |||||||||||||||||||||||||
г- | so | so | SO | VI | X | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Й | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
о' | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
эжи | ЭЖИ | иже | иже | иже | иже | ы | и | 0J | О | a | о | о 3 | и | ЭШ | 1ШС | и | ЭГП1 | ||||||||||||||||||||
— | — | z | "- | А | Л | я | я | А а | я | я | я | а | а | н | я | я | |||||||||||||||||||||
ел | г- | in | OS | я | Я | я | я | я | X | s | ь; | X | X | •*■ | |||||||||||||||||||||||
sO | so | so | so | >п | СП | ш | \С | г- | ос | OS | |||||||||||||||||||||||||||
гч | in | so | ос | OS | о | - | (4 | ■ч- | VI | sD | г- | so | со | os | |||||||||||||||||||||||
Принцип всестороннего развития личности предусматривает применение таких средств, которые обеспечивают эффект наибольшего всестороннего физического развития (пропорциональное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и физических качеств).
Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной практикой ориентирует на использование в физическом воспитании детей школьного возраста таких средств, которые наиболее эффективно готовят их к предстоящей трудовой и военной деятельности. К ним относятся прежде всего жизненно важные, в особенности прикладные упражнения.
Принцип оздоровительной направленности предусматривает применение средств, обладающих наибольшей оздоровительной, гигиенической и профилактической полезностью, т.е. эффективных для укрепления здоровья и обеспечения нормального функционирования всех систем организма. Такими средствами являются прежде всего циклические упражнения, а также оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы.
1. Гимнастика.Основная гимнастика в наибольшей степени
обеспечивает общую физическую подготовку, а также является
школой двигательной культуры, так как формирует у детей спо
собность управлять своими движениями координирование, точ
но, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к
основной гимнастике, позволяет успешно решать образователь
ные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражне
ние гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам
нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому
она обладает большими педагогическими возможностями.
2. Легкая атлетика.Арсенал основных средств из раздела лег
кой атлетики составляют самые распространенные и жизненно
важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Сред
ства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне раз
вивающим фактором, так как с их помощью можно совершен
ствовать все физические качества, многие функции организма,
Прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кро-
А-ге того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной
Дозировке нагрузки.
3. Ходьба на лыжах.Этот вид двигательной деятельности явля
ется очень эффективным прикладным, развивающим и оздорови-
Т средством физического воспитания. Приходьбе на лы-
Окончание таблицы
ю | 21 и выше | Л-20 | 10 и ниже | 1 8 и выше | 9-17 | 8 и ниже |
22 и выше | 11-21 | 10 и ниже | 19 и выше | 10-18 | 9 и ниже | |
23 и выше | 12-22 | 11 и ниже | 19 и выше | 10-18 | 9 и ниже | |
24 и выше | 12-23 | 11 и ниже | 20 и выше | 10-19 | 9 и ниже | |
25 и выше | 13-24 | 12 и ниже | 20 и выше | 10-19 | 9 и ниже | |
(5 | 26 и выше | 13-25 | 12 и ниже | 21 и выше | 11-20 | 10 и миже |
27 и выше | 14-26 | 13 и ниже | 21 и выше | 11-20 | 10 и ниже | |
28 и выше | 15-27 | 14 п ниже | 22 и выше | 11-21 | 10 и ниже | |
Наклон вперед из положения сидя (см) | ||||||
б | 6 и выше | 3-5 | 2 и миже | 11 и выше | 6-10 | 5 и ниже |
7 и выше | 4-6 | 3 л ниже | 12 и выше | 6-11 | 5 и ниже | |
8 и выше | 4-7 | Зи ниже | 12 и выше | 6-11 | 5 и ниже | |
9 и выше | 5-8 | 4 и ниже | 13 и выше | 7-12 | 6 и ниже | |
10 и выше | 5-9 | 4 и ниже | 14 и выше | 7-13 | 6 и ниже | |
1 [ и выше | 6-10 | 5 и ниже | 15 и выше | 8-14 | 7 и ниже | |
12 и выше | 6-11 | 5 и ниже | 16 и выше | 8-15 | 7 и ниже | |
13 И выше | 7-12 | 6 и ниже | !7 и выше | 9-16 | 8 и ниже | |
14 и выше | 7-13 | 6 и ниже | 18 и выше | 9-17 | 8 и ниже | |
J 5 и выше | а—14 | 7 и ниже | 19 и выше | 10—1S | 9 и ниже | |
16 и выше | 8-15 | 7 и ниже | 20 и выше | 10—19 | 9 и ниже | |
16 и выше | 8-15 | 7 и ниже | 20 и выше | 10-19 | 9 и ниже |
жах работают буквально все мышечные группы и системы организма — функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений.
4. Плавание. Одним из видов физических упражнений, имею
щих широкое воздействие на организм человека благодаря нео
бычной внешней среде — воде, является плавание. Во время пла
вания человек находится в горизонтальном положении и в состо
янии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, рас
слабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновре
менно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлека
ются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обыч
ных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мы
шечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных ор
ганов человека и обменные процессы в его организме. Плавание
является замечательным средством тренировки дыхания.
Во время плавания поток необычных раздражителей устремляется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии.
Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм.
5. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная
роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, пе
редач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия
направляются на преодоление различных трудностей и препят
ствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в
играх закрепляются и совершенствуются естественные движения
и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях
по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т.д.
Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные функции человека одновременно.
Недостаток игры как средства и метода физического воспитания состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не поддается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т.д. Поэтому игры должны подбираться с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся.
-- Важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями.
Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работоспособность растущего организма.
Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: оптимальное чередование различных видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режимов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и т.д.).
11.4. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).
Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хряшевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8— 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.
Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной
жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 1— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.
По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30—45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на 50—70%.
С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений (табл. 15).
Таблица 15
Двигательная активность учащихся младших классов при разных вилах мышечной деятельности
(по Н.Т.Лсбедевой)
Вид мышечной | Продол- | Объем движений, | |
деятельности | житель- | шаги | |
ность, мин | Мальчики | Девочки | |
Утренняя гимнастика (дома) | 400-500 | 500-700 | |
Гимнастика на уроке (в школе) | 200—300 | 300—400 | |
Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе | 120-150 | 150-200 | |
Подвижные игры: | |||
на переменах: | |||
больших | 700-1000 | 800-1200 | |
малых | 400-500 | 500-600 | |
на уроках физической культуры | 1200-3240 | ||
на открытом воздухе | 60-90 | 3000-4000 | 4000-5000 |
Лыжная тренировка (внеклассные занятия) | 6840-9120 |
J |
Примечание. В зависимости от содержания за урок физической культуры может быть обеспечено до 43—57% суточного числа движений.
После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблицах 16, 17 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов (В. Ф. Ло-мейко, В. И. Лях и др.).
Таблица 16
Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста (%)
Физические способности | Среднегодовой прирост | Общий прирост | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Скоростные | 5,7 | 6,0 | 17,2 | 18,0 |
Силовые | 12,7 | 8,7 | 38,0 | 26,0 |
Обшая выносливость | 7,9 | 5,5 | 31,6 | 22,1 |
Скоростная выносливость | 3,4 | 3,6 | 13,4 | 14,4 |
Силовая выносливость | 10,4 | 7,4 | 11,7 | 29,7 |
Табл и ца 17 Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 7—10лет (%)
Суставы | Гибкость | |||
активная | пассивная | |||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных | 4,9 | 3,2 | -1,9 | -ол |
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах | 5,5 | 6,2 | -8,7 | -9,5 |
Подвижность различных отделов позвоночного столба: — тазобедренный сустав при сгибании туловища — нижнегрудной Поясничный отдел — верхнегрудной отдел ^7 шейный отдел | 18,8 8,6 22,9 17,0 | 6,6 17.2 -6,2 22,2 | — | — |
В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает ус-ловля, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.
Задачи физического воспитания. К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся [6]:
щ |
1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика
плоскостопия, содействие гармоническому физическому разви
тию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внеш
ней среды;
2) овладение основами разнообразных жизненно важных дви
жений;
3) развитие координационных (точность воспроизведения и
дифференцирования пространственных, временных и силовых
параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность
реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирова
ние в пространстве) к кондиционных (скоростных, скоростно-
силовых. выносливости и гибкости) способностей;
4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, ре
жиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоро
вья; работоспособность и развитие двигательных способностей;
5) выработка представлений об основных видах спорта, о при
меняемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил тех
ники безопасности во время занятий;
6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, подвижными играми, использование и.х в сво
бодное время на основе формирования интересов к определен
ным видам двигательной активности и выявления предрасполо
женности к тем или иным видам спорта;
7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного от
ношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во
время выполнения физических упражнений; содействие развитию
психических процессов (представления, памяти, мышления и др.)
в ходе двигательной деятельности.
Средства физического воспитания. Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.
Гимнастические и акробатические упражнения. В программный материал I—IV классов входят: I) простейшие виды построен (в шеренгу» колонну по одному, круг) и перестроений (по звен ям, по заранее установленным местам, из колонны по одному колонну по два, из одной шеренги в две и т.д.); 2) общеразви
J90
ющие упражнения без предметов и с разнообразными предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг); 3) упражнения в лазании (по гимнастической стенке и канату, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку матов, гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня); 4) в равновесии (стойка на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке и бревну высотой 50—100 см с выполнением различных заданий); 5) несложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.); 6) танцевальные упражнения; 7) упражнения на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла или коня высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, висы на гимнастической стенке и др.); 8) упражнения со скакалкой.
Легкоатлетические упражнения: 1) ходьба (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук и др.); 2) бег с максимальной скоростью до 60 м; 3) бег в равномерном темпе до 10 мин; 4) челночный бег 3x5, 3x10 м; 5) прыжки в длину с разбега с 7—9 шагов; 6) прыжки в высоту с прямого и бокового разбега; 7) прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90—360°, с продвижением вперед на одной и двух ногах; 8) эстафеты с бегом на скорость и прыжками; 9) преодоление с помощью бега и прыжков полосы из 3—5 препятствий; 10) метание малого мяча на дальность и в цель из разных исходных положений правой и левой руками.
Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять детям радость и удовольствие.
Лыжная подготовка: 1) скользящий и ступающий шаг; 2) передвижение попеременным двухшажным ходом; 3) подъемы и спуски с небольших склонов; 4) повороты на лыжах на месте и в движении; 5) прохождение учебных дистанции (1—2 км).
Плавание: 1) специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.); 2) движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс; 3) проплывание одним из способов 25—50 м.
Подвижные игры. Их содержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, Боепитания инициативности, самостоятельности действий.
Простейшие единоборства: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга».
Физическая подготовленность. Дети младшего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств (см. табл. 11).
Особенности методики физического воспитания. Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.
1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке явля
ются задачи совершенствования естественных двигательных дей
ствий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).
2. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач,
связанных с усвоением или совершенствованием учебного мате
риала.
3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреп
лению мышц стоп и формированию правильной осанки.
4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры.
Игровой материал должен занимать примерно половину общего
времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.
5. При обучении учащихся основным видам движений следует
большое внимание обращать на правильность и точность выпол
нения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс
обучения с воспитанием двигательных качеств.
Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с И лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.
Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.
При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача доджна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.
В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движеншт. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6—8 с).
У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).
Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ
соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму.
Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи.
Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.
Домашние задания. Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках физической культуры. Необходима дополнительная двигательная деятельность занимающихся в виде выполнения домашних заданий по физической культуре. С помощью домашних заданий решаются следующие учебно-воспитательные задачи: 1) повышение двигательной активности детей; 2) укрепление основных мышечных групп; 3) формирование правильной осанки; 4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требований программы.
11.5. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы).
Особенности возрастного развития. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 — 12 лет в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей Массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мы-
*■ К. Холодов 193
щечных полокои. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11 — 12 лет.
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 дет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с II до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).