Компетентностный подход к оценке деятельности субъектов управления
В теоретической литературе выделены несколько подходов к исследованию проблемы природы компетенций.
Э.Шорт, Е.Р.Фаган, Н.Ноддингз (американские ученые) рассматривают компетенцию как дидиактическую категорию через призму риторического и лингвистического подходов.
Х.К.Джонсон, представитель исторического подхода, ретроспективно анализирует развитие проблемы определения эффективности работы преподавателя.
Н.Чомский, представитель гипотетического подхода, составил идеальный образ объекта, который способен совершать действия, их успешность зависит от заданных компетенций.
Индивидуальный подход – акцент делается на учете индивидуальных особенностей личности.
Американский ученый Р.Уайт, представитель антропологического подхода, считал, что нравственно-мотивационная природа компетенций является основой развития человека.
В Декларации Блонского процесса господствует квалитативный подход к проблемам образования, термин «компетенция» используется для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускников, для описания результат образовательного процесса.
В российских педагогических исследованиях до последнего времени преобладал деятельностный подход к определению природы компетенции.
В.В.Краевский и А.Е.Хуторской утверждают, что понятие компетентности шире понятий знания, умения или навыка и включает когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, результаты обучения, систему ценностных ориентаций.
В.А.Сластенин, В.Э. Тамарин относили к педагогической компетенции готовность к творческому решению педагогических задач на основе предметных и методологических знаний.
Е.Н.Соловова, В.В.Сафонова, К.С.Махмурян используют системный подход при изучении профессиональной компетенции.
А.Г.Бермус выделил три базовые профессионально-личностные модели компетентности:
1.Инновационно-методологическая или конструктивистская модель
2. Лингворечевая модель
3. Культуротворческая модель
Принципы компетентностного подхода:
1. диагностичность – ориентировка на достижение диагностируемого материала
2. комплексный междисиплинарный характер – учет в структуре каждой компетенции как образовательных, так и внешних средовых факторов
3. многофункциональность – умения, свойства, совокупности
На синергетический подход к определению понятия «компетентность» опирается Н.Ф.Ефремова. Она считает, что компетенции – более обобщенные и глубоко сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки.
А.В.Хуторский выделил следующие ключевые образовательные компетенции:
- ценностно-смысловую
- общекультурную
- учебно-познавательную
- информационную
- коммуникативную
- компетенцию личностного самосовершенствования
В исследовании Т.Я.Решетовой профессиональные компетенции представлены: специальной, социальной, личностной индивидуальной составляющими.
Профессиональная компетентность – профессиональная деятельность, способность проектировать ее на достаточно высоком уровне.
Социальная компетентность –владение приемами профессионального общения и социальная ответственность за результаты своего профессионального труда.
Личностная компетентность –приемы личностного самовыражения и саморазвития.
Индивидуальная компетентность –владение приемами саморазвития, индивидуальности в рамках своей профессии, индивидуального самосохранения.
К универсальным компетенциям относят:
- общенаучные компетенции (ОНК) –способности применять основные законы нормативно-правовых и социально-экономических дисциплин в профессиональной управленческой деятельности
- инструментальные компетенции (ИК) –способности ориентироваться в многообразии управленческих средств и методов решения проблем ДО
- мировоззренческие компетенции (МК) –освоение культурных ценностей и жизненных смыслов сообщества
- общекультурные компетенции (ОК) –способности ориентироваться в мировом управленческом опыте и трансформировать его инновации в систему российского управления
- социальные компетенции (СК) –способности обеспечивать в управлении социально-коммуникативные и корпоративные отношения на нормативной и законодательной базе.
К профессиональным компетенциямотносят:
- производственно-педагогические компетенции (ППК) –способности изучать, отбирать и на практике творчески применять инновационные методы управления ДОУ
- научно-исследовательские (НИК) –способности инициировать процессы исследования субъектов и объектов образовательного пространства
- проектные компетенции (ПРК) –способности проектировать собственную профессиональную и управленческую деятельность
- диагностические компетенции (ДК) –способности осуществлять поиск адекватных методик диагностики состояния развития ДОУ
- коррекционные компетенции (КК) –способности оказывать поддержку педагогам в отборе методов обучения, воспитания, развития, социализации, поддержки, помощи детям
- информационно-коммуникативные компетенции (ИКК) –способности обеспечивать расширенное поле коммуникаций разнообразными средствами (языковыми, информационными, знаково-символическими) в управленческой деятельности ДОУ
- преподавательские компетенции (ПК) –способности организовывать повышение квалификации педагогов внутри ДОУ
- управленческие компетенции (УК) –способности обеспечивать на научных основах управление ДОУ
- личностные компетенции (ЛК) –способности проявлять толерантный стиль поведения в управленческой деятельности по отношению к иной культуре, религии, личности
- компетенции профессионального саморазвития (КПС) –способности к постоянному профессиональному усовершенствованию
Ключевые компетенции специалиста в области образования
(по Е.Н.Солововой, В.В.Сафоновой, К.С.Махмурян)
- социально-психологические
- коммуникативные и профессионально-коммуникативные
- общепедагогические
- предметная в области конкретных компетенций
- профессиональная самореализация
Таким образом, руководитель ДОУ должен обладать широкими компетенциями, гибко реагировать на изменения политики в области образования, быть самостоятельным, эффективно взаимодействовать с коллегами, достигать качественного результата, быть способным к оценке, самооценке.