Организация учебно-воспитательного процесса
Деятельность кадетского класса организуется на основе Устава школы, настоящей программы и Положения о кадетском классе.
Деятельность кадетского класса начинается с 5 класса, первой ступени обучения. Класс формируется на добровольной основе из числа обучающихся школы на основании заявления родителей и Договора о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями.
Руководство образовательным и воспитательным процессом в кадетском классе школы, повседневной жизнью и деятельностью обучающихся-кадетов осуществляет директор школы лично, через администрацию и педагогических работников. Непосредственными организаторами образовательного и воспитательного процесса в кадетском классе, его деятельности являются заместители директора школы.
Ответственность за соблюдение обучающихся-кадетов в повседневной жизни и деятельности правил внутреннего распорядка возлагается на классного руководителя. Обучающиеся кадетского класса пользуются всеми правами в общеучебном пространстве школы, предоставляемыми им законодательством Российской Федерации и Уставом школы, а также на них возлагаются общие учебные обязанности.
Внутри социально-педагогической структуры кадетского класса во взаимоотношениях обучающихся кадетского класса, администрации школы и педагогического коллектива действуют особые правила, построенные на основе Уставов Российской Армии.
Обучающиеся кадетского класса (далее по тексту - кадеты) находятся в школе в режиме продленного дня. Они обязаны прибывать в школу и убывать своевременно в точно обозначенное время. Для качественной организации учебного процесса кадетам предоставляются:
- предметные кабинеты;
-классная комната, специально подготовленная и оборудованная для изучения специальных предметов программы обучения кадетского класса связанных с гражданской и военной государственной службой
- комнаты для дополнительных занятий
Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского класса, который устанавливает директор школы на весь учебный год.
В соответствии с распорядком дня время нахождения в школе делится на две части:
- Основной образовательный процесс, когда обучающиеся занимаются в соответствии с установленной для всех общей образовательной программой.
- Дополнительное образование - одна из важнейших частей образовательного процесса в кадетском классе, когда учащиеся занимаются или индивидуально, по сформированной для них личной траектории обучения, или в малых группах. Его направленность определяется развитием индивидуальных творческих, духовных, физических и других способностей кадетов. Кадетский класс реализует дополнительные образовательные программы военно-прикладной, хореографической, этической направленности и физической подготовки кадетов.
Усилиями администрации, педагогического коллектива и учредителей и в рамках социального партнёрства в кадетском классе осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования с углубленным изучением истории, ОБЖ и НВП.
Образовательный процесс в социально-педагогическом пространстве кадетского класса осуществляется на основе учебного плана и годового календарного графика учебных занятий, разрабатываемых и утверждаемых школой для кадетского класса, и регламентируется расписанием занятий.
Структурно учебный процесс находится в рамках общепринятой для основной и средней школы двухступенчатой системы:
II ступень - основное общее образование – обеспечивает освоение обучающимися кадетского класса образовательных программ основного общего образования, условиями становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному определению;
III ступень - среднее общее образование – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение кадетами общеобразовательных программ, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей и их реализацию. На III ступени вводится профильное обучение как основа для осознанного выбора профессии и получения соответствующего высшего (среднего) профессионального образования.
Вариативность содержания общего образования в кадетском классе определяются настоящей образовательной программой, разрабатываемой администрацией школы самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов и федеральных базисных учебных планов.
Профильность кадетского класса определяется решение родителей(законных представителей) и детей, по согласованию с директором школы.
В дополнение к обязательным предметам на II и III ступенях вводятся учебные предметы и дополнительные курсы по выбору обучающихся, обеспечивающие реализацию интересов, способностей и возможностей личности. Обучение в пространстве дополнительных предметов и образовательных программ, предоставление дополнительных образовательных услуг может осуществляться на договорной основе. В плане дополнительного образования для обязательного посещения: искусство, хореография, страницы военной истории, строевая подготовка, спортивные игры и др.
Организационно кадетский класс является структурой продлённого учебного дня с делением учебного периода на первую и вторую половину. В первой половине дня кадетами изучаются преимущественно общеучебные предметы, во вторую половину - дополнительные занятия, ведётся целенаправленная воспитательная работа на принципах кадетского воспитания.
Учебные нагрузки не могут превышать установленные СанПином нормы, а количество часов, отведенное в учебном плане на отдельный предмет, не должно быть меньше уровня, установленного региональным базисным учебным планом.
По окончании учебного года для кадетов 7-9-х классов проводятся полевые учебные сборы (полевые занятия) в рамках дополнительных образовательных программ, являющихся продолжением образовательного процесса и имеющих целью укрепление здоровья и военную подготовку кадетов.
Продолжительность сборов (занятий) – 3 дня. Для кадетов на этот период организуется летний оздоровительный лагерь.
Режим занятий кадетов устанавливается следующий: учебная неделя - 6 дней; количество уроков в день - 5-6, продолжительность урока – 45 минут.
Режим кадетского класса
Часы | Вид деятельности |
08.35 | Прибытие в школу |
08.35-08.55 | Утренний осмотр. |
09.00-11.35 | Занятия по основному образовательному плану |
11.40-11.55 | Обед |
12.00-14.45 | Продолжение занятий по основному образовательному плану |
15.00-15.40 | Занятия по плану дополнительного образование |
15.40-15.55 | Полдник |
15.55-16.50 | Занятия по плану дополнительного образование |
17.00 | Убытие домой |
7.Управление кадетским классом
и системой кадетского обучения и воспитания
Управление кадетским классом и системой кадетского обучения и воспитания в школе осуществляется на принципах сочетания общественных и административных форм управления.
Общественными формами управления кадетским классом являются родительский комитет класса и родительское собрание, педагогический совет школы.
Административно-педагогическое управление кадетским классом осуществляется непосредственно директором школы, подчинённой ему администрацией, координатором развития кадетского движения и классным руководителем кадетского класса как лицами, специально назначенными для организации учебно-воспитательного процесса в кадетском классе.
Воспитатель непосредственно организует и осуществляет управление всей работой по обучению и воспитанию обучающихся в социально-педагогическом пространстве кадетского класса, его интеграцией в общий учебно-воспитательный процесс школы и несёт ответственность за состояние учебно-воспитательной работы.
Педагогический совет по отношению к кадетскому классу действует в рамках, установленных Уставом школы, а именно: направляет деятельность педагогического коллектива школы в отношении кадетского класса на реализацию поставленных перед ним целей и задач; решает вопросы приема, перевода и выпуска кадетов; обсуждает текущие и перспективные планы работы класса, заслушивает информацию и отчеты педагогических работников класса; организует формы итогового и промежуточного контроля.
Координатор развития кадетского движенияназначается для качественной организации учебно-методической и воспитательной работы, поддержания высокого уровня дисциплины и морально-психологического состояния кадетов.
Классный руководитель назначается из числа наиболее опытных учителей школы с целью качественной организации и контроля за учебным и воспитательным процессом в социально-педагогическом пространстве кадетского класса и находится в рамках традиционной производственной соподчиненности администрации школы.
Для организации качественной системы управления кадетским классом и приближения её структуры к требованиям общевойсковых уставов и традиций Российской Армии из числа обучающихся назначаются командир взвода и командиры отделений.
Для кадетов в период нахождения в школе обязательно ношение установленной администрацией по согласованию с родительским комитетом принятой формы одежды.
Недельный план дополнительного образования кадетского класса
День недели | Время занятия | Наименование занятия | Ф.И.О. преподавателя | № кабинета |
Понедельник | 13.55-14.45 | Самбо | ||
15.00-15.45 | Бальные танцы. | Рыбакова Н.И. | Актовый зал | |
16.00-16.55 | Строевые занятия | Воспитатель | Площадка | |
Вторник | 13.55-14.45 | Спортивное ориентирование | Тимофеева С.Ю. | Спортзал |
15.00-15.45 | Занятия по оказанию ПМП | Зубкова Л.Н. | ||
16.00-16.55 | Занятия по основам военной службы. | Воспитатель | ||
Среда | 15.00-15.45 | Занятия по физической подготовке | Зубкова Л.Н. | Спорт площадка |
16.00-16.55 | Строевые занятия | Воспитатель | ||
13.55-14.45 | Занятия по огневой подготовке | Попандопуло Г.В. | тир | |
Четверг | 15.00-15.45 | Бальные танцы. | Рыбакова Н.И. | Актовый зал |
16.00-16.55 | Строевые занятия. | Зубкова Л.Н. | Площадка | |
Пятница | 15.00-15.45 | Уроки по расписанию | ||
16.00-16.55 | Занятия по физической подготовке | Воспитатель | Спортзал |
Годовой план дополнительного образования кадетского класса
Учебный модуль | Дата проведения | Наименование мероприятия | Руководитель | Место проведения |
I | сентябрь | Строевой смотр | воспитатель | СОШ «ШБ» |
октябрь | Спортивный биатлон | воспитатель | СОШ «ШБ» | |
II | ноябрь | Международная конкурс игра по ОБЖ | Педагог ОБЖ | СОШ «ШБ» |
декабрь | Кадетский бал | Педагог танцев | КШИ «АПКМК» | |
III | январь | Международная конкурс игра по ОБЖ | Педагог ОБЖ | СОШ «ШБ» |
февраль | Интеллектуальный тур | воспитатель | КШИ «АПКМК» | |
IV | март | Концерт самодеятельности посвящённый«Дню 8 марта» | Классный руководитель | СОШ «ШБ» |
апрель | Военно-спортивные соревнования | воспитатель | КШИ «АПКМК» | |
V | май | Смотр песни и строя посвящённый«70-летию Победы в ВОВ» | воспитатель | КШИ «АПКМК» |
июнь | Зарница | воспитатель | База «Ушаково» |
Занятия проводит воспитатель, преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги дополнительного образования. Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении всего обучения в школе, на всех проводимых занятиях, и в повседневной жизни.
Каждое занятие должно проводиться образно и поучительно, в ходе его кадеты должны перенимать опыт организации и проведения занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм и методов обучения.
В основу формирования командирских и методических навыков должно быть положено практическое командование отделением, самостоятельное проведение занятий по строевой, физической подготовке.
При обучении кадетов следует соблюдать логическую последовательность в изучении тем и предметов обучения. Существующая в Вооруженных Силах РФ методика проведения занятий должна творчески использоваться с учетом задач кадетских классов и возрастных особенностей кадетов.
В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, а также при обслуживании техники, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны быть организованы инструктажи по мерам безопасности.
Знания и умения:
Общевоинские уставы.
В результате изучения и получения практических навыков в выполнении общевоинских уставов ВС РФ в повседневной деятельности и жизни кадеты должны:
ЗНАТЬ:
- законодательную основу общевоинских уставов ВС РФ и их требования;
- формы и методы работы командира отделения по поддержанию внутреннего порядка и высокой воинской дисциплины в подразделении и воинскому воспитанию подчиненных.
УМЕТЬ:
- применять требования ОВУ при выполнении общих обязанностей военнослужащих и особенно обязанностей командира отделения;
- точно выполнять и правильно применять положения ОВУ при несении внутренней, гарнизонной и караульной служб, организации жизни и быта личного состава отделения.
Строевая подготовка.
В результате изучения программы строевой подготовки и получения практических навыков в выполнении Строевого устава в повседневной жизни кадеты должны:
ЗНАТЬ:
- основные положения строевого Устава;
УМЕТЬ:
- выполнять строевые приемы одиночные и в составе отделения (взвода);
- выходить из строя и становиться в строй, подходить к начальнику и отходить от него;
Основы военной службы.
В результате изучения программы по основам военной службы кадеты должны
ЗНАТЬ:
- основы современного общевойскового боя, организацию и ведение боя отделением (взводом);
- основы организации защиты от оружия массового поражения в бою;
УМЕТЬ:
- практически использовать средства индивидуальной и комплексной защиты;
-оказать помощь раненому
Огневая подготовка.
В результате изучения программ огневой подготовки кадеты должны:
ЗНАТЬ:
- боевые возможности и устройство изучаемых образцов вооружения;
- содержание и порядок приведения стрелкового оружия в готовность к боевому применению (стрельбе);
- правила эксплуатации, хранения и сбережения вооружения; основы и приемы правила стрельб из стрелкового оружия; основные положения курса стрельб, меры безопасности в действиях при вооружении и с оружием.
УМЕТЬ:
- готовить оружие к боевому применению;
- проводить его техническое обслуживание;
- выполнить норматив по стрельбе из пневматической винтовки (поражение 3 мишений 4 выстрелами)
Физическая подготовка.
Цель физической подготовки заключается в обеспечении физической готовности кадетов к овладению оружием и боевой техникой, стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности.
Общими задачами физической подготовки являются:
- овладение навыками ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя, плавания, оказания помощи товарищу при совместных действиях на воде, при преодолении препятствий;
- развитие и постоянное совершенствование физических качеств – выносливости, силы, быстроты и ловкости;
- воспитание смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания;
- укрепление здоровья, закаливание.
УМЕТЬ:
Выполнять физические нормативы не ниже оценки «хорошо».
Достижения и результаты
По окончании обучения у воспитанников кадетского класса в период проведения летних полевых сборов «Зарница»комиссия МБОУ СОШ «Школа будущего» принимает экзамен по прохождении кадетской программы, выполнении нормативов ВФСК ГТО.
Физическая подготовка.
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Мальчики | Девочки | |||||
Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | |||
Обязательные испытания (тесты) | ||||||||
1. | Бег на 60 м (сек.) | 10,0 | 9,7 | 8,7 | 10,9 | 10,6 | 9,6 | |
2. | Бег на 2 км (мин., сек.) | 9.55 | 9.30 | 9.00 | 12.10 | 11.40 | 11.00 | |
или на 3 км | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | - | - | - | ||
3. | Прыжок в длину с разбега (см) | |||||||
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | ||||||||
4. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) | - | - | - | ||||
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) | - | - | - | |||||
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) | - | - | - | |||||
5. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин.) | |||||||
6. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | Достать пол пальцами | Достать пол пальцами | Достать пол ладонями | Достать пол пальцами | Достать пол пальцами | Достать пол ладонями | |
Испытания (тесты) по выбору: | |||||||
7. | Метание мяча весом 150 г (м) | ||||||
8. | Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) | 18.45 | 17.45 | 16.30 | 22.30 | 21.30 | 19.30 |
или на 5 км (мин., сек.) | 28.00 | 27.15 | 26.00 | - | - | - | |
или кросс на 3 км по пересеченной местности* | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | |
9. | Плавание на 50 м (мин., сек.) | Без учета времени | Без учета времени | 0.43 | Без учета времени | Без учета времени | 1.05 |
10. | Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) | ||||||
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) | |||||||
11. | Туристский поход с проверкой туристских навыков | В соответствии с возрастными требованиями | |||||
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе | |||||||
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** |
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Сдавшие нормативы ВФСК ГТО:
1. Золотой знак- не менее 10% класса
2. Серебряный знак- не менее 30% класса
3. Бронзовый знак- не менее 60% класса
Огневая подготовка.
1. Проведение разборки автомата АК-74 менее 15 сек.
2. Проведение сборки автомата АК-74 менее 25 сек.
3. Стрельба из пневматической винтовки по мишени диаметром 150 мм. с расстояния 10 м. (поражение 5ю выстрелами 4х мишений).
Строевая подготовка.
1. Одиночная строевая подготовка. Строевой шаг. Повороты на месте и в движении.
2. В составе отделения (взвода). Строевой шаг. Повороты на месте и в движении.
3. Управление строем (Оценка не ниже «хорошо»).
Кадеты прошедшие программу дополнительную образования и успешно сдавшие экзамен в период военно-полевых сборов «Зарница» награждаются шитым головным убором «Чёрный берет», а кадеты окончившие учебный год на «хорошо» и «отлично», и получившие оценку по итогам сборов «отлично» награждаются знаком «Кадетское братство».
Воспитатель Зубкова Л.Н.