Осуществление проектной деятельности в детском саду.
В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.
Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Проект -это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых.
Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса:
- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию творческого мышления.
- способствует повышению компетентности педагогов.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.
2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческиепроектыпредполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.
3. Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.
4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.
5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
· подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
· пополнение предметно-пространственной среды;
· подбор диагностического материала для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
· анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;
· выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
· формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.
III этап - практический:
· коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
· определение содержания работы;
· реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
· обобщение и распространение опыта работы;
· защита проекта.
IV этап — заключительный:
· анализ достижения целей и полученных результатов;
· определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:
· Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
· Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
· Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
· Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
· При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
· Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
· Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
· В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
· Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике.
· Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.
· На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми участниками.
Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику детского сада дает пролонгированный позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.