Обеспечение подготовки
Важная задача организации — обеспечение экстремальной подготовки. Центром всей работы является учебный кабинет (уголок) экстремальной подготовки. Во многих структурных подразделениях силовых министерств такие кабинеты созданы и успешно функционируют. Это специальное помещение (или группа), оборудованное для качественного проведения занятий (в том числе практических) по экстремальной подготовке. Комплектация кабинета включает: всю документацию и информацию об экстремальной подготовке; рабочие места для преподавателя и сотрудников, технические средства обучения (телевизор, видеоаппаратура, магнитофон, экраны, компьютеры), обучающие и контролирующие устройства на учебных местах (телемониторы, пульты управления, индивидуальные наушники и др.), наборы наглядных пособий (слайдов, видеофильмов, копий кинофрагментов, схем, фотоальбомов, фотографий), тестов для психологической и педагогической диагностики, библиотечка учебной литературы, каталоги фильмов, наглядных средств, упражнений и др. Хорошо создавать и специализированные учебные кабинеты по видам подготовки. Из-за распространенной нехватки помещений такие учебные кабинеты в ряде мест оборудуются в подвальных и чердачных пространствах.
Распространение получают тренажерные кабинеты. Они оборудованы автоматически действующими устройствами — тренажерами, игровыми комплексами, моделирующими ситуации, близкие к реальным. Определенные возможности содержатся у некоторых игровых автоматов.
Экстремальная подготовка к преодолению профессиональных трудностей может и должна проводиться и на базе других учебных кабинетов, спортивных площадок, залов и компьютерных классов (но опыт их использования для экстремальной подготовки пока беден, здесь нужны педагогические разработки).
Весьма эффективен учебный полигон для служебно-боевой и экстремальной подготовки. Небольшие полигоны обычно включают: учебный городок, полосу препятствий, площадку для эмоционально-волевых упражнений, тир и др. Учебный городок — модель(и) реальной территории с сооружениями, где могут происходить экстремальные события, типичные для вида деятельности, к которой готовится определенная категория обучающихся. Это может быть городской перекресток с расположенными по углам жилым домом, банком, магазином, дискотекой и подземным переходом, киосками и др. На полигоне в обстановке, близкой к реальной, отрабатываются профессиональные действия в любых по сложности учебных ситуациях, близких к реальным.
Психологическая полоса препятствий — цепь учебных позиций в виде расположенных последовательно на расстоянии 3—5 м друг от друга различных препятствий, типичных для деятельности сотрудников. Это могут быть просто ямы, ямы с водой и перекинутым через них бревном, бум, стенка, лабиринт, домик, автомашина и др. Наряду со стационарными (для разнообразия) применяются переносные препятствия (забор, щит с окном, завал бревен, трубы и т.п.). Учебные позиции можно располагать по прямой линии, кривой или близкой к кругу. Хорошо, когда есть две параллельные линии препятствий для соревновательных отношений выполняющих упражнения на полосе.
Упражнения на полосе усложняются ее прохождением: без отдыха несколько раз, вдогонку (с гандикапом: первый обучающийся стартует с опережением второго на 10—20 м), в прямом и обратном направлении, парами, группой, группой с переносом «раненого», с имитацией огня, дыма, резких запахов, с применением шумовых эффектов, криков, взрывов, яркого света в лицо, в сумерки, в дождь и др. После нескольких упражнений обучающимся сотрудникам даются дополнительные задания: оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему» на пути следования, вынести «пострадавшего» или имущество (тяжелые предметы) из огня, быть бдительным и отражать нападения «противника» (на полосе скрытно располагаются 2—3 «преступника»), запоминать на маршруте все мелкие детали обстановки (номера автомашин, особенности предметов на «месте происшествия», надписи, внешние данные лиц, встретившихся по пути, вывешенных портретов). Хорошо, если ближе к концу полосы находится стрелковый тир, в котором следует выполнять стрельбы в состоянии учащенного сердцебиения и усталости.
На учебном полигоне и психологической полосе не всегда удается создать ситуацию, когда выполняющий упражнение по настоящему испытывал бы волнение, колебания, страх и другие состояния, возникающее в экстремальной ситуации, и преодолевал их. Площадка для эмоционально-волевых упражнений позволяет вызывать их и учит преодолевать. На ней размещаются площадки для спрыгивания с высоты 3, 4, 5 м на землю; лестницы разного качества и наклона; трапеции с подвешенными вертикально 5—10-метровыми шестами, канатами, веревочными лестницами и расходящимися наклонно на 10—20 м; горизонтальные бревна на высоте 2, 3, 4 м и канаты над канавой с водой и т.п. Везде, где обучающиеся могут упасть и получить травму, используется мягкий подстил (как у прыгунов в высоту). По характеру опасностей и рисков имитируемые ситуации не типичны для всех сотрудников, но механизм их тот, о котором писал А.С. Макаренко: чтобы воспитать мужественного человека, нужно создавать ситуации, в которых бы он преодолевал опасения и страх, «все равно в чем».
Стрелковые тиры много дают для подготовки к решению служебно-боевых задач.
Где нет возможности создавать учебные кабинеты и полигоны, следует максимально использовать служебные и вспомогательные помещения и сооружения на территорииоргана внутренних дел. Определенные экстремальные ситуации можно создавать на контрольно-пропускном посту, лестнице, в подвале, на чердаке, у финансовой части, в буфете или магазине, столовой, на стоянке автомашин (в гараже), в общежитии и т.п. Полезно составить список таких мест с указанием, какие экстремальные вопросы можно на каждом из них отрабатывать
Повсеместно надо иметь набор учебных средств экстремальной подготовки: документальные съемки экстремальных событий, фотографии, фотоальбомы, слайды, схемы, видео- и кинофрагменты, видеофильмы, различные предметы, присутствующие на местах событий, учебная техника, макеты, муляжи, средства имитации, фонограммы с записями звуков, типичных для реальной экстремальной обстановки, средства индивидуальной защиты и т.п. Очень действенны и практичны учебно-тренировочные видеофильмы8. Такие фильмы можно снимать в каждом органе внутренних дел с помощью видеокамер, однако целесообразно централизованным порядком изготовить набор таких фильмов (примерно 50 фильмов) и разослать на места.
Для создания обстановки, близкой к реальной, подготовку нужно обеспечить комплексом средств имитации — дыма, огня, плохой видимости, неприятных запахов, взрывов, стрельбы, свиста пуль, криков, крови, муляжей погибших и раненых; имитационные мины, фугасы, учебные гранаты, взрывпакеты, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые патроны, источники сильного слепящего света и др. Для имитации использования оружия стали использоваться новейшие лазерные имитаторы стрельбы, компьютерные тренажеры с эффектами виртуальной реальности, цветовые отметки на одежде при попадании «пули» — луча лазера. Для имитации противостоящей стороны используются люди-имитаторы или специальные группы, имитирующие противника.