Приемы КРР с дошкольниками с нарушениями зрения по РЗВ сенсорных эталонов.
Работа по развитию сенсорных эталонов проводится через следующие приемы:-обследование макетов, контурных изображений формы, выделение параметров величины с подключением мануальных действий; -формирование понятий “цвет”, “форма”, “величина”, называние эталонов цвета, формы, величины точным словом; - выделение заданного цвета, формы, величины из множества других вблизи и на расстоянии; - сериация величины по убыванию – возрастанию, цвета – по насыщенности; - группировка эталонов и предметов; - соотнесение эталонов и предметов по цвету, форме, величине; - дифференциация сходных форм.
В младшем дошкольном возрасте наибольшие трудности вызывает такой прием, как сериация предметов по величине в порядке возрастания и убывания. В старшем дошкольном возрасте затруднения возникают о определении оттенков цвета и, как следствие, в сериации предметов по насыщенности цвета. Игры на соотнесение предметов с геометрическими фигурами и цветами, а также игры на группировку по цвету и дифференциацию сходных по форме предметов осложнений не вызывают у детей.
Средства КРРс дошкольниками с нарушениями зрения по развитию восприятия сенсорных эталонов.
1. В работе по сенсорному развитию детей используются дидактические игры и упражнения, которые проводятся на вертикальных плоскостях.Система упражнений "Найди пару", "Правильно подбери оттенки", "Найди предметы такой же формы", "Найди свой домик", "Найди такой же", "Найди ниточку самую-самую...", "Собери матрешку" и др.
2. Сенсорный уголок. Он выполняет ряд определенных функций: стимуляция сенсорных функций; повышение работоспособности детей; активизация когнитивных процессов; повышение самостоятельности и формирование экспериментальной деятельности дошкольников. Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и изучаемой темы. Сенсорный уголок используется в образовательном процессе, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности детей. В уголке могут использоваться Монтессори-материалы.
3. Использование блоков Дьенешав работе по формированию представлений о сенсорных эталонах. Основные задачи в работе с блоками Дьенеша: - способствовать развитию умений различать и правильно называть основные геометрические формы; цвет; толщину; - определять свойства фигур на ощупь; - обобщать фигуры по одному, двум, трём свойствам; - кодировать и декодировать информацию; - развивать логическое мышление, творческие способности.
34. Формирование предметных представлений – основное направление работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения (С. В. Довгий).
Процесс формирования предметных представлений протекает у детей с нарушением зрения замедленно. Среди детей с нарушением зрения имеются различия в скорости и легкости перехода от низших фаз развития образа к высшим, которые находятся в прямой зависимости от остроты зрения. Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем легче они осуществляются. Данная зависимость проявляется при остроте зрения ниже 0,2, которая в процессе восприятия является критической. Но влияние остроты зрения на процесс формирования представлений ослабевает с возрастом, что связано с накоплением чувственного опыта, развитием навыков обследования, активизации мышления.
Характерные особенности представлений в процессе возникновения и развития образов памяти проявляются в наличии фаз, характеризующих степень дифференцированности и обобщенности отражения действительности в представлениях. Степень адекватности представлений у детей с нарушением зрения значительно ниже, чем у детей нормально видящих. На эту особенность влияет как состояние зрительного анализатора, так и сложность самого отображаемого объекта. Но прямая зависимость уровня развития представлений от остроты зрения может быть нарушена: представления незрячих могут быть более полными, дифференцированными и обобщенными, чем у слабовидящих. Это объясняется характером восприятия тех и других. Если незрячие при ознакомлении с объектом при формировании образа используют осязание и тактильно двигательный анализатор, то слабовидящие обследуют тот же объект визуально.
При нарушениях зрения происходит не только изменение темпа образования временных связей, что отражается на увеличении времени, требующегося для формирования предметных представлений, но и наблюдается тенденция к быстрому угасанию образованных ранее образов памяти. При отсутствии подкрепления образы памяти детей с нарушением зрения тускнеют, становятся фрагментарными, менее обобщенными. Происходит угасание, переход с высших фаз развития представлений на низшие. Поэтому в коррекционно-развивающей работе необходима целенаправленность и систематичность в формировании предметных представлений.
Итак, острота зрения является не решающим фактором, от которого зависит особенность и динамика образов памяти. Существенное значение имеет наличие чувственного опыта, глубины и объема мышления, познавательных интересов, в развитии и обогащении которых важную роль играет специально организованное обучение. Благодаря обучению на основе восприятия, у детей с нарушением зрения формируются более адекватные представления, расширяется и накапливается чувственный опыт, совершенствуется познавательная активность.
35. Колористика (основные характеристики цвета), колористические умения, формируемые в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Колористика - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета. Первую стройную систему цветов создал Леонардо да Винчи. Он не только установил, что многообразие цвета может быть ограничено: "Простых цветов шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный", - но и выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический.
Все цвета делятся на:
Основные гр. цветов | Характеристики цвета |
ахроматические (белый, черный, все оттенки серого) | светлота (степень близости к белому) |
хроматические (окрашенные) | цветовой тон; светлота (степень близости к белому) насыщенность (насыщенность цвета, она уменьшается при добавлении к нему черного или белого); яркость |
Светлота.Степень близости цвета к белому. Цветовой тон— характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Насыщенность— степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. Яркость.Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.
Значения цветов. Красный цвет в одежде отражает готовность к действию, импульсивность, авторитетность. Синий цвет придает солидность, уверенность, духовность и приверженность традициям. Желтыйвносит в костюм коммуникабельность, непостоянство. Темно-зеленый цвет - это стабильность, кредитоспособность, консерватизм. Одежда в коричневых тонах вызывает ощущение доверия, стабильности, предсказуемости. Светло-серый костюм - это сдержанность и интеллигентность. Серый в сочетании с розовым - элегантность. Белый создает дистанцию, поэтому в деловом костюме должен использоваться осторожно. Сложный цвет включает в себя элементы нескольких цветных тонов, выраженных в разной степени.
Цветовой контраст –любая противоположность цветов: различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Выделяют сильные контрасты (прямые), средние и слабые (обратные). Сильные (прямые):черный – белый, красный – зеленый, синий – желтый…; слабые контрастыпридают изображению мягкость: светлое на темном: красный – фиолетовый, оранжевый – малиновый; средние контрасты уравновешены и изысканы: оранжевый – фиолетовый.
Цвет может указывать на свойства предмета:белый – легкий, черный – тяжелый, желтый – близкий, синий – далекий.
36. Содержание и методика формирования колористических умений у детей с нарушениями зрения.
Коррекционно-развивающая работа по формирования колористических уменийу детей с нарушениями зрения включает в себя два этапа.
Первый этап направлен на овладение школьниками целостной системой эталонов цвета, которая включает в себя знание тона цветов (хроматических и ахроматических); формирование понимание их связей и отношений (представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, о возможности получения цветов путем смешения других, об изменении цвета по светлоте и насыщенности). На втором этапе у детей формируются представления о сочетании цветов спектра (оценка сочетания цветов и построение выразительных цветовых композиций).
Усвоение сенсорных эталонов цвета осуществляется в процессе практических действий: дети выбирают заданный цветовой эталон среди множества окрашенных и неокрашенных объектов, закрашивают предметное изображение определенным цветом и т.п. Таким образом, у детей формируется отношение к цвету как важнейшему признаку предметов, расширяются знания о предметах, которые имеют постоянный признак того или иного цвета.
Первоначально, необходимо научить детей понимать отношения светлот, ранжировать объекты в порядке усиления или ослабления светлоты. С этой целью детей учат сравнивать три − пять и более объектов разных оттенков. При этом дети овладевают сравнительной оценкой светлоты предметов (темнее, светлее, еще светлее) не только в возрастающей, но и в убывающей степени светлоты при одновременном установлении взаимно-обратных отношений.
Затем детей знакомят с основными цветами (красный, синий, желтый), объясняют, как с их помощью получать остальные цвета спектра.
Одной из задач, предполагающей полное овладение детьми системой эталонов цвета, является формирование представлений о последовательности расположения цветовых тонов в спектре: у детей формируются знания о цветах радуги и их последовательности, умение подбирать цвета радуги в определенном порядке по образцу, по словесному описанию и по памяти.
Затем детей знакомят с теплыми и холодными цветами. У них формируется понятие о том, что разные оттенки красного, оранжевого и желтого цвета − это теплые цвета, разные оттенки голубого, синего и фиолетового цвета − холодные цвета, а зеленый цвет − это нейтральный цвет. Дети упражняются в дифференциации теплых и холодных цветов при создании орнаментальных узоров из элементов четырех и более оттенков красного, оранжевого, желтого, голубого, синего и фиолетового цвета в процессе конструирования и рисования.
Особенно трудным для усвоения детьми с нарушениями зрения является голубой цвет. Поэтому, прежде чем познакомить детей с голубым цветом, нужно дать им представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных тонов. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвет, установить их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим.
37. Задачи и содержание работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения.
38. Задачи и содержание работы по расширению и коррекции предметных представлений и способов обследования предметов у школьников с нарушениями зрения.
Зрительные представления это образы памяти. Для чего они нужны: - узнавание объектов, - понимание функциональных свойств и особенностей объектов, - ориентировка в окружающем, - понимание количественных и пространственных отношений, - понимание смысловых отношений.
Наша цель не только расширить и скорректировать предметные представления младших школьников с нарушениями зрения, но и обеспечить активное оперирование этими представлениями при познании окружающего мира, в процессе повседневной жизнедеятельности.
Чем непостредственнно занимается тифлопедагог: формирование предметных представлений у школьников с нарушениями зрения обеспечивает:- расширение круга представлений и их категоризация; - обогащение представлений о свойствах и качествах предметов и явлений окружающего мира; -формирование представлений о предметах, трудных для зрительного восприятия, имеющих сложное строение или недоступных зрительному восприятию.
Чтобы успешно справляться с данными задачами тифлопедагог также организует работу с детьми с нарушениями зрения по совершенствованию и автоматизации способов обследования предметов:- совершенствует и автоматизирует навыки полного и последовательного зрительного обследования предметов; - обучает зрительному анализу частей предмета, способности видеть общее и отличное между предметами одного вида; - развивает умение узнавать предметы, предложенные для восприятия в разных модальностях (натуральный предмет, объемная модель, силуэтное или контурное изображение); - обучает целенаправленному восприятию с помощью алгоритмизации; - закрепляет навыки полиснсорного обследования предметов; - закрепляет представления о предметах и явлениях окружающего мира путем включения их в новые виды деятельност; педагог помогает ребенку с нарушением зрения пользоваться для познания окружающего ограниченным зрением и осязательно-двигательным восприятием, то есть научить глаз и руку действовать при познании предметного мира слаженно.