Перевоспитание и самовоспитание
Если у воспитанника уже сформированы нежелательные качества личности, то воспитание новых качеств сочетается с перевоспитанием – преодолением недостатков предыдущего воспитания. В таком случае последовательность процесса изменяется. Перевоспитание начинается с определения уровня воспитанности и причин неправильного поведения. Затем составляется программа воспитания (перевоспитания), далее неизбежно следует эмоциональная ориентация и в зависимости от уровня воспитанности усвоение правил поведения или выработка умения вести себя, усвоение понятий или организация опыта общественного поведения.
Успех воспитания всегда зависит от участия воспитанника в формировании своей личности. Сознательная и целенаправленная работа по формированию у себя определенных качеств называется самовоспитанием. Обычно такая работа становится возможной в подростковом возрасте. Однако следует помнить, что в формировании своей личности ребенок участвует всегда. Кратко последовательность и основные приемы самовоспитания можно представить как самопознание, определение идеала, самообязательство (программа достижения идеала), самоубеждение, самоорганизация и самоободрение, самоконтроль и самоанализ.
Справедливо считается, что самовоспитание во много раз быстрее формирует качества личности, чем подражание и приспособление. Рассматривая «технологию», внутреннюю структуру самовоспитания, можно выделить в нем три этапа, каждый из которых, в свою очередь, разделяется на несколько звеньев. Их можно рассматривать и как способы воздействия на самого себя, способы работы личности по формированию и развитию у себя личностных качеств.
Первый этап - определение цели. На этом этапе можно выделить три следующие элемента:
самопознание, т.е. изучение самого себя, определение уровня развития интересующих воспитанника качеств; именно здесь воспитатели (родители, учителя) могут и должны оказать подросткам крайне необходимую им помощь, которую из других источников воспитанникам получить во многих случаях просто невозможно;
определение идеала (нравственного, трудового, эстетического, политического и др.); чаще всего в младшем возрасте главную роль в этом играют воспитатели, в подростковом же возрасте роль воспитателей в этом становится минимальной: подростки в большей мере ориентируются в определении идеала на сверстников, кумиров эстрады, привлекательные образцы внешнего по отношению к официальной системе воспитания плана действий;
самообязательство, т.е. принятие конкретного плана действий, суммы конкретных качеств и степени их формирования. Вот, например, какие обязательства ставил перед собой К.Д. Ушинский: «1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится... 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть...» Самообязательство - это, собственно, план работы над собой.
Второй этап - работа по выполнению намеченного. Здесь можно выделить следующие способы воздействия на себя:
самоубеждение и самовнушение; известный психиатр В.М. Бехтерев советовал произносить слова самовнушения от своего имени, в утвердительной форме и в настоящем времени. Самым лучшим моментом для самовнушения он считал время перед засыпанием и после пробуждения. Самовнушение осуществляется по схеме: должен - хочу - могу - есть. Причем именно последняя ступень - есть - является наиболее существенной;
самоободрение; самоприказ. Важно, чтобы воспитанник знал о возможности и высокой эффективности этих способов воздействия на себя. Они являются ключевыми, главными рабочими инструментами самовоспитания.
Третий этап - подведение итогов работы, определение результатов приложенных усилий, эффективности работы над собой. Здесь можно выделить такие способы воздействия, как самоконтроль и самоанализ. В лучшем случае их выполнение подразумевает ведение дневника, в наиболее простом - вспоминание вечером всего, что сделано за день, осмысление своего поведения, его анализ в сравнении с принятыми обязательствами. Обратимся опять к опыту великих. Что писал, например, по этому поводу Л.Н. Толстой: «Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития». И в одной из записей о прожитом дне читаем: «Утром долго не вставал, ужимался, как-то себя обманывал. Читал романы, когда было другое дело... Гимнастику делал торопясь... Все ошибки нынешнего дня можно отнести к следующим наклонностям: 1. Нерешительность, недостаток энергии; 2. Обман самого себя...; 3. Торопливость; 4. Дурное расположение духа, происходящее большей частью от торопливости, от поверхностного взгляда на вещи...»* и т.д.
* Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22т. - М, 1985.-Т. 21. - С. 12,32.
Следует отметить, что для подавляющего большинства детей и подростков участие в деятельности какой-либо детской общественной организации является самым сильным стимулом в самовоспитании. Сравнение себя с другими, стремление к самоутверждению в группе сверстников побуждает к работе над собой больше, чем уговоры воспитателей. Так, одной из заповедей скаутской организации является ежедневный самоотчет скаута о прожитом дне, что помогает скаутам самосовершенствоваться.