Из истории школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами
Первым отечественным учреждением, оказывающим помощь детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, принято считать Приют для детей-калек и паралитиков, основанный в 1890 г. в Санкт-Петербурге. С 1904 г. консультантом, а вскоре руководителем приюта становится основоположник отечественной ортопедии Г. И. Турнер. Стараниями Генриха Ивановича по утверждённому им архитектурному чертежу в 1914 г. будет построено здание новой клиники, соответствующей по тем временам мировым стандартам госпитальных заведений и уровню ортопедической науки. В советское время учреждение переименуют в Дом физически дефективных детей. В 1931 г. оно получит статус Института восстановления трудоспособности дефективных детей и подростков, а впоследствии — Ленинградского НИИ детской ортопедии им. Г. И. Турнера. Долгое время забота о детях с нарушением опорно-двигательного аппарата будет развиваться по двум направлениям — лечебному и санаторно-оздоровительному. Вероятно, в силу очевидных ограничений трудоспособности этих лиц государство на протяжении десятилетий не считало нужным озаботиться организацией для них специальных учебных заведений. Ситуацию резко изменит эпидемия полиомиелита, поразившая мир в середине XX в.
К тому моменту во всех странах Европы и Северной Америки давно действовал закон о всеобуче. Школьники, перенёсшие полиомиелит, сохраняя прежние способности к обучению, зачастую оказывались физически неспособными посещать традиционно организованные учебные заведения. Цивилизованный мир столкнулся с необходимостью предложить этим детям и подросткам иные условия для получения образования. Так рождается модель школы для детей с последствиями полиомиелита.
По общему пути пошёл и СССР. В 1957 г. Министерство здравоохранения издаёт приказ о создании специальных школ для детей с последствиями полиомиелита. Принятию оригинального решения, исходившего из недр Минздрава, а не Минпроса, вне всякого сомнения, способствовала атмосфера политической «оттепели». (Известно, что уникальный приказ появился благодаря более чем энергичным усилиям влиятельных родителей, чьи дети перенесли полиомиелит.) Решение было принято, бюджетное финансирование и помещения выделены, медицинские и педагогические штаты и ставки утверждены, первые школы в Москве и Ленинграде открыты. Но буквально в те же годы изобретена вакцина, предупреждающая полиомиелит, что приведёт к быстрому снижению заболеваемости. По официальным данным, начиная с 1959 г. полиомиелит на территории СССР удастся ликвидировать. Сложится необычная ситуация: специальные школы созданы, а учеников для них не находилось! Впрочем, существовала другая категория лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата — это те, кто перенёс детский церебральный паралич. При ДЦП двигательные нарушения нередко сопровождаются нарушением речи, задержкой психического развития, иногда умственной отсталостью. Убеждены, что пойти на немалые бюджетные расходы ради столь «малоперспективных» учеников государство ещё долго бы не согласилось. Однако в конкретном случае затраты уже были произведены, бюджет утверждён на годы вперёд, да и шла речь о трёх-четырёх школах. Необычные учебные заведения, чьё штатное расписание включало врачей-психоневрологов, ортопедов, педиатров, стоматологов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, а также средний медицинский персонал, инструкторов ЛФК и логопедов, сохранили, несколько изменив название.
Так в нашей стране появились специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. Осенью 1961 г. Совет министров РСФСР примет отдельное постановление «О сроке обучения в общеобразовательных школах для детей, перенёсших полиомиелит», весной 1963 г. Министерство просвещения РСФСР утвердит Положение о школе-интернате с особым режимом для детей, перенёсших полиомиелит. Типовое положение об этих учреждениях Министерство просвещения СССР утвердит 30 января 1978 г.
Открытие в Москве и Ленинграде школ для детей с последствиями полиомиелита позволит Киеву добиваться права создать подобные учреждения и на Украине. В 1959/60 учебном году их ещё нет, однако за последующие 8 лет удастся создать 11 специальных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. Недоуменные вопросы: «Как случилось, что на Украине вдруг обнаружилось более двух тысяч учащихся с нарушением опорнодвигательного аппарата?», «Если дети с подобными диагнозами проживали в республике и прежде, почему закон о всеобуче не распространялся на них?» — рождаются лишь в случае рассмотрения статистических данных в отрыве от социокультурного контекста. Завершая рассказ о специальных школах УССР, необходимо прокомментировать их кадровое обеспечение. По этому показателю Украина продолжала удерживать лидерство, если в республиках Закавказья и Средней Азии высшее дефектологическое образование имело не более 1—2% учителей, в Белорусской ССР —9%, в среднем по стране 11 — 13%, то в специальных школах Украины 20% педагогов обладали необходимой квалификацией.
Итак, на примере Белоруссии, Грузии, Украины и Туркмении мы убедились, что после XX съезда КПСС расширение сети специальных школ прослеживается по всей стране. Вместе с тем степень дифференциации систем специального образования, уровень и качество образования, предоставляемого учащимся с недостатками физического и умственного развития в союзных республиках СССР, оставались далеко не одинаковыми. В силу объективных и субъективных причин республиканские министерства просвещения решали задачу обеспечения права детей-инвалидов на школьное образование с разной степенью усердия. Повлиять на ситуацию могло исключительно высшее руководство государства. То, что это так, мы увидим, оценив результаты деятельности союзно-республиканского Министерства просвещения СССР, созданного в 1966 г. Упомянутое ведомство станет единым руководящим государственным органом, контролирующим исполнение правительственных решений в сфере образования. За 25 лет, отведённых ему историей страны, Министерство просвещения СССР сумеет сделать для развития, укрепления и совершенствования отечественной системы специального образования немало.