Основы социальной защиты детства

26 ноября 1945 года в Париже 850 делегаток из 40 стран собрались на первый учредительный конгресс Международной демократической федерации женщин. Конгресс стал историческим, так как никогда еще ни одна женская организация не ставила перед собой такой задачи – защищать жизнь и счастье юного поколения планеты. Борьба за благополучие детей стала для феде­рации на долгие годы одним из главных направлений ее деятельности. В послевоенные годы, по данным ООН, свыше 80 млн детей плохо питались, остро нуждались в медицинской помощи, многим было недоступно обра­зование. Международная демократическая федерация женщин привлекла к этой проблеме внимание правительств и общественности.

На одном из заседаний совета федерации было решено ежегодно 1 июня отмечать «Международный день защиты детей». В принятой тогда резолюции гово­рилось: «Защищать повсюду право на жизнь, право на здоровье, право на образование для всех детей земного шара – вот основная цель...». Впервые этот день отме­чался в 1950 году в 51 стране.

12 апреля 1952 года в Вене открылась первая меж­дународная конференция в защиту детей.

Благодаря настойчивым действиям женщин планеты и прогрессивных организаций мира, 20 ноября 1959 года ООН приняла Декларацию прав ребенка – первый в истории правовой документ такого рода. В ней говорилось: «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация определила основные права, которы­ми должны пользоваться дети всех стран.

1979 год был объявлен Международным годом ре­бенка, и в рамках его проведена всемирная конферен­ция «За мирное и счастливое будущее всех детей».

В России правовая база социальной защиты детства включает международное законодательство, российские государственные законы и местные по­ложения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хар­тией детства, Декларацией прав ребенка. В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция Российской Федера­ции, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента Российской Федерации от 18.08.94 г. № 474).

В Российской Федерации 42 млн детей в возрасте до 18 лет, что составляет 28,5% всего населения. Детс­кая смертность, являющаяся индикатором социально­го здоровья нации, в России в 2–2,5 раза превышает аналогичные показатели в США, Франции, Англии, Только 10% российских детей признаются практичес­ки здоровыми после окончания школы, более 40% име­ют хронические заболевания. Растет число детей, име­ющих психические и неврологические отклонения: таких детей 7,5 млн, т. е. каждый третий учащийся, а квалифицированной помощью охвачены только 350 тыс. детей (159,с.4).

Постоянно растет число детей-инвалидов. В после­дние годы серьезнейшей проблемой становится соци­альное сиротство. В Российской Федерации более 500 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем лишь 5% из них не имеют родите­лей, а у 95% – родители живы, но либо лишены родительских прав, либо по различным причинам отказались от своих детей. Это дети, которых неблагополучные семьи «вытеснили» на улицу. Неуклонно растет число бомжей и попрошаек.

Особую обеспокоенность вызывают дети с девиантным поведением. Растет число несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений, отмечается непре­рывный рост детской преступности. Возрастает число неработающих и неучащихся трудоспособных подрос­тков, совершивших преступления. В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуве­ренности в завтрашнем дне. Все это весьма серьезные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества.

Многочисленные межнациональные и вооруженные конфликты привели к появлению новой проблемы –дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Вызы­вает тревогу положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера. Миграция некоренного населения из северных территорий обостряет кадровую ситуацию и социальные проблемы, в том числе и проблемы образова­ния. До сих пор не решены многие проблемы детей, под­вергшихся воздействию последствий Чернобыльской аварии и других экологических катастроф. С каждым годом увеличивается число детей школьного возраста, находящихся вне школы. Положение детей в России до­стигло предельной остроты.

Система защиты детства начинается с защиты се­мьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учрежде­ния здравоохранения, образования и социального обес­печения. Вместе с тем, учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать дополнительные средства для про­ведения мер социальной защиты детей.

Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, фор­мирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.

В настоящее время уже более чем в 50 регионах России организованы центры психолого-педагогичес­кой реабилитации детей и подростков. Создаются пси­холого-медико-педагогические консультации, логопе­дические центры и другие подобные учреждения для детей. В них специалисты-психологи оказывают реаль­ную помощь всем обездоленным и нуждающимся в заботе детям.

Социальная защита детства требует серьезной материально-экономической базы, которая в России развивалась неравномерно. Были периоды, когда и в дореволюционной, и в доперестроечной России детс­ких учреждений насчитывалось достаточно, чтобы удов­летворить потребности в соответствующих социально-воспитательных мероприятиях, а забота о здоровье матери ребенка обеспечивала стране лучшие показа­тели в мире. И система образования в 70–80-х годах решала задачи подготовки к жизни, труду, продолже­нию образования на уровне более высоком, чем в боль­шинстве развитых стран мира.

Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблена. Прежде всего надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось, родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но они идут в основном на питание, одежду, обувь, школьные письменные принадлежности, а на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные ме­роприятия средств не остается. Принципиально поло­жение не меняется, несмотря на то, что 24 из 38,3 млн детей до 18 лет получают ежемесячные пособия. Сни­зилось качество питания детей.

С каждым годом уменьшается число вводимых школ, детских садов и яслей, больниц, поликлиник и родильных домов. Год от года выпускается все меньше детских и юношеских художественных фильмов, муль­тфильмов, сокращаются тиражи детских изданий. Имеются трудности с учебниками. Все это отнюдьнеспособствует укреплению социальной защищенности детей.

9.2. Президентская программа «Дети России»

Программа была принята в 1994 году и дополнена в 1996 году.

Целью президентской программы «Дети России» является создание благоприятных условий для жизне­деятельности детей, обеспечение их социальной защи­ты в период социально-экономических преобразований и реформ.

В состав президентской программы «Дети России» входят федеральные целевые программы (далее име­нуются–программы) «Дети-инвалиды», «Дети-сиро­ты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирова­ние семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха де­тей», «Дети семей беженцев и вынужденных пересе­ленцев», «Безопасное материнство» (1997).

Программа «Дети-инвалиды» направлена на фор­мирование основ комплексного решения проблем де­тей с ограниченными возможностями и семей, в кото­рых они воспитываются, создание условий для их полноценной жизни.

В этих целях предусматривается проведение ком­плекса мероприятий по повышению эффективности профилактики детской инвалидности, созданию систе­мы реабилитации детей-инвалидов, приобщению к за­нятиям спортом, развитию их творческих способнос­тей, разработке и выпуску технических изделий и средств реабилитации, подготовке специальных кадров, работающих с детьми, имеющими физические и ум­ственные ограничения, а также организация научных исследований по актуальным проблемам детской ин­валидности.

Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер по предупреждению причин появления социального сиротства и созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни. В частности, предусматрива­ется: развитие форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение учреждений для этой категории детей; совершенствова­ние охраны здоровья, психологической поддержки и со­циальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также нормативно-правовое обес­печение охраны прав этих детей.

Программа «Дети Севера» нацелена на создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей, живущих в районах Край­него Севера, и в первую очередь, детей малочислен­ных народов Севера; совершенствование социальной и правовой защиты детей, беременных женщин и кор­мящих матерей, проживающих на Севере; проведение научных исследований по различным аспектам разви­тия детей Севера.

Программа «Дети Чернобыля» предусматривает проведение мероприятий, направленных на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чер­нобыльской катастрофы: совершенствование медицин­ской и реабилитационной помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздей­ствию; развитие психологической службы в целях со­здания единой сети медицинской, социальной и психо­логической помощи детям и семье; обеспечение детей, проживающих на территориях зоны радиационного воздействия, продуктами с повышенными лечебными свойствами; укрепление материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений; проведение научных иссле­дований по проблемам детей, подвергшихся радиаци­онному воздействию.

Программа «Планирование семьи» направлена на создание службы планирования семьи; поддержание государственных и общественных структур планиро­вания семьи на федеральном и региональном уровнях; обеспечение управления и организацию правовой ос­новы деятельности службы планирования семьи; со­вершенствование информационной системы по воп­росам сексуального и репродуктивного поведения, этики семейно-брачных отношений; формирование сексуальной культуры в обществе, начиная с детского возраста, в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; производство и закупку современных средств контрацепции; внедрение сис­темы подготовки специалистов по планированию се­мьи и проведение специальных научных исследова­ний в этой области.

Программа «Развитие индустрии детского пита­ния» направлена на решение комплекса задач по обес­печению физиологической потребности детей раннего возраста в специальных продуктах детского питания. Предусмотрены разработка и освоение промышленно­го производства новых продуктов питания для здоро­вых и больных детей; создание и серийное изготовле­ние необходимого технологического оборудования, развитие материально-технической базы отрасли за счет технического переоснащения, реконструкции дей­ствующих и строительство новых специализированных предприятий; подготовка экологически благополучных сельскохозяйственных зон для обеспечения промыш­ленности сырьем гарантированного качества; органи­зация производства современных видов тары и тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность, необходимую дозировку и транспортировку продуктов детского питания; совершенствование системы их ре­ализации и доставки потребителям.

Программа «Одаренные дети» нацелена на созда­ние условий для развития возможностей и способнос­тей юных дарований. Она включает систему мерпо развитию сети образовательных учреждений и экспе­риментальных площадок для работы с одаренными детьми, укреплению их материально-технической базы; подготовке специалистов для работы с одаренными и талантливыми детьми; внедрению новых образователь­ных технологий обучения и развития одаренных детей; проведению исследований по проблемам одаренности ребенка.

Программа « Организация летнего отдыха детей» ориентирована на сохранение и стабилизацию систе­мы детского отдыха и оздоровления в современных условиях; расширение сети учреждений детского от­дыха и оздоровления на основе различных форм соб­ственности; увеличение числа детей и подростков, ох­ваченных организованными формами летнего отдыха; разработку научно-методических и правовых основ организации летнего отдыха детей в современных ус­ловиях; организационное, санитарно-медицинское и .кадровое обеспечение учреждений летнего отдыха и оздоровления детей, повышение эффективности летне­го отдыха.

Программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» включает комплекс мероприятий, на­правленных на охрану жизни, здоровья и адаптации детей семей беженцев и вынужденных переселенцев; предупреждение социального сиротства; оказание эк­стренной помощи детям семей беженцев и вынужден­ных переселенцев; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охрану здоровья детей, находящихся в центрах временного размещения семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказание социально-психологической и педагогической помощи этим детям; внедрение новых педагогических техноло­гий компенсирующего обучения; обеспечение право­вой и социальной защиты детей семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Программа «Безопасное материнство» направле­на на создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения пос­леродовой заболеваемости, инвалидности и материнс­кой смертности, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения в Российской Федерации. Предусматривается разработка и реализация дополни­тельных мер по совершенствованию организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщи­нам, проведению специальных научных исследований в области акушерства и гинекологии, улучшению под­готовки медицинских кадров в этой сфере, информа­ционному обеспечению населения по вопросам безо­пасного материнства, здорового образа жизни.

Координацию работы по реализации президентс­кой программы «Дети России» осуществляет Мини­стерство труда и социального развития Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти – го­сударственные заказчики программ – создают для ко­ординации работ по их реализации экспортно-координа­ционные советы из числа руководителей структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объедине­ний, являющихся исполнителями мероприятий программ.

Наши рекомендации