Вскрытие закономерностей обучения и воспитания;
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
Разработка новых методов, форм, средств, систем обучения и воспитания;
Прогнозирование образования;
Организация научных исследований и внедрение их результатов в практику и др.
Основными функциями педагогики как науки являются: описательная, объяснительная, преобразовательная, прогностическая, воспитательная.
Педагогика является сравнительно молодой наукой. В ее развитии можно выделить следующие этапы:
«стихийная» педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя, начало становления государственности);
Педагогика как часть философского знания (древние цивилизации, античный период);
Педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века);
Педагогика как самостоятельная наука (середина ХIХ в.);
экспериментальная педагогика (конец ХIХ – начало ХХ вв.);
Новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия);
Современный этап развития педагогики как интегративной науки.
Источниками развития педагогики являются: многовековой практический опыт воспитания; философские, обществоведческие, психологические и педагогические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований.
Педагогика как наука оперирует системой педагогических категорий. К основным педагогическим категориям относят воспитание, образование, обучение, образовательный (учебно-воспитательный) процесс, педагогическую систему, социализацию и др.
Воспитание (в широком смысле) – процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта.
Воспитание (в узком, специально педагогическом смысле) – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на создание условий для становления личности, развития и саморазвития ее возможностей, способностей и интересов.
Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию знаний, умений и навыков, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности.
Образование – процесс и результат обучения и воспитания.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения.
Образовательный процесс – целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся.
Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живет человек.
Педагогика имеет сложную структуру. С развитием педагогики выделяются все новые ее отрасли. В структуре педагогики выделяют: общую педагогику, историю образования и педагогической мысли, теорию и методику воспитания, дидактику (теорию обучения), частные дидактики, возрастную педагогику, специальную, коррекционную педагогику, педагогический менеджмент и др.
Педагогика не может развиваться без связи с другими науками, такими как: философия, психология, экономика, анатомия, физиология и школьная гигиена, социология, этнография, кибернетика и др.
Методология педагогики и методологическая культура
Будущего учителя
Понятие методологии, основные методологические положения отечественной педагогики. Методологическая культура учителя. Система методов научно-педагогического исследования. Логика научного исследования.
Методология (знание о способе) – система философских, общетеоретических идей, которыми руководствуются при решении научных и практических задач. Методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
В основу методологии отечественной научной педагогики положено диалектико-материалистическое понимание мира и места человека в нем. К основным методологическим положениям можно отнести следующие:
воспитание, как и другие общественные явления, носит социально-детерминированный характер;
источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе и воспитания;
активность самой личности играет определяющую роль в собственном развитии и формировании и др.
Иные методологические представления и знания лежат в основе религиозной педагогики, педагогики прагматизма, бихевиоризма и других педагогических учений.
Методология педагогики указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Каждый педагог должен обладать методологической культурой, то есть знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций.
В содержание методологической культуры учителя входят: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия. Важным признаком методологической культуры учителя является востребованность научно-педагогических знаний для анализа и совершенствования своей работы, владение методами исследования, умелое их применение в практической работе.
Методы исследования – это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов. Можно выделить две основные группы методов научно-педагогического исследования: теоретические и эмпирические.
Теоретические методы – это анализ, синтез, классификация, сравнение, операции с понятиями, моделирование. Они служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.
К эмпирическим методам относят наблюдение, изучение продуктов деятельности, документов, опросные методы и др. Для получения комплекса результатов служит метод эксперимента. Эмпирические методы служат сбору данных, получению и фиксированию научных фактов.
В научном исследовании необходимо использовать всю совокупность методов для получения разносторонних и достоверных данных об изучаемом явлении. Современная педагогика в организации научных исследований достаточно широко использует и математические методы, что позволяет уйти в науке от одностороннего качественного описания педагогических явлений, обеспечить большую объективность результатов исследования.
Логика научно-педагогического исследования такова:
1. выявление проблемы, определение истоков ее возникновения, уяснение ее сущности и проявление в практике работы школы;
2. оценка степени ее разработанности в педагогической науке, изучение теоретических концепций и положений, связанных с областью исследования;
3. формулировка конкретной проблемы исследования, задач, которые ставит перед собой исследователь, гипотеза исследования;
4. предложения о возможных способах усовершенствования явления, процесса, системы на основе изучения проблемы, а также результатов первоначальных наблюдений взаимодействия различных частей изучаемой системы;
5. разработка методики проверки истинности гипотезы или разработка предложений по решению проблемы;
6. опытно-экспериментальная проверка их действенности и результативности;
7. анализ полученных данных, обработка результатов эмпирических методов исследования;
8. формулировка выводов о результатах исследования;
9. рекомендации по более широкой проверке.
6. Закон РФ «Об образовании». «Концепция модернизации
российского образования до 2010 года»
Социально-экономическая обусловленность принятия Закона «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Система образования. Основные направления модернизации российского образования.
К 90-м годам XX века в России в связи с вхождением в рыночные отношения произошли существенные изменения в социально-экономической жизни страны, ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека.
В Законе «Об образовании» (принят в 1992 г., новая редакция – 1996 г.) содержатся основные принципы и положения, на которых строится стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России в новых социально-экономических условиях.
Прежде всего, Закон определяет принципы государственной политики в области образования как требования общества к образованию. К ним относятся: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений (Закон «Об образовании», ст. 2).
Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики, характер системы образования.
Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления.
Система образования России включает следующие типы образовательных учреждений:
Дошкольные: ясли, детский сад.
Общеобразовательные, со ступенями (начальное, основное, среднее): школы, лицеи, гимназии и пр.
Профессиональные (начальное, среднее, высшее): училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии и пр.
Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонением в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.
Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и пр.
Учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома.
Другие учреждения: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и пр.
По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
Граждане могут использовать разные формы получения образования: в образовательном учреждении, с отрывом от работы или без него, семейное образование, экстернат.
В связи с вхождением России в мировое образовательное пространство происходит пересмотр позиций в области образования. Это привело к необходимости разработки специальных документов, направленных на модернизацию российского образования. К таким основополагающим документам относится «Концепция модернизации российского образования до 2010 года».
Модернизация образования – это придание ему современного вида, «выращивание» собственного опыта с учетом национальных традиций страны и мировых тенденций развития образования.
В основе идеологии Концепции лежат следующие позиции: качество образования (его соответствие требованиям международных стандартов); доступность образования; эффективность использования имеющихся ресурсов (финансовых, материально-технических).
В связи с этим планируется ряд мероприятий, направленных на структурную и содержательную перестройку деятельности всех учреждений системы образования.
Так, например, планируется расширение сети дошкольных учреждений, укрепление их материальной базы. Дошкольные учреждения призваны прежде всего развивать мелкую моторику, волевые усилия, умение работать в коллективе, а не тренировать ребенка в области школьного обучения.
Значительные изменения должны произойти и в общем образовании. К основным задачам модернизации общего образования относят: 1) построение возрастосообразной школы (начальная школа – «школа радости»; основная – проб, поиска, общения; старшая – профильная); 2) построение здоровьесберегающей школы; 3) усиление деятельностного, практикоориентированного характера обучения; 4) переосмысление целей школьного образования на основе компетентностного подхода (овладение информационной, языковой и социально-правовой компетенциями).
Как следствие, должно быть модернизировано и профессиональное образование, в том числе, и педагогическое. Главная задача модернизации педагогического образования – оперативное реагирование на задачи модернизации общего образования.
Пристальное внимание обращается на ситуацию воспитания. Воспитанию отдается приоритет на всех ступенях системы образования. Ключевыми становятся следующие направления содержания воспитания: воспитание гражданина России, формирование духовности, общей воспитанности личности.