Педагогическое взаимодействие
Педагогический процесс можно представить как интеграцию взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с учащимися, родителями, общественностью, взаимодействия воспитанников между собой, с предметами материальной и духовной культуры. В процессе этого взаимодействия устанавливаются информационные, организационные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но воспитательными среди них оказываются лишь те, в ходе реализации которых осуществляются воспитательные взаимодействия, которые приводят к усвоению учащимися каких-либо элементов социального опыта, культуры.
Различают следующие виды педагогических взаимодействий и отношений: педагогические (учитель - ученик), взаимные (ученик - взрослые - сверстники - младшие), предметные (ученик - объект усвоения), отношение к самому себе.
Педагогическое взаимодействие (как и любое другое) предполагает два взаимосвязанных компонента: воздействие со стороны педагога и ответная реакция воспитанника. Воздействия со стороны педагога могут быть: прямые и косвенные; различными по своей направленности, содержанию и формам предъявления; по характеру обратной связи (управляемые и неуправляемые); по наличию или отсутствию цели и т. п. Ответные реакции воспитанников: негативная, позитивная, нейтральная.
Главные, объективные, повторяющиеся связи педагогического процесса выражаются в закономерностях. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит. Понятно, что каждый педагог должен очень хорошо понимать и знать их действие. В столь сложной, большой и динамичной системе, каким является педагогический процесс, присутствует множество разнообразных связей и зависимостей. Рассмотрим только самые важные.
Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих достижений ученика на всех последующих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах. Это значит, что педагогический процесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер и чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу — тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты. Один в третьем классе уже умеет хорошо читать, другой же имеет проблемы с чтением и пониманием. Кто лучше закончит начальную школу, нетрудно предугадать.
Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия. Действие этой общей закономерности уже рассмотрено ранее.
Закономерность управления учебно-веспитательным процессом.Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между учениками и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников. Если воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результаты воспитания будут более весомыми; если воспитатель лучше вникает в поведение ребенка, правильно его понимает и вовремя оказывает поддержку хорошим делам, вовремя устраняет ошибочные действия, то общий результат будет более весомым.
Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого и практического применения осмысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Если ребенок не переживает того, что ему хочет привить воспитатель, равнодушен и пассивен, особых успехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без практического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигнет прочного успеха.
Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует. Точно так же пытливому, любознательному, талантливому ученику может не повезти с воспитателем — при всем желании он ничему у него не научится. Справедливо сказано: каждый ученик должен найти своего учителя, каждый учитель должен найти своих учеников.
Изложенными закономерностями не исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают.