Дифференцированный подход к обучению.
Авто, годр | Содержание понятия |
И.М. Чередов (1973 г.) | Организация процесса обучения, предполагающего изучение индивидуальных особенностей учащихся, их классификацию потипологическим группам и организацию работы этих групп по выполнению специальных учебных заданий, которые способствуют их умственному и нравственному развитию |
А.З. Макоев (1974 г.) | Организация учебного процесса на уроке таким образом, чтобы и сильные, и средние, и слабые учащиеся получали на каждом этапе урока доступную, посильную и насыщенную работу с учетом привычного для каждой группы темпа. При этом допускается переход из одной группы в другую |
Е.С. Рабунский (1975 г.) | Дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы; приспособление форм и методов работы и индивидуальным особенностям учащихся |
Г.Д. Глейзер (1981 г.) | Система управления индивидуальной деятельностью учащихся с учетом как индивидуальных психологических различий (особенностей) отдельных учащихся и групп |
Ю.К. Бабанский (1982 г.) | Способ оптимизации учебного процесса, который предполагает оптимальное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения |
А.А. Кирсанов (1982 г.) | Особый подход учителя к различным группам учащихся, заключающийся в организации учебной работы, различной по содержанию, объему, сложности, методам, приемам |
Н.И. Мурачковский (1988 г.) | Условное выделение групп учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями; осуществляется путем специальной работы по подбору разнопланового и многоуровневого учебного материала |
И.Э.Унт (1990 г.) | Учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании этих особенностей для отдельного обучения, происходящего по несколько различным учебным планам и программам |
И.С. Якиманская (1991 г.) | Научная разработка подхода к каждому ученику для решения проблем отбора, формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения |
М.Б. Миндюк (1991 г.) | Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни должны достичь определенного объективно обусловленного уровня математической подготовки, называемого базовым, другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов |
И.М. Осмоловская (1998 г.) | Способ организации учебного процесса, при котором создаются группы учащихся, для которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются. |
Р.А. Утеева (1998 г.) | Целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющихся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы |
С.В. Воробьева (1999 г.) | Дифференциация образовательных программ, реализуемая на двух уровнях: 1-й "внешний" - нормативная дифференциация, осуществляемая в процессе государственно-общественной детерминации образования; 2-й "внутренний" - личностная дифференциация. |
М.В. Степанова (2000 г.) | Организационная форма рассогласования между линией преподавания и линией учения на уровне различных групп школьников. |
Ю.В. Борисова (2003 г.) | Вариация методов обучения при одном и том же содержании в зависимости от когнитивного стиля ученика. |
3.5. Личностная ориентация образования
В рамках дифференцированного подхода к обучению рассматривается и личностно-ориентированное обучение; его основы: 1) приоритет индивидуальности, самоценности и самобытности ребенка, складывающегося задолго до специально организованного обучения в школе; 2) образование есть единство двух составляющих - обучения и учения; 3) рассмотрение учения как индивидуальной деятельности по трансформации социально значимых нормативов усвоения; 4) для конструирования и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению опыта каждого ученика, контроль за складывающимися у него способами учебной работы; 5) в образовательном процессе взаимодействуют два вида опыта - общественно исторического и личного; 6) развитие ученика как личности происходит как через овладение нормативной деятельностью, так и через обогащение субъектного опыта; 7) основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения знаниями и умениями.