Раздел 1. коррекционная педагогика
Коррекционная и специальная педагогика
(часть 1)
Челябинск 2009
Коррекционная и специальная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов учреждений среднего педагогического образования в трех частях
/ Сост. Е.С. Городцова. – Челябинск: ИИУМЦ, 2009. – С. 101.
В пособии раскрыты теоретические, психолого-педагогические и дидактические аспекты коррекционной педагогики – новой ветви научного педагогического знания, призванной помочь педагогам в решении задач профилактики и коррекции адаптационных нарушений, возникающих у детей в процессе школьного обучения.
В первой части рассматриваются теоретические основы коррекционной педагогики и проблемы отклоняющегося от нормы поведения школьников разного возраста, а также способы педагогической профилактики и коррекции такого поведения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………..…………. … .4
Раздел 1. Коррекционная педагогика
1. Коррекционная и специальная педагогика как области педагогического знания: предмет, задачи, основные понятия……………………………. … 6
2. Факторы отклоняющегося от нормы развития ребёнка.
Виды психической депривации в раннем возрасте……………………… . 9
3. Типичные варианты адаптационных нарушений……………………… …11
4. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения……...12
5. Типичные нарушения поведения в младшем школьном возрасте……….13
6. Педагогическая коррекция некоторых типических отклонений в поведении детей……………………………………………………………...20
7. Нарушения поведения в подростковом возрасте…………………….… .23
8. Сущность профилактической работы с несовершеннолетними………….26
9. Коррекция общения и семейных взаимоотношений………………………28
10. Переориентация направленности группового общения…………………...30
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Коррекционная и специальная педагогика», изучаемый в педагогическом колледже в соответствии с государственным стандартом среднего профессионального образования, призван подготовить студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию. В общеобразовательных классах массовой школы, в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения учатся дети с легкими остаточными нарушениями функций головного мозга, недоразвитием отдельных психических процессов, негрубыми недостатками речи, с проявлениями незрелости в эмоционально-волевой сфере, соматической ослабленностью, двигательной расторможенностью, а также с ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, педагогической запущенностью и школьной дезадаптацией. Не имея классических форм аномалий развития, такие дети вместе с тем испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя и надежду на достойное место в жизни.
По свидетельству психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30%, а около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Предлагаемое учебное пособие ставит перед собой задачу: ввести будущего учителя в мир коррекционной педагогики, показать трудности, социально-педагогические проблемы детей с отклонениями в развитии и поведении; определить тот круг вопросов, с которыми встречается учитель начальных классов, учитель-предметник, классный руководитель при работе с учащимися группы риска; раскрыть наличие арсенала путей и средств педагогической помощи этим детям.
Включение раздела по основам специальной педагогики связано с тем, что международные правовые акты и российский Закон об образовании гарантируют каждому право выбора места, способа и языка обучения. Российская общеобразовательная школа, обычные детские сады уже приняли в свои стены первых детей с различными отклонениями в развитии, имеющих особые образовательные потребности.
Готов ли сегодня педагог обычной общеобразовательной школы к педагогической работе с этой категорией обучающихся? Знает ли он их особенности и образовательные возможности? Владеет ли специальными приемами и способами обучения при возникновении затруднений? Может ли отнестись к этим детям с любовью, терпением и верой в их возможности?
Это пособие дает возможность познакомиться с основами теории и истории специальной педагогики, её предметными областями, увидеть её мощный гуманистический потенциал и технологии, которые позволяют решать такие проблемы, которые не под силу медицине или общей педагогике.
Надеемся вызвать профессиональный интерес у будущих педагогов к проблемам обучения и воспитания детей, «не таких, как все». Эта книга –«компас» для тех, кто захочет научиться профессионально решать самые сложные проблемы образования детей и взрослых.
РАЗДЕЛ 1. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Дети, привыкшие к критике,
учатся осуждать.
Дети, враждою воспитанные,
знают, как наказать.
Дети, в насмешках выросшие,
впитывают робость.
Много и часто стыдимые –
с виной своей неразлучны...
Дети, воспитанные одобрением,
живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом –
находят в мире любовь.
С. Фельдман