Методологические рекомендации по коррекции нарушений речи у дошкольников с ринолалией.

Систематическое проведение специальных упражнений в течение длительного времени в дооперационный период подготавливает ребёнка к операции и сокращает сроки последующей коррекционной работы.

Устранение нарушений звуковой стороны речи базируется на тщательном логопедическом обследовании детей. Устанавливаются наличие и степень нёбно-глоточной недостаточности, рубцовые изменения твердого и мягкого нёба, его длина; характер контакта с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный); зубочелюстные аномалии, особенности моторики артикуляционного аппарата; наличие компенсаторных мимических движений.

Эффективность логопедической работы находится в тесной связи
анатомическим и функциональным состоянием речевого аппарата. Большое значение придается также психофизическому состоянию ребенка, его поведению и личности в целом.

Коррекционная работа включает несколько разделов:

1) развитие движений мягкого нёба;

2) устранение назального оттенка;

3) постановка звуков;

4) развитие фонематического восприятия.

У ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмерно поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направляется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в речевом акте и создает гнусавость.

Чтобы улучшить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на артикуляционный аппарат,
усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовлекая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы.

Поэтому работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. У детей с ринолалией очень короткий неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы.
Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения:

вдох и выдох носом;

вдох носом, выдох ртом;

вдох ртом, выдох носом;

вдох и выдох ртом.

При систематическом выполнении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в изменении фонации и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движения мягкого нёба.

При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоска тонкой бумаги и т. п [12].

Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упражнения с дутьем на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки т. п.

Более трудным и не всегда оправданным упражнением является игра на детских духовых инструментах. Подобные упражнения необходимо чередовать с более легкими, так как они вызывают быстрое утомление.

Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых - нормализация речевой моторики. Повседневное их применение устраняет высокий подъем корня языка, недостаточную губную артикуляцию и увеличивает подвижность кончика языка.

В связи с этим уменьшается чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

4. Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

5. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем спокойно смыкаются вновь (соответственно произносятся и, с, з, п., б, м).

6. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При входе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят с, з, и.

7. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим смыканием губ.

8. а) оскал; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

9. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов (п, б, м).

10. Втягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челюстях.

11. Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря (у, о).

Все предыдущие упражнения вначале производятся с иррадиацией возбуждения, т. е. в движение определенных мышц вовлекаются и соседние мышцы, а затем постепенно движение концентрируется только на губах, все остальные мышечные группы остаются по возможности в покое.

12. При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

13. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно сжатых челюстях.

14. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы (ф, в).

15. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

16. Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ: а) верхнюю поднять; б) нижнюю опустить; в) верхнюю опустить; г) нижнюю поднять — норма.

17. Имитация полоскания зубов; воздух изнутри сильно давит на губы (этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек).

В упражнениях 14—17 губы не должны оттопыриваться.

18. Поочередное набирание воздуха под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.

19. Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее при раскрытии рта (чмокание).

20. Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.

21. Вибрация губ (фырканье лошади).

22. Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растянутыми губами.

23. Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо — сначала раздельно, потом слитно).

24. При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево.

25. Такое же движение верхней губой.

26. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз. Дыхание носом.

27. Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):

а) упражнения с присоской;

б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;

в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта — сразу или поочередно.

Гимнастика для нёба.

1. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания мягкого нёба в поднятом положении. Детям предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.

2. Позевывание при открытом рте; имитация позевывания.

3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

4. Покашливание, что вызывает энергичное сокращение мышц валика Пассавана (на задней стенке глотки). Валик Пассавана может увеличиваться до 4—5 мм и в значительной степени возмещает нёбно-глоточную недостаточность. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостью. Активные движения нёба и задней стенки глотки могут ощущаться детьми (рука прикасается к гортани под подбородком и «чувствует» подъем нёба).

Произвольное покашливание производится два-три раза или больше на одном выдохе. В это время сохраняется контакт нёба с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем — покашливание с произвольными паузами во время которых от ребенка требуют сохранить контакт нёба с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычно коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи. В трудных случаях можно применять временное зажимание носовых ходов для более внятного и звучного произнесения звука. Специфическим также является порядок постановки звуков. Из согласных первым вырабатывается звук ф - глухой фрикативный звук, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот. От ребенка требуется осуществление длительного правильного выдоха, во время которого верхние зубы касаются нижней губы получается звук ф. Учащиеся упражняются в произнесении звука изолировано (Ф—, ф—), в обратных слогах (аф, эф, иф), затем в прямых слогах (фа, фу, афа, афу).

К артикуляции звука п учащиеся подготовлены упражнениями по надуванию щек, требующими хорошего нёбно-глоточного затвора. Далее дети должны произвести взрыв смычки губ для звука п. Если у них не получается, тогда логопед размыкает плотно сжатые губы ребёнка, двигает нижнюю губу вниз. Достаточный взрыв может получиться только при отсутствии утечки воздуха через носовые ходы, поэтому в дальнейшем произнесение звука п может применяться для тренировочных упражнений по устранению назальности.

При постановке звука г внимание учащихся главным образом фиксируется на правильности ротового выдоха, во время осуществления которого кончик языка прижимается к верхним зубам. Все элементы артикуляции звуков должны быть подготовлены и автоматизированы заранее в артикуляционных упражнениях и автоматически включаться при наличии достаточно сильной воздушной ротовой струи.

Звук к представляет определенную трудность для детей и не всегда получается по подражанию, несмотря на упражнения в покашливании. Поэтому может использоваться механический способ постановки от звука г [11].

Вывод к главе 2

Таким образом, в результате использования специально разработанных диагностических заданий на базе МДОУ детского сада №71 «Незабудка» г. Тамбова было проведено исследование для выявления ребёнка с диагнозом, Ринолалия. Для исследования мы взяли 1 ребёнка .Результаты эксперимента показывают ,что ребёнок вступает в контакт со взрослыми и детьми, но проявляет скованность в общении. Знает и называет своё имя, затрудняется назвать родственные связи. Имеет элементарный объём знаний об окружающем мире. Смысл в сюжетных картинах и текстах понимает с помощью взрослого. Определяет, называет основные цвета. Возникает затруднения в определении формы и величины. Так же имеются трудности в определении и называние времён года и частей суток. Определяет правую и левую руки, сторону, различает понятия: «впереди-сзади», «вверху-внизу». Неустойчивая концентрация внимания. С трудом запоминает, воспроизводит не точно. Процесс анализа и синтеза нарушен. Смысл пословиц и загадок не понимает. Не устанавливает причинно-следственные связи. Нарушение фонематического слуха. Ошибки в словообразовании и словоизменении. Словарный запас ограничен. Не читает. Владеет прямы счётом до 10-ти. Задания принимает. Но не доводит начатое дело до конца. Испытывает затруднения при переключении на новый вид деятельности. Эмоциональный смысл картин и текста улавливает. Работоспособность снижена.

В результате использования специально разработанных диагностических заданий, заполнения речевой карты и изучения заключений врачей, мы выяснили, что ребёнок имеет логопедическое заключение ОНР (II уровень ,Ринолалия ).

Логопедические занятия в дооперационный и послеоперационный период предотвращают возникновение серьезных патологических изменений в функционировании органов речи. Одновременно подготавливается активность мягкого нёба; нормализуется положение корня языка; усиливается мышечная деятельность губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более эффективных результатов коррекции.

Рано начатое логопедическое воздействие уменьшает дегеративные изменения мышц глотки.

Заключение

Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностического анализа, позволили выявить ребенка с диагнозом ринолалия, и выявить более положительную динамику логопедической работы по коррекции тембра голоса и исправление нарушения звукопроизношения, обусловленного анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата.

Нам удалось подтвердить эффективность разработанной и апробированной нами коррекционной программы, тем самым доказав выдвинутую нами гипотезу.

Список литературы

1. Хватцев М. Е. Логопедия. – М., 1959.

2. Воспитание и развитие речи детей с врожденными расщелинами губы и неба / Т. В. Волосовец, В. Е. Агаева // Под ред. проф. Дьяковой С.В. Методические рекомендации для родителей. –М., 2001.

3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. – 95-97 с.

4. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой .—— М.: Просвещение, 1983. – 98-100 с

5. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С.Волковой, С.П.Шаховской. – М.: Владос, 1998.

6. Сереброва Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. - В кн.: Нарушение речи у дошкольников. - М., 1969. - 98 с.

7. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С.Волковой, С.П.Шаховской. – М.: Владос, 1998.

8. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной

. –– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 240стр.

9. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1984. - С.З - 140.

10. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина

.—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.

11. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селивёрстова. В 2 т. – М.: Владос, 1997

12. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.

Наши рекомендации