Исправление дефектов звукопроизношения

Цель логопедического воздействия — исправление неправиль­ного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, в заученной и самостоятельной речи, в про­цессе игры, учебы, общественной и производственной жизни.

Сущность логопедического воздействия заключается в воспи­тании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогического воздействия.

Средством логопедического воздействия являются специаль­ная методика исправления произношения, т.е. прежде всего, пра­вильно построенная система речевых упражнений и система ар­тикуляционной гимнастики. В некоторых случаях дополнительно применяется массаж.

Ввиду того, что речь связана с движением речевого аппарата, большое место в логопедической работе при дефектах звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика, которая при­меняется чаще всего при постановке звуков, иногда и на этапе автоматизации звуков. Значение артикуляционной гимнастики вполне оправдано, так как произношение звуков в речи — это сложный двигательный навык.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка пра­вильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объе­динение простых движений в сложные — артикуляционные ук­лады различных звуков. В зависимости от формы звукового де­фекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Артикуляционные упражнения могут быть беззвуч­ными — без включения голоса — и с участием голоса. Начина­ются они обычно с движений по подражанию, а при невозмож­ности последних — с пассивных движений, т.е. движений, производимых при механической помощи (чисто вымытая рука или палец логопеда, а затем и самого ребенка, продезинфици­рованные медицинские шпатели или специальные логопедичес­кие зонды). Пассивные движения постепенно переводятся в пас­сивно-активные, а затем и активные (самостоятельные), при зрительном контроле перед зеркалом, вначале значительно за­медленные. В процессе автоматизации вырабатывается кинес­тетическое ощущение каждого движения и необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает, движение становится легким, правильным, привычным, может производиться в лю­бом темпе. Закрепление любого навыка требует систематичес­кого повторения, поэтому желательно проводить артикуляци­онную гимнастику систематически, раза два в день (утром и вечером); это возможно при включении ее в домашние зада­ния. Упражнение не должно доводить орган до утомления. Пер­вым признаком утомления является снижение качества движе­ния, что и является показателем к временному прекращению данного упражнения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каж­дого человека, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить их до 10—20 повторений, а при условии коротких перерывов и еще увеличивать их число. В комплекс основных движений для развития и упражнения всего артикуляционно­го аппарата входят самые простые и наиболее характерные дви­жения всех органов артикуляции во время речи — губ, челюс­тей, языка.

Комплекс основных движений: Губы: оскал, вытягивание в трубочку. Челюсти: открывание и закрывание рта. Язык: а) впе­ред—назад, б) вправо—влево, в) вверх—вниз, г) распластывание-суживание.

При коррекции отдельных звуков, помимо общего комплекса артикуляционных движений, проводятся специальные комплек­сы. Иногда они касаются только одного органа и даже одного какого-либо вида движений данного органа (например, при руб­цах на губе проводятся только упражнения губ, при постановке смягчения согласных — упражнения на выгибание средней час­ти спинки языка). Чаще всего требуется проводить более слож­ные и разнообразные комплексы движений... Принципом отбо­ра движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука. Недостаточно ото­брать целесообразные движения, нужно научить своего ученика правильно применять соответствующие движения, т.е. предъя­вить определенные требования к качеству движений. Необходи­мо выработать следующие качества всех движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Точность движения определяет правильный конечный резуль­тат его, что оценивается конечным местоположением и формой органа.

Плавность и легкость движения предполагает движения без толчков, подергиваний, дрожания органа. (Напряжение мышцы всегда нарушает плавность и легкость движения). Движение дол­жно совершаться без вспомогательных или сопутствующих дви­жений в других органах.

Темп — вначале движение производится несколько замедлен­но, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух. Затем темп движения должен стать произволь­ным — быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата — полученное положение органа должно удерживаться без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению дол­жен также совершаться плавно, достаточно быстро. Движение каждого органа должно происходить симметрично по отноше­нию к правой и левой стороне, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна сторона — более слабая, и упражнения служат для ее укрепления. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, т.е. с преодолением сопротивления. Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений и их разовая дозировка зависят от характера, от тя­жести речевого нарушения.

Постановка звука в большинстве случаев оказывается более сложным, искусственным процессом, чем самостоятельное по­явление звука у ребенка. С физиологической точки зрения по­становка звука — создание нового условного рефлекса.

У дошкольника звук часто может быть вызван при помощи включения его в какую-нибудь игровую ситуацию, а иногда дос­таточно бывает привлечь внимание ребенка к его звучанию (уси­лив и выделив его) и артикулированию.

Постановка звука производится последовательными приема­ми:

1. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на более элементарные артикуляционные движения, которые и трениру­ются у косноязычного путем подготовительной артикуляцион­ной гимнастики. После многократного повторения вырабатыва­ется кинестетическое ощущение упражняемого движения, оно автоматизируется, и тогда ребенок может производить его быстро и правильно.

2. Простые отработанные движения вводятся в комплекс дви­жений, и таким образом вырабатывается правильный артикуля­ционный уклад нарушенного звука.

3. При воспроизведении правильного уклада включается голосовыдыхательная струя, и ребенок неожиданно для себя вос­производит нужный звук. Слуховое внимание привлекается только после некоторого закрепления правильного произношения. За­тем предъявляется и прямое требование произнести нужный звук. После безошибочного многократного воспроизведения звука постановка его может считаться законченной.

В тех случаях, когда одни звуки заменяются другими, сходны­ми с ними, близкими по артикуляции (например, к на т, л на в и т.д.), правильный уклад оказывается частично уже сформиро­ванным в дефектном произношении звука. Можно и должно использовать готовые механизмы. В этих случаях уже на этапе постановки включается частично работа по дифференциации (раз­делению) двух сходных звуков.

Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной дея­тельности есть введение вновь созданной и закрепленной от­носительно простой связи — речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры — слова и фразы, в кото­рых данный звук или опускается совсем, или произносится не­правильно. Работу на этом этапе следует рассматривать как за­тормаживание старых, неправильных, динамических стереоти­пов и выработку новых. Как известно, эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и по­степенности. Осторожность и постепенность этого процесса обеспечивается доступностью и систематичностью речевого ма­териала: переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний..., затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам разверну­той речи. Необходимость тренировки звука в различных соче­таниях объясняется тем, что артикуляция звука несколько ви­доизменяется в зависимости от влияния предыдущего и после­дующего звука и от структуры и длины слова. При автоматизации звука в слогах очень полезно упражнять в повторении нужных прямых слогов с соблюдением определенного ритма... Такие упражнения очень облегчают введение звука в слово и во фра­зу, где упражняемые слоги оказываются под ударением в раз­ных частях слова. В дальнейшем можно перейти к заучиванию стихотворений и скороговорок, текст которых насыщен упраж­няемым звуком. На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в каче­стве его заменителя, используется дифференцировочное тор­можение.

Ребенок должен приобрести не только правильный двигатель­ный навык произношения отдельных заученных слов, но и уме­ние контролировать свое произношение и исправлять его на ос­новании сравнения воспринимаемой речи окружающих и собственной. И то и другое приобретается на основе выработки дифференцировочного торможения в речи в самых разнообраз­ных условиях. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при ав­томатизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи.

Методика автоматизации и дифференциации звуков различных категорий однотипна, но требует использования различного ре­чевого материала, насыщенного тем или иным звуком, а методи­ка постановки разных звуков различна, так как зависит от категории групп дефектных звуков и от характера нарушения (вида и его варианта).

Правдина О. В. Логопедия. — М., 1969. — С. 82— 85, 98-104

А. В. Ястребова

С.93-96

Наши рекомендации