Развитие лексико-грамматических средств языка
1-й период(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Практическое употребление:
• существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• существительных с «увеличительным» суффиксом -ищ- (ручищи, домище);
• названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома;
• сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб);
• приставочных глаголов с разными оттенками значений;
• относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний);
• прилагательных — эпитетов к существительному.
2. Понимание и объяснение:
• многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет);
• слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки);
• обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).
3. Введение в активную речь:
• названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами;
• пространственных наречий (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, слева направо);
• временных понятий (вчера — сегодня — завтра), названия частей суток и дней недели;
• антонимов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.
4. Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб — лбы — лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов, ухо — уши — ушей, пень — пни — пней).
5. Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности предметов.
6. Падежные формы (винительный, родительный, дательный, творительный падежи) согласованных с существительными прилагательных единственного числа без предлогов в практических упражнениях.
7.Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).
8. Множественное число существительных на-ья (листья, деревья,
платья).
9. Родительный падеж существительных множественного числа на -ев, -ок, -ек (листьев, яблок, шишек).
10. Родительный падеж числительных один, два без предлога и с предлогом у при неодушевленных существительных.
11. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).
12. Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает? что делал? что будет делать?).
13. Предлоги в, на, из, с (со), под, к, по.
14. Союз и при однородных членах предложения.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
1. Практическое употребление:
• обобщающих слов по темам (посуда, животные, птицы);
• названий предмета и его составных частей;
• сложных слов (снегопад, самолет);
• однокоренных слов (хлеб— хлебница — хлебный);
• приставочных глаголов с различными оттенками значений;
• относительных прилагательных (посудный, продуктовый);
• притяжательных прилагательных (семейный, животный).
2. Понимание и объяснение:
• многозначности слов (снег идет, время идет);
• слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает);
• названий профессий с суффиксами -тель-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш-;
• несклоняемых слов (кофе, какао, меню).
3. Введение в активную речь:
• слов, указанных для 1 -го периода;
• прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).
4. Единственное и множественное число существительных, глаголов, прилагательных (продолжение).
5. Родительный падеж в значении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока).
6. Родительный падеж существительных множественного числа на -ей (гусей, медведей).
7. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
8. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (продолжение).
9. Родительный и дательный падежи числительных один, два (до 5) (к одному, к двум, от двух).
10. Предлоги за, перед, из-за, под, из-под, над.
11. Различение вопросов чем? — с чем?.
12. Упражнение в правильном употреблении союза и при однородных членах предложения.
3-й период (апрель, май)
1. Введение в активную речь слов и словообразовательных элементов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды.
2. Закрепление трудных тем 2-го периода.
3. Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.
4. Значение завершенности и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставками и без приставок (решает — решил).
5. Предлоги между, через.
6. Наречие как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).
7. Согласование прилагательных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички).
Работа над предложением
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Повторение и закрепление на более сложном материале в практических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения:
• выделение слов по вопросам кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?;
• дифференциация понятий слово — предложение,
• составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; их условно-графическая запись: П + С, С + П, П+С + В, С+О + П, П + С + В+Д, П + С + В + Т. (Условные обозначения: П— подлежащее, С— сказуемое, В — прямое дополнение — существительное в винительном падеже без предлога, О — определение, Д— дополнение в дательном падеже, Г—дополнение в творительном падеже);
• составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме;
• распространение предложений однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями;
• составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (пространственные предлоги).
2. Усложнение работы по формированию простого предложения:
• распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину);
• работа над интонацией предложения (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побудительная) в речи детей в диалогах;
• составление предложений определенного типа по заданию логопеда с использованием схемы;
• cсамостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?.
3.Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по формированию умения строить сложные предложения:
• сложносочиненное предложение с союзами а, и (при сравнении предметов);
• предложение со словами сначала ..., а потом ...;
• сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что.
4 Усложнение работы:
обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
1. Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.
2. Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?.
3. Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).
4. Составление предложений с различными изменениями, преобразованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.
5. Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.
6. потребление в практических упражнениях сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины, сравнения и времени; союзы чтобы, потому что, как, когда.
7. Анализ и синтез предложений, состоящих из 4—5 слов.
3-й период (апрель, май)
1. Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.
2. Обучение составлению сложносочиненных предложений с разделительным союзом или (практические упражнения).
3. Закрепление умения грамматически правильно отвечать на вопрос почему?.
4. Обучение правильному построению сложноподчиненных предложений, в которых главным является предложение «Яхочу...».
5. Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами что, чтобы (практические упражнения).
6. Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.
Развитие связной речи
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1.Совершенствование разговорно-диалогической речи детей:
• самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них;
• заучивание и инсценирование диалогов;
• пересказ текста с включением диалога действующих лиц;
• самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.
2. Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической или грамматической темой.
3. Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов (например, в рассказ «Осень» предложений из 3 слов).
4. Составление и заучивание загадок с называнием признаков, действий, частей предмета-отгадки.
5. Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.
6. Пересказ коротких рассказов.
7. Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор
эпитетов к выделенным словам.
8. Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.
9. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
2 й период (декабрь, январь, февраль, март)
I. Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочитанному, пересказы по ролям, инсценирование).
2Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).
3. Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).
4. Составление рассказов:
• по серии сюжетных картинок;
• по одной сюжетной картинке;
• по предложенному началу;
• по заданному плану;
• по моделированию ситуации и графическому плану;
• по аналогии.
5. Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения материала на странице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.
3-й период (апрель, май)
1. Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.
2. Дальнейшее развитие монологической речи:
• пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом;
• установление причинно-следственных связей в небольших текстах, отрывках;
•составление рассказов:
— из деформированного текста;
— по набору предметных картинок, объединенных одной темой;
— по опорным словам и предметным картинкам;
— составление рассказов всех типов {см. в 1-й период).
3. Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов драматизации.
4. Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.