Развитие лексико-грамматических средств языка

1-й период(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Практическое употребление:

• существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• существительных с «увеличительным» суффиксом -ищ- (ручищи, домище);

• названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома;

• сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб);

• приставочных глаголов с разными оттенками значений;

• относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодо­вый, осенний);

• прилагательных — эпитетов к существительному.

2. Понимание и объяснение:

• многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет);

• слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки);

• обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).

3. Введение в активную речь:

• названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предме­тов в соответствии с лексическими темами;

• пространственных наречий (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, слева направо);

• временных понятий (вчера — сегодня — завтра), названия частей суток и дней недели;

• антонимов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.

4. Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб — лбы — лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов, ухо — уши — ушей, пень — пни — пней).

5. Закрепление понимания категории одушевленности и неоду­шевленности предметов.

6. Падежные формы (винительный, родительный, дательный, тво­рительный падежи) согласованных с существительными прила­гательных единственного числа без предлогов в практических упражнениях.

7.Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).

8. Множественное число существительных на-ья (листья, деревья,

платья).

9. Родительный падеж существительных множественного числа на -ев, -ок, -ек (листьев, яблок, шишек).

10. Родительный падеж числительных один, два без предлога и с предлогом у при неодушевленных существительных.

11. Согласование порядковых числительных до 10 с существитель­ными (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).

12. Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает? что делал? что будет делать?).

13. Предлоги в, на, из, с (со), под, к, по.

14. Союз и при однородных членах предложения.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

1. Практическое употребление:

• обобщающих слов по темам (посуда, животные, птицы);

• названий предмета и его составных частей;

• сложных слов (снегопад, самолет);

• однокоренных слов (хлеб— хлебница — хлебный);

• приставочных глаголов с различными оттенками значений;

• относительных прилагательных (посудный, продуктовый);

• притяжательных прилагательных (семейный, животный).

2. Понимание и объяснение:

• многозначности слов (снег идет, время идет);

• слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает);

• названий профессий с суффиксами -тель-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш-;

• несклоняемых слов (кофе, какао, меню).

3. Введение в активную речь:

• слов, указанных для 1 -го периода;

• прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).

4. Единственное и множественное число существительных, глаго­лов, прилагательных (продолжение).

5. Родительный падеж в значении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока).

6. Родительный падеж существительных множественного числа на -ей (гусей, медведей).

7. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

8. Согласование порядковых числительных до 10 с существитель­ными (продолжение).

9. Родительный и дательный падежи числительных один, два (до 5) (к одному, к двум, от двух).

10. Предлоги за, перед, из-за, под, из-под, над.

11. Различение вопросов чем? — с чем?.

12. Упражнение в правильном употреблении союза и при однород­ных членах предложения.

3-й период (апрель, май)

1. Введение в активную речь слов и словообразовательных эле­ментов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды.

2. Закрепление трудных тем 2-го периода.

3. Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.

4. Значение завершенности и незавершенности действия, выражае­мое глаголами с приставками и без приставок (решает — решил).

5. Предлоги между, через.

6. Наречие как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).

7. Согласование прилагательных и числительных с существитель­ными (три белых гриба, две желтых лисички).

Работа над предложением

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Повторение и закрепление на более сложном материале в прак­тических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения:

• выделение слов по вопросам кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?;

• дифференциация понятий слово — предложение,

• составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; их условно-графическая запись: П + С, С + П, П+С + В, С+О + П, П + С + В+Д, П + С + В + Т. (Условные обозначения: П— под­лежащее, С— сказуемое, В — прямое дополнение — существи­тельное в винительном падеже без предлога, О — определение, Д— дополнение в дательном падеже, Г—дополнение в твори­тельном падеже);

• составление предложений по опорным словам, данным в тре­буемой форме и в начальной форме;

• распространение предложений однородными членами: подле­жащими, сказуемыми, определениями, дополнениями;

• составление предложений с различными предложными кон­струкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (про­странственные предлоги).

2. Усложнение работы по формированию простого предложения:

• распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину);

• работа над интонацией предложения (повествовательная, во­просительная, восклицательная, побудительная) в речи детей в диалогах;

• составление предложений определенного типа по заданию лого­педа с использованием схемы;

• cсамостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?.

3.Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по фор­мированию умения строить сложные предложения:

• сложносочиненное предложение с союзами а, и (при сравнении предметов);

• предложение со словами сначала ..., а потом ...;

• сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что.

4 Усложнение работы:

обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

1. Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных пред­ложений, отработанных в 1-м периоде.

2. Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа дей­ствия (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?.

3. Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).

4. Составление предложений с различными изменениями, преоб­разованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.

5. Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.

6. потребление в практических упражнениях сложноподчинен­ных предложений с придаточными цели, причины, сравнения и времени; союзы чтобы, потому что, как, когда.

7. Анализ и синтез предложений, состоящих из 4—5 слов.

3-й период (апрель, май)

1. Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.

2. Обучение составлению сложносочиненных предложений с раз­делительным союзом или (практические упражнения).

3. Закрепление умения грамматически правильно отвечать на во­прос почему?.

4. Обучение правильному построению сложноподчиненных пред­ложений, в которых главным является предложение «Яхочу...».

5. Обучение умению передавать прямую речь сложным предложе­нием с союзами что, чтобы (практические упражнения).

6. Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.

Развитие связной речи

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1.Совершенствование разговорно-диалогической речи детей:

• самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них;

• заучивание и инсценирование диалогов;

• пересказ текста с включением диалога действующих лиц;

• самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.

2. Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соот­ветствии с лексической или грамматической темой.

3. Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов (например, в рассказ «Осень» предложений из 3 слов).

4. Составление и заучивание загадок с называнием признаков, дей­ствий, частей предмета-отгадки.

5. Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.

6. Пересказ коротких рассказов.

7. Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор

эпитетов к выделенным словам.

8. Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.

9. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

2 й период (декабрь, январь, февраль, март)

I. Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочитанному, пересказы по ролям, инсценирование).

2Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).

3. Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логи­ческие ударения, паузы, дыхание).

4. Составление рассказов:

• по серии сюжетных картинок;

• по одной сюжетной картинке;

• по предложенному началу;

• по заданному плану;

• по моделированию ситуации и графическому плану;

• по аналогии.

5. Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения материала на стра­нице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.

3-й период (апрель, май)

1. Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.

2. Дальнейшее развитие монологической речи:

• пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом;

• установление причинно-следственных связей в небольших тек­стах, отрывках;

•составление рассказов:

— из деформированного текста;

— по набору предметных картинок, объединенных одной темой;

— по опорным словам и предметным картинкам;

— составление рассказов всех типов {см. в 1-й период).

3. Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов драматизации.

4. Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.

Наши рекомендации