Методическое сопровождение профессиональных конкурсов

Имея собственный опыт участия в конкурсах различного уровня (Приложение №10), я понимаю, что одним из важных путей профессионального роста педагога, возможностей проявления педагогического творчества, создания ситуации успеха становятся конкурсы профессионального мастерства. Мотивировать педагога к участию, оказать ему грамотную методическую поддержку – это мои непосредственные задачи, как методиста.

Для оказания помощи необходимо учитывать специфику конкурса. Алгоритм методического сопровождения представлен в таблице 3.

Таблица 3. Методическое сопровождение конкурсов

профессионального мастерства.

Типы конкурсов Методическое сопровождение
Заочные, дистанционные конкурсы (исследовательских работ, методических разработок и т.п.) Выбор темы. Отбор и подготовка наработанных материалов. Консультации по содержанию, структуре работы. Поиск литературы, материалов из интернета (по требованию). Оформление работы, методического материала (доведение «под ключ»)
Конкурсы на денежное поощрение, в которых требуется представить аналитические справки, описание опыта работы, портфолио. Структура аналитической справки, требования к содержанию. Определение темы опыта, отбор содержания. Самоанализ педагогической деятельности. Структура и содержание портфолио. Оформление аналитической справки, портфолио.
Очные профессиональные конкурсы (например, «Педагог года») Оформление предварительных документов. Подготовка выставочных материалов. Визитная карточка педагога. Определение темы, структуры, содержания системы работы (программы, проекта). Подготовка защиты (речь, презентация, тактика ответов на вопросы). Подготовка открытого урока (мероприятия). Отработка умения самоанализа урока. Подготовка мастер-класса (публичной лекции).

При подготовке к конкурсам проводятся индивидуальные и групповые семинары (если предполагается несколько участников). Разработаны многочисленные рекомендации к оформлению конкурсных документов, портфолио. В помощь педагогам в методическом кабинете собрана подборка специальной литературы. Кроме того, ведется целенаправленная работа по созданию банка материалов участников конкурсов (в том числе электронный банк). Хранятся материалы и тех участников, которые не стали победителями, чтобы можно было их проанализировать и учесть ошибки на будущее.

Особое внимание уделяется очным конкурсам, прежде всего, городскому конкурсу «Педагог года». К участию в конкурсе стараюсь привлекать именно молодых педагогов, так как педагоги-стажисты, участвуя в конкурсных мероприятиях, демонстрируют свое мастерство, получая признание общественности за многолетний труд, а молодые педагоги еще и получают бесценный опыт, творческий импульс для своего дальнейшего профессионального становления. Не секрет, что педагоги неохотно участвуют в таких конкурсах, что обусловлено разными причинами: психологическая неготовность, большая нагрузка при подготовке, высокая ответственность участника (он представляет не только себя лично, но и свое учреждение) и т.д. Я решаю эти проблемы следующим образом:

- участник конкурса определяется не «вдруг», подготовка будущих участников ведется на протяжении нескольких лет (через различные внутришкольные методические мероприятия, мотивационные беседы и т.д.);

- будущие участники привлекаются для работы в группах поддержки участников конкурса (они вовлекаются в подготовку материалов, уроков, присутствуют на самих конкурсных мероприятиях);

- бывшие участники конкурсов также принимают активное участие в подготовке следующих конкурсантов, оказывая им методическую и моральную поддержку;

- материалы участников конкурса хранятся в методическом кабинете, с ними можно знакомиться, работать, анализировать;

- по возможности делаются видеозаписи открытых уроков, конкурсных мероприятий (что также дает возможность при необходимости их просмотреть и проанализировать).

Например, при подготовке к конкурсу «Педагог года – 2011» Куленковой О.С. (молодого педагога, учителя русского языка и литературы) в команде поддержки активно работали молодые учителя Мегис Е.Г. и Нестерова Л.В., которые в дальнейшем стали участниками конкурса 2012 и 2013 гг.

Одна из приоритетных целей, которую я ставлю перед собой, осуществляя подготовку участника конкурса и сопровождение его во время конкурсных мероприятий – создать положительный эмоциональный настрой, чтобы после окончания конкурса педагог увидел, прежде всего, свои «плюсы» (понятно, что победитель один), чтобы коллектив отметил профессиональный рост педагога и ему захотелось участвовать в конкурсе еще раз.

За последние пять лет педагоги школы принимали участие в конкурсах различного уровня (среди молодых педагогов - 90% от общего числа педагогов имеющих стаж до 10 лет):

1. Международные: I Международный конкурс презентаций портфолио «Профессионалы в системе образования»; II Международный фестиваль методических идей «Инновационный подход к обучению и воспитанию»

2. Всероссийские: Всероссийский конкурс Советов Учреждений; Всероссийский конкурс педагогов «Педагогический совет»; VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»; Всероссийский конкурс учреждений среднего образования на лучшее оформление и деятельность музея и учебного кабинета истории и обществознания; Всероссийский конкурс «Педагогические инновации» (г. Москва); Всероссийский фестиваль «Открытый урок»; Всероссийский конкурс педагогов «Образование: взгляд в будущее» в номинации «Методические разработки по предметам»; X Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России»; II московский региональном конкурсе «Лучший учитель Православной культуры»; Конкурс на денежное поощрение лучших учителей на территории Кемеровской области.

3. Региональные: «100 лучших учителей Кузбасса»; областной конкурс «Лучший социально значимый проект», «Педагогические таланты Кузбасса» «IT-педагог Кузбасса», конкурс веб-сайтов образовательных учреждений; областной конкурс «Новая волна» в номинация «Педагогические надежды», областной конкурс «Дебют»; «Первый учитель»; областной конкурс программ внеурочной деятельности для основной школы; областные конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», «Классный классный», «Лучшая библиотека».

4. Городские конкурсы: «Педагог года», «Педагогическая изюминка», городской конкурс муниципальных образовательных учреждений на премию Главы Междуреченского городского округа.

Результативность участия представлена в приложениях №11,26-31.

Наши рекомендации