Образцы комментария к тестированию школьников методом атрибутивного чтения
Из отчетов студентов
Место проведения: 6 «Б» класс (филологический), средняя школа № 85 с углубленным изучением отдельных предметов Сормовского района г. Нижнего Новгорода.
Проводила: студентка 5 курса Сердюк О.Е.
Предмет: литература.
Цель: выявить уровень самостоятельной начитанности школьников, их ориентирование в текстах мифологической, фольклорной и эпической литературы, уровень определения индивидуального стиля произведений.
Шестиклассникам было предложено установить название следующих отрывков:
1. «Рождение Зевса»;
2. «Битва Аполлона и Пифона»;
3. «Рождение Артемиды»;
4. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
5. «Добрыня и змей»;
6. «Алеше Попович и Тугарин»;
7. «Перун и Скипер-зверь»;
8. «Песнь о Роланде»;
9. «Чудо Георгия о Змие»;
10. «Повесть о Евпатии Коловрате».
Укажите названия текстов:
1. ...А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер...
2. ...Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно нёсся, седой от пены, горный поток, а над потоком клубились туманы. Выполз из своего логовища ужасный Пифон<...> Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра, сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождём посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю.
3. ... Шумная толпа нимф сопровождает её, а она величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несётся по лесистым склонам гор. Не спастись от её не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях, камыша. <...> Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Шельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону.
4. ...А и как старый-то казак да Илья Муромец
Берет плёточку шелковую в белу руку,
А он бил коня по крутым рёбрам,
Говорил-то он, Илья, таковы слова:
«Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!
Аль идти не можешь, аль нести не хочешь?
Что же ты об кочки, собака, спотыкаешься?»
5. ... Тут молоденький Добрынюшка Никитич,
Он скорёшенько бежал да ко добру коню,
Надевал свою одёжищу снарядную,
Выезжал Добрыня во чисто поле
Посмотреть на Змеища Горыныща,
Да которым он местечком полетит!
6. ... Дa едет Тугарин по чисту полю,
Кричит он, зычит во всю глотку-то:
«Дa хочешь ли, Алёша, я конем стопчу?
Дa хочешь ли, Алеша, я копьем сколю?
Да хочешь ли, Алеша, я живьём сглотну?»
7. ...Тут пронзил Перун зверя-Скипера, отворил ему кровь поганую, из разверстой груди вынул сердце он — далеко метнул в море синее. Высоко поднял зверя-Скипера и на Землю Мать уронил его. Мать Сыра Земля расступилася, поглотила всю кровь поганую, и упал в провал лютый Спипер-зверь. И Перун могучий тогда завалил то ущелье горами Кавказскими.
8. ... Могучий Карл окончил речь свою,
Нo граф Роланд её не одобряет,
Он с места встал и Карлу возразил:
«Поверить маврам может лишь безумный,
Семь долгих лет воюем с ними мы...».
9. ... Царь же, отец её, и мать её в тот день рыдали и плакали очень о деве этой. Но, внезапно увидев девицу, ведущую змея, и чудотворца святого, великого мученика и страстотерпца Георгия, идущего впереди, испугавшись ужасно, пустились бежать. Святой же и великий мученик за веру Христову и чудотворец Георгий воскликнул громким голосом, говоря: «Не бойтесь! Если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасение своё».
10. ...И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и ещё больше разъярился и ожесточился, и пошёл на Суздаль и на Владимир, собираясь землю Русскую попленитъ, и веру христианскую искоренить, и церкви Божьи до основания разорить.
Данное тестирование оценивалось по следующим критериям:
100-90% — отличный уровень начитанности;
80-70% — хороший уровень;
60-50% — удовлетворительный уровень;
40% и менее — неудовлетворительный уровень начитанности.
Тестирование выявило следующие результаты: Из 22 человек, принимавших в нем участие, 54% показали отличный уровень начитанности; 36% показали хороший уровень начитанности; 10% показали удовлетворительный уровень начитанности
Данные результаты тестирования позволяют сделать следующие выводы:
1. В целом уровень самостоятельной начитанности в данном классе можно определить как отличный.
2. Хуже всего ребята справились с определением названий мифов «Битва Аполлона и Пифона», «Рождение Артемиды», «Перун и Скипер-зверь», былин «Илья Муромец и соловей-разбойник». Перед тестированием была поставлена задача определить точное название произведения, а это, видимо, вызвало некоторые трудности.
3. Без ошибок учащиеся определили «Песнь о Роланде», легенду «Чудо Георгия о Змие» и «Повесть о Евпатии Коловрате», что говорит об их интересе к произведениям, отражающим исторические события.
Тестирование проводилось в 8 классе.
Место тестирования в учебной программе: после изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
В тестировании принимало участие 15 человек.
Учащимся были предложены следующие вопросы:
1. О ком это сказано: «Под его надзором на двенадцатом году жизни выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля»? (О Савельиче.)
2. Кем был мосье Бопре во Франции до того, как стать в России учителем? (Парикмахером.)
3. Назовите любимую книгу отца Гринева. (Придворный календарь.)
4. Воспроизведите напутственные слова отца Гринева сыну из I главы, которые вынесены в эпиграф к повести «Капитанская дочка». («Береги платье снову, а честь смолоду».)
5. За что Швабрин оказался в Белогорской крепости? (За «смертоубийство» на дуэли.)
6. Что ожидал Гринев увидеть в Белогорской крепости и что увидел в действительности? («Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором».)
7. «Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили многое. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал». О каких словах Марьи Ивановны говорит Гринев? (О сватовстве Швабрина.)
8. Чьи это слова: «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин»? (Это слова Гринева; именно он готов пожертвовать всем, чтобы спасти Машу.)
9.«Никогда не забуду этого человека. Он оглядывался на все стороны, как зверек, пойманный детьми». О ком говорит Гринев и при каких обстоятельствах он встретил этого человека? (Сцена пытки башкирца.)
10. Что сказал Гринев после того, как Пугачев рассказал ему калмыцкую сказку? («Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину»).
Максимальное количество баллов, которое можно было набрать при тестировании, - 10 баллов.
Самое высокое количество баллов, набранных учащимися при данном тестировании, - 5 баллов.
Результаты тестирования свидетельствуют о невысоком уровне усвоения школьниками данной темы.
Также, ввиду того, что материал был представлен на уроках очень подробно и внимание школьников акцентировалось во многом на тех вопросах, которые затем были представлены в тестах, можно говорить о невысоком развитии памяти и внимания у подавляющего большинства учеников данного класса.