Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года

Отечественная война 1812 года является светлой и героической страницей истории нашей страны, глубоко хранится в памяти народов России. Это была справедливая освободительная война против иноземных завоевателей. Основная и решающая роль в борьбе с агрессивной наполеоновской Францией принадлежала русскому народу. Русские крестьяне, составлявшие основную массу армии и народного ополчения, а также поднявшиеся на партизанскую войну, явились той могучей силой, которая разбила «великую армию» Наполеона, вторгшуюся в пределы России. В те же грозные дни на борьбу за национальную независимость страны, вместе со старшим братом-русским народом поднялись широкие массы белорусского, украинского, башкирского, калмыцкого, татарского и других народов России.

Участие башкир в наполеоновских войнах начала ХIХ века было несомненным феноменом этой эпохи, что нашло отражение в мемуарной литературе, изобразительном искусстве, фольклоре. Это память народа, которая существенным образом влияет на его судьбу.

Героическая эпопея 1812 года широко отражена в исторической литературе, изданной в большом количестве в дореволюционное время, в советский период и в наше время. Авторы ряда работ, писавшие о военных действиях 1812 года и о заграничных походах русской армии в 1813-1814 гг., так или иначе, указывают на башкирские и другие национальные конно-казачьи полки, находящиеся в составе иррегулярных войск. О башкирских конниках упоминается также в русских и французских мемуарах.

«Ой, Родина, моя красавица! – воспевали в порыве радости родную сторону –Урал-башкирские конники на возвратном пути:

«Мы вернулись к тебе с победой, родная!

Ой, Родина, моя любимая!»

Сознание участия в событиях, которые потрясли многие страны и народы, овладевало каждым. Башкиры почитали своё участие в Отечественной войне и освободительном походе в Западную Европу за подвиг, заслуживающий подражания потомков. Это нашло отражение в различных жанрах его фольклора, особенно в исторических песнях и легендах.

Тот патриотический подъём, с каким башкирский народ готовился к походу, очень хорошо отражён в легенде песни «Вторая армия». В ней говорится: «Повсюду: в лесу вытачивал стрелы, выплавляя наконечники в кузнецах, разделывая скотину и коптя мясо, кипятя эркет для курута, выделывая кожу, отбивая масло, денно и ночно выдаивая кобыл и заполняя челны и бурдюки жгучим кумысом, заготовляя продовольствие, боевых скакунов и бранную одежду, готовился народ к походу. Женщины и старухи, седобородые аксакалы, девушки и джигиты и даже дети, ползавшие на четвереньках - все провожали на бой своих батыров». Народ обеспечил своих воинов конями и национальными доспехами. Таким образом, в дни, когда решалась судьба Российского государства, и башкирский народ совместно с другими народами решительно поднял на врага своё нехитрое, но грозное оружие.

По возвращении домой участники войны рассказывали своим землякам о былых походах, об одержанных победах над врагом, о подвигах храбрых башкир. Эти рассказы переходили из уст в уста, так рождались легенды, предания и песни, которые в народе бытуют, по сей день. Многие песни отражают подвиги башкир на войне. Начало пути воинов летит в башкирские яйляу. «Бросая яйляу и забрав оружие», уходят они на великое сражение. В это время среди провожающих нет-нет, да и сверкнёт непрошенная слеза. Но батыры не привыкли видеть слёзы в такие моменты:

Не плачьте о том, что мы уезжаем,

Ведь слёзы - признак моей неудачи.

Враг вторгся в пределы Родины, а настоящий батыр не может на это смотреть, он должен освободить родную землю, в которую вторгся враг. «Высокая гора умирает, когда серый туман ей застилает; быстрая река умирает, когда зелёный лёд одевает; храбрый джигит умирает, когда Родину враг занимает» - говорят башкирские сэсэны.

В «Песне башкирца после сражения» говорится о том, как «Питомцы быстрого Урала - башкирские батыры, родных и милых защищая, святую родину спасая» были там и беспощадно поражали врага, посягавшего на независимость «святой Родины».

Легенда «Кахым-Туря», занимающая видное место в устном творчестве башкирского народа, как бы является продолжением «Второй армии» и рассказывает об участии башкирских конников в Отечественной войне 1812 года. В легенде рассказывается о пути, пройденном башкирской конницей, от Москвы до Парижа. В результате тесного общения с русскими солдатами и казаками башкирские конники создавали походные песни, в которых отчётливо ощущается влияние русской песенной традиции.

Возможно, что имена многих батыров, отличившихся в Отечественной войне 1812 года, не дошли до наших дней. Но в башкирских исторических песнях, как мы видели, создан их героический и обобщённый образ, в котором отражены лучшие черты характера башкирского народа. Окрашенные мотивами патриотизма и бессмертия народа, вставшего за честь и свободу общей Родины - России, эти песни, как память тех героических лет, и поныне живут в народе, глубоко его волнуют, выполняя большую воспитательную и познавательную функции.

Отечественная война 1812 года, заграничный поход 1813-1814 г.г. для башкир были более чем обычная война. Свидетельства очевидцев той эпохи говорят о высоком чувстве долга, патриотизма, уважении к религиозным чувствам, дисциплине башкирских воинов. Участие башкир в наполеоновских войнах стало своеобразным эталоном отношения к воинской службе, высшим проявлением патриотического долга. Такое состояние менталитета башкирских воинов эпохи наполеоновских войн отметил и противник. «Башкиры - прекрасные наездники и стрелки. Для этих смелых воинов царская служба не ярмо, это их долг, который они исполняют с радостью»

Участие башкир в наполеоновских войнах начала ХIХ века было несомненным феноменом этой эпохи, что нашло отражение в мемуарной литературе, изобразительном искусстве, фольклоре.

В судьбах народов Южного Урала, в том числе башкир, Отечественная война 1812 года оставила неизгладимый след. Это было особенное, неординарное событие, действительно патриотическое участие в судьбе страны, серьёзное испытание башкирского войска. На этой войне башкиры оказались достойны того внимания, которое им было оказано со стороны государства и в дальнейшем привлекало башкир к участию в походах Российской армии.

ЛИТЕРАТУРА

1.Асфандияров А.З. «Народы Башкирии в Отечественной войне 1812 года», Уфа, Китап,1992 , стр. 12-65.

2.Асфатуллин С.Г. «Северные амуры в Отечественной войне 1812.Уфа, Полиграфкомбинат,2000 г.

3.Галин С.А. «Песни героических лет», Уфа, Китап,1992 г.

4.Давыдов Д.В. «Башкирия в русской литературе», Уфа,1989. С. 165

Калимуллин Р.Р.,

учитель истории МОБУ СОШ с. Зильдярово

(Миякинский район)

Наши рекомендации