VIII. Подведение итогов урока.
— Наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что вы полюбите веселые произведении Э. Успенского, Н. Носова, В. Драгунского и других писателей.
Еще не все прочитаны страницы,
А мысли за строкой бегут, бегут,
И незаметен мерный шаг минут.
Неслышно луч на новый лист ложится...
И споришь ты с героями и вдруг
Поймешь, как непроста судьба иная,
И улыбнешься, что-то вспоминая…
С тобою книга. Новый, близкий друг...
М. Алданская
IX. Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения Э. Успенского «Память».
Дата:
Урок № 84
Тема: Андрей Усачёв «Любопытная Варвара».
Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчетливо произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух, молча, по цепочке, но ролям; формировать представление о творчестве А. Усачева; развивать умение читать выразительно; создавать условия для активной познавательной деятельности, развития внимании и памяти, обогащении словарного запаса; содействовать формированию правил поведения к отношениях с другими людьми.
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
1. Беседа.
— Назовите произведения, которые написал Э. Успенский.
— О чем эти произведения?
— Чем интересно стихотворение «Память»?
2.Учащиеся выразительно читают стихотворение 3. Успенского «Память».
III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
1. Дыхательная разминка.Упражнение «Цветочный магазин»
2.Артикуляционная разминка. Упражнение «Назойливый комар»
3.Речевая разминка.
— Прочитайте скороговорку, отчетливо произнося каждый звук: «Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши».
IV. Подготовка к восприятию произведения
1. Слово учителя.
— Сегодня у нас будет необычный урок, потому что он посвящен господину Носу. Почемуносу? А почему бы и нет! Нос — часть лица, заслуживающая внимания. А сколько существует интересных выражений про нос. Вот и познакомимся с господином Носом поближе.
Учащиеся читают стихотворение.
А какой бывает нос?
Нoc, влюблённый в ароматы.
Нос поникший, виноватый.
Нос, закрытый от мороза,
Покрасневший, словно роза.
Нос простуженный, сопливый.
И клюющий нос, сонливый.
Носик кверху — задаваки.
След берущий — у собаки.
Многодырчатый — у лейки.
Крючковатый — у злодейки.
Носик пуговкой у детства.
А фривольный — у кокетства.
Нос с лиловым синяком
С носом мирным не знаком.
А бывает нос холёный.
От зелёнки нос — зелёный.
Нос претвёрдый, как орех.
Нос красивый, без огрех.
А со стажем он — в морщинах,
Есть сопящий без причины.
Нос начищенный ботинка.
А бывает нос с горбинкой.
Есть округлый, как картошка.
Нос мурлыкающей кошки.
Нос, который не дорос.
И, конечно, длинный нос.
Нос, сующийся без спроса.
Любопытный, как вопросы.
А курносый — это что?
Ноc, конечно, что ж ещё!
Близнеца нос — нос близнец.
Нот и, кажется, конец.
В. Пашнина
— Какие бывают носы?
— У некоторых людей есть такая отрицательная черта характера, как чрезмерное любопытство. Это качество становится предметом описания в различных стихотворениях, рассказах, баснях.
V. Работа с текстом стихотворения А. Усачева «Любопытная Варвара»
Чтение стихотворения учителем (с. 98).
Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какой вам представляется Варвара?
— Когда вы улыбались?
Анализ произведения.
— Какие вопросы задает Варвара?
— О чем говорят эти вопросы?
— Может быть Варвара не любопытная, а любознательная?
— Что говорит Варваре народ? Почему?
— Как вы понимаете смысл поговорки «Любопытной Варваре ни базаре, нос оторвали»?
4. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой» по одной строчке;
б) чтение «цепочкой» по одному слову;
в) чтение по ролям.
VI. Викторина «Нос»
1. Что означает и как произошло выражение «зарубить на носу»? (Хорошо и надолго запомнить. В древности неграмотные люди делали на дощечках зарубки для памяти. Взял человек что-то у богатого в долг, для памяти сделал на дощечке зарубки, расколол ее пополам, взял свою половинку и носит ее с собой — отсюда и НОС.)
2. Если кто-то еще слишком молод, чтобы делать что-либо, заниматься чем-либо, то о нем говорят ...? (Нос не дорос.)
3. Какие произведения написал Н. Носов? («Живая шляпа». «Огурцы», «Клякса» и т. д.)
4. Что означает выражение «вешать нос»? (Приходить в уныние, отчаиваться, огорчаться.)
5. Как сказать «не к чему придраться с «НОСом»? (Комар носа не подточит.)
6. Назовите сказочных персонажей, имеющих необычный нос? (Бурат ино Пиноккио, Карлик Нос.)
7. Что означает выражение «тыкать носом»? (Назидательно указывать на что-либо, обычно в резкой форме.)
8. Как сказать «вмешиваться но что-либо (не в свое дело) с «НОСом»? (Совать нос не в свое дело.)
9. Как сказать «очень мало» с «НОСом»? (С гулькин нос.)
10. Как сказать «выйти, показаться» с «НОСом»? (Высунуть нос.)
11. Назовите предсказателя, врача, жившего во времена средневековья, имя которого содержало «НОС» и «УС». (Нострадамус.)
12. Что означает выражение «водить за нос»? (Обманывать, вводить в заблуждение, обещая что-либо и не выполняя обещанного.)
13. Как сказать «зазнаваться, важничать, чваниться с «НОСом»? (Задирать нос.)
14. Как сказать «доказать свое превосходство в чем-либо и перед кем-либо--- с «НОСом»? (Утереть нос.)
15. Что означает выражение «уткнуть нос»? (Не отрываясь, с. увлечением читать, писать и т. д.)
16. Как сказать «давать, подавать непочтительно, небрежно» с «НОСом»? (Совать под нос.)
Физкультминутка
VII. Работа в группах
Задание для 1 группы
— Отгадайте загадки и шарады.
Задачу ты решишь свободно:
Я — небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца —
Во мне увидишь что угодно.
(Нос. сон.)
Два яблока во мху
Да морковка наверху.
(Брови, глаза и нос.)
Задание для 2 группы
- Допишите слова
Ответы: занос, носок, носорог, утконос.
Задание для 3 группы
1.Прочитайте текст.
Каждый предмет, как и человек, имеет свою историю. Есть она и у простого носового платка.
Появился он в Ассирии, где впервые для гигиены носа стали использовать тщательно обработанный лоскуток пергамента. Там же родилось и название «носовой платок».
В Россию носовой платок из Европы завез Пётр 1. Здесь такой платок называли «ширинкой». Это был квадратный кусок ткани по ширине ткацкого станка 40 на 40 (отсюда название: ширина — ширинка). Кроме ширинок, пользовались утирниками — платками для «утирания» меньшими по размеру. Напоказ такие платки не выставлялись.
(Познайка. 2004. № 9.)
2. Ответьте на вопросы.
— Где впервые появились носовые, платки?
— Как назывались носовые платки в России?