Учебно-методический комплекс (УМК): понятие и сущность. Особенности составления
Учебно-методический комплекс дисциплины (далее УМК) – это совокупность учебно-методических документов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения по каждой дисциплине.
Целями учебно-методического комплекса дисциплины являются:
- систематизация содержания дисциплины с учетом достижений науки, техники производства;
- улучшение ее методического обеспечения;
- повышение эффективности и качества занятий;
- внедрение активных методов обучения;
- оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала;
- правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов;
- оказание помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.
УМК разрабатывается на основе утвержденных в установленном порядке Государственных образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ учебных дисциплин, а также нормативных документов Министерства науки и образования РФ по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.
УМКД разрабатывается преподавателем, обеспечивающим преподавание дисциплины.
Учебно-методический комплекс составляется на каждую дисциплину согласно учебному плану основной образовательной программы. На одну и ту же дисциплину для разных направлений и специальностей подготовки, а также для очной и заочной форм обучения, составляются разные УМК.
При составлении учебно-методического комплекса преподаватель руководствуется следующим порядком документов: (показать на УМК по определенному предмету)
- Титульный лист с указанием факультета (института), на котором преподается дисциплина, кафедры, на которой разработана дисциплина, шифр и название дисциплины в соответствии с учебным планом, шифр и название специальности (направления) в соответствии с ГОС.
- Выписка из ГОС требований к усвоению основных дидактических единиц с указанием № и даты утверждения стандарта.
I модуль
- Программа дисциплины, рассмотренная на заседании кафедры, согласованная с председателем учебно-методической комиссии и утвержденная деканом факультета (института) не позднее 1 сентября каждого учебного года.
II модуль
- Методические материалы для преподавателей и студентов, обеспечивающие преподавание и изучение дисциплины, включающие
1) конспекты лекций,
2) методические указания и рекомендации
· к проведению семинарских занятий,
· выполнению лабораторных и практических работ,
· организации самостоятельной работы студентов по дисциплине,
· организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине,
· выполнению контрольных работ для заочных форм обучения и др.
- Материалы, обеспечивающие организацию процесса обучения дисциплине, включающие календарно-тематическое планирование лекций, семинарских и лабораторно-практических занятий, план-график выполнения СРС и др.
III модуль
- Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итогового и промежуточного контроля, включающие требования к экзамену и/или зачету, критерии оценки знаний студентов, экзаменационные билеты, утвержденные зав кафедрой, тестовые материалы, АПИМы, задания для контрольных работ и др., график проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Учебно-методический комплекс и его компоненты подлежат систематическому обновлению.
Доступ к УМК имеют лица, заинтересованные в преподавании и изучении дисциплины. Студенты имеют доступ к УМК за исключением материалов для проведения промежуточного и итогового контроля (экзаменационные билеты, тесты, АМПИМы, тексты контрольных работ).