Методика проведения изложения

1.Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжет­ной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.

2.Беседа, краткий разбор содержания по во­просам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержа­нию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.

3.Повторное прочтение текста. Текст, предназна­ченный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

4. Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.

5. Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

6. Предварительный пересказ фрагментов тек­ста. Выделение опорных слов. Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно состав­ляются отдельные предложения, при необходимости —фрагменты текста. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.

7. Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным сло­вам.

8. Анализ устного пересказа и его совершен­ствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.

9. Самостоятельное написание изложения. Ока­зание индивидуальной помощи.

10.Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учени­ков не учитываются при выставлении отметки.

11.Проверка изложения учителем. Проверка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь, выставление отметки — на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.

Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:

а) точности и последовательности передачи содержания текста;

б) ошибок в построении предложений;

в) неправильного употребления слов;

г) наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.

12. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).

Необходимо сравнить написанные учащимися из­ложения с первоначальным текстом с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских изложений, разобрать орфографические ошибки.

Работа организуется следующим образом:

1)учитель зачитывает первоначальный текст изложения;

2)учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы на­писать и т.д.;

3)учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллек­тивно исправляются;

4)учитель выписывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;

5)осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;

6)организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

2.6. СОЧИНЕНИЕ как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.

Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:

·понять и раскрыть тему сочинения;

·подчинить своё сочинение определённой мысли;

·собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;

·определить границы сочинения;

·составить план и писать по плану;

·создать текст и записать его;

·использовать средства языка в соответствии с за­мыслом и речевыми ситуациями;

·совершенствовать написанное, находить и исправ­лять ошибки и недочёты.

Классификация сочинений по источникам ма­териала:

1) на основе личного опыта учащихся:

·сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими ученикам;

·сочинение на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и другого опыта;

2) на основе опосредованных источников инфор­мации:

• сочинения по картинам делятся на три основных вида:

а) повествовательные сочинения по серии кар­тин или по картинному плану;

б) повествовательные сочинения по одной кар­тине, где даётся один момент сюжета;

в)описание картины;

·сочинение на основе прочитанного;

·сочинение по просмотренному фильму, спекта­клю;

·сочинение по рассказам учителя и другим источ­никам опосредствованного опыта;

3)на материале разных источников — книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;

4)на основе творческого воображения — по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

1. Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной или иной литературы.

2.Отбор и систематизация материала в соответствии с темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

3.Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Таким образом, урок написания сочинения — своего рода итог проделанной работе. 1 -и и 2-й этапы выхо­дят за рамки урока написания сочинения. Подготовка начинается за несколько дней (недель) до самого сочинения и может проводиться во внеурочное время, на других уроках, не только на уроках русского языка. На­блюдение на экскурсии организуется за несколько дней, наблюдения в природе — за неделю или месяц. Картина рассматривается непосредственно перед сочинением. Возможно предварительное составление плана сочине­ния. Подготовительная работа до написания сочинения даёт возможность на уроке организовать более глубокую работу над текстом, его совершенствование.

Наши рекомендации