Техника и искусство беседы на уроках литературы. Значение проблемных вопросов.
Беседа. Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному 'открытию' новых для них выводов, идей, законов и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания. Не менее важно и то, чтобы вопросы имели четкую последовательность и направленность, которые позволят учащимся глубоко осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний. Указанные специфические особенности беседы делают ее весьма активным методом обучения. Однако применение этого метода имеет и свои ограничения, ибо далеко не всякий материал можно излагать с помощью беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изучаемая тема является сравнительно несложной и когда по ней у учащихся имеется определенный запас представлений или жизненных наблюдений, позволяющих осмысливать и усваивать знания эвристическим (от греч. heurisko - нахожу) путем. Если же материал сложный или у учащихся нет по нему запаса необходимых представлений, то излагать его лучше не с помощью эвристической беседы, как иной раз называют этот метод, а использовать рассказ, объяснение или лекцию. Следует также отметить, что изложение материала методом беседы требует значительной затраты учебного времени.
Требования к качеству проблемного вопроса: 1)проблемный вопрос должен быть сложным, содержать в себе противоречия, но при этом быть доступным для учащ-ся , разрешимым для учеников; 2) должен быть интересен для уч-ся , увлекателен, отвечать их потребностям;3) Должен быть емким, охватить широкий круг материала что бы пробл-й вопрос мог создать проблемную ситуацию, его необходимо развить, сопоставить разные грани его решения, разные вар-ты его ответа.
2. Составить и обосновать систему домашних заданий при изучении одного из следующих произведений: повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» в 11 классе, или повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе, или пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе.
Екзаменаційний білет № 14
1. Приёмы изучения литературы на уроке. Понятие о «скрытых» приёмах анализа.
Прием обучения -детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.Приемы обучения. Их неск-ко 10ов. Основные: 1) Рассказ учителя – повествовательное излож-е содерж-я изучаемого материала. Должен обеспечивать достижение целей, содержать достовер-ые факты, достат-ое кол-во примеров, иметь четкую логику, доступный язык. 2) Лекция – выстраивает систему знаний, обладат особой убедит-ю и формирует мировоззрение; вызывает эмоцион-эстетич-ое отнош-е учащ-ся; средство формир-я устной и письменной речи; ср-во стимулир-я самост-ой работы. 2 вида – лекционный цикл для параллели и урок-лекция. 3) Справка (биограф-ая, историч-ая, культ-бытовая) 2-4 мин. Цель – ввести в эпоху, дать предст-е о быте, куль-ре… Достоверность, убедит-ть, доступн-ть. Стиль – науч-популярный. 4) Словарная работа – толкование слов учителем, обращение к словарям, толклв-е слов уч-ся, запись толк-я слов на доске, самост-я работа уч-ся по словарям. 5) Беседа – диалогический метод. Учитель с пом-ю ? побуждает учащ-ся рассуждать и подводит их к пониманию нового матер-ла. Виды – вводная, эврестическая – аналитическая, заключительная – обобщ-ая. По форме – индивид-ая (? Для 1 ученика), групповая, фронтальная – для всего класса. 6) Работа с книгой. 2 формы – под руководством учителя и самост-ая. Ученики овладевают новыми знан-ми и навыками работы с книгой. 7) Пересказ – способствует усвоению и пониманию текста + разв-е речи. Виды – подробный, сжатый, выборочный, худ-ый.
Скрытый - предполагает проникновение в произведение через выразительное чтение, иллюстрации, устное рисование, инсценировки, чтение по ролям - самый редкий.
Составить вопросы для анкеты, выясняющие особенности первоначального восприятия и понимания учащимися одного из программных произведений. Рассказать о возможных формах и содержании последующих уроков в зависимости от предполагаемых ответов учащихся.
Екзаменаційний білет № 15
1. Принципы, пути и приёмы использования других искусств на уроках литературы.
Художественная литература воспринимает действительность в живых картинах, образах и сама является наглядным изображением действительности. Смежные виды искусства на уроке литературы, разные графические материалы (схемы, таблицы, плакаты и др.) и принято называть наглядными средствами обучения для усвоения художественного произведения. Цель - проникновение в ткань художественного произведения, отдельных вопросов теории литературы и биографии писателя. Главная функция наглядности на уроке литературы - помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями, в развитии речи учащихся. Дело учителя - определить функцию наглядности на каждом конкретном уроке. Виды: 1) зрительная (репродукции, портреты писателей, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фото мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты и графические пособия, 2) слуховая, 3) синтетическая (кино и ТВ соединяет в себе зрительную и слуховую наглядность).
Планируя урок с применением наглядности, учитель должен определить ее дидактическую функцию в системе урока в целом и на каждый урок в частности. На заключительном этапе изучения произведения наиболее распространенные задания -сопоставительного характера, которые помогают ученикам вновь воспринять литературное произведение целостно, оценивая его одновременно с нового для них угла зрения. Одним из существенных требований к уроку с наглядностью является осмысление ее дидактической функции. Смежные виды искусств на уроке литературы-не самоцель, а средство проникновения в литературное произведение.
2. Составить вопросы для анкеты, выясняющие особенности восприятия какого-либо произведения учащимися определённого класса. Показать зависимость содержания и форм уроков от предполагаемых ответов учащихся.
Екзаменаційний білет № 16