Значимость в баллах клинических показателей

при детских церебральных параличах (ДЦП)

(НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера)

Таблица 5.4

№ п/п   Клинические показатели Оценка степени выраженности показателей в баллах
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
1. Способность самостоятельного передвижения Ребенок лишен возможности самостоятельно передвигаться, сидеть, ходить Ребенок может только удержи­ваться в поло­жении сидя. Стоит с под­держкой в не­правильной позе (ноги вы­прямлены во всех суставах, опора на носки, или ноги полу­согнуты во всех суставах, экви-новарус или эквиновальгус. Шаг не сформирован, не хо­дит Ребенок сидит с круглой спи­ной, сам при­саживается, сам встает, стоит у опоры, ходит с под­держкой, по­ходка дефор­мирована, шаг-неправильный, выражен экви-новарус или эквиновальгус Стоит и ходит самостоятель­но, но с опорой на палки или костыль. По­ходка непра­вильная но мо­жет п р о и т и большое рас­стояние П р а к т и ч е с к и возможны все движения, сам ходит
2. Произвольные движения рук Отсутствуют или резко снижены. Отсутствуют хвата-тельные реакции и ре­акции опоры Предметы рука­ми не берет или берет с патологической установкой кистей, не удерживает. Не тянется к игрушке Произвольные движения рук имеются, но им препятствует пронационная установка предплечий и кис­тей, сгибатель-ная — пальцев. Установка и движения рук неправильные, имеет место па­тологическая активность про-наторов и сги­бателей пред­плечья и кисти Произвольные движения рук в полном или почти полном объеме Производит сложные дви­жения руками
3. Состояние рефлекторной сферы Выражены все тоничес­кие рефлексы, формирующие все патологи- ческие уста­новки конеч­ностей Выражены то­нические реф­лексы, форми­рующие патоло­гические уста- новки преиму­щественно в нижних конеч­ностях С трудом пре­одолевает от­дельные пато­логические установки Легко преодо­левает отдель­ные патологи­ческие уста­новки  
4. Тонус мышц Тяжелые на­рушения по типу спастич-ности или ри­гидности моз-жечковой дистонии, ги­потонии выра­жены во всех мышцах тела Легкие нару­шения того же характера Повышен в от­дельных груп­пах мышц верх­них и нижних конечностей, преодолевается с трудом при движениях Патология мы­шечного тону­са легко пре­одолима при движениях Не изменен
5. Гиперкинезы Выражены Незначительно выражены Могут произ­вольно подав­ляться   Отсутствуют
6. Атаксия верх­них и нижних конечностей Выражена Незначительно выражена     Отсутствует
7. Контрактуры Множествен­ные, стойкие в верхних и нижних ко­нечностях Органические контрактуры суставов ниж­них конечно­стей Контрактуры крупных суставов, но больше — функциональные (тугоподвиж-ность в суста­вах) Контрактуры в отдельных сус­тавах, но они не препятствуют передвижению   Возможны ос­таточные легкие деформации в отдельных, пре­имущественно мелких суста­вах пальцев рук, стопы
8. Способность к самообслужива­нию Себя не обслуживает Примитивно обслуживает себя (держит ложку, надевает некоторые предметы одежды) Частично себя обслуживает — не застегивает пуговицы, не шнурует обувь Не может ис­полнять от­дельные слож­ные движения в процессе са­мообслужива­ния Самообслужи­вание полное
9. Речь Непонятна окружающим Та ил и иная форма дизарт­рии, задержка речевого разви­тия. Речь по­нятна только близким боль­ного Речевые нару­шение замет­ны всем, кто говорит с ре­бенком, но речь его по­нятна для ок­ружающих, ре­чевое общение активное Нарушения речи не замет­ны для окру­жающих, но четко выявля­ются при спе­циальном об­следовании Соответствует норме
10. Зрительно-про­странственное восприятие Грубые нарушения Выраженный локальный эф­фект зритель-но-простран-ственого восприятия, с трудом подда­ющийся кор­рекции Нарушения зрительно-про­странственно­го восприятия, коррегирую- щиеся в ходе школьного обучения Легкие нару­шения зри­тельно-про­странственного восприятия, выявляемые только при те­стировании Соответствует норме
11. Мышление Доступны только про­стейшие обоб­щения Развито только конкретное мышление Уровень разви­тия абстракт­но-логического мышления от­стает от возра­ста Испытывает трудности при освоении от­дельных логи­ческих опера­ций Соответствует норме
12. Задержка психического развития Грубая задерж­ка психорече­вого развития Выраженная задержка пси­хического раз­вития с про­странственными нарушениями Задержка пси­хического раз­вития, с одним или несколь­кими наруше­ниями корко­вых функций Легкая задер­жка психичес­кого развития  
13. Недоразвитие интеллектуаль­ной сферы (по типу олигофрении) Грубая дебильность, осложненная нарушением корковых функций Умеренная дебильность Легкая дебильность, осложненная нарушениями корковых функций Легкая дебиль­ность с невро-зоподобными проявлениями  
14. Успеваемость в школе (массо­вой, вспомога­тельной) Отстает по всем предме­там школьной программы Отстает по большинству предметов школьной про­граммы Отстает по от­дельным пред­метам Успевает удов­летворительно Успевает хорошо
15. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы Психопатопо-добное поведение, постоянные конфликтные ситуации, не поддающиеся коррекции Выраженные эмоционально-волевые нару­шения в виде расторможен-ности, страхов или сниженно­го настроения. Частые конф­ликтные ситуа­ции с трудом корригируются Эмоционально-волевые нару­шения выра­жены умерен­но. Отдельные конфликтные ситуации хо­рошо корриги­руются Проявление нарушений эмоционально-волевой сфе­ры и поведе­ния обуслов­лены ситуаци­ей и легко кор­ригируются Отсутствуют
16. Судорожный синдром Полиморфные приступы бо­лее 4 — 5 раз в месяц с из-менениями личности по эпилептичес­кому типу Полиморфные припадки более 4 — 5 раз в ме­сяц, без измене­ний личности Припадки с частотой 1 раз в месяц и реже Припадки в анамнезе, эпизодические , редкие  
17. Гипергеплион-ный синдром (по клиничес­ким данным) Выражен, про­явления по­стоянные, не зависит от фи­зической или умственной нагрузки, включая школьную в ЛФК Проявления после незначи­тельной физи­ческой или умственной нагрузки Проявления после значи­тельной физи­ческой и ум­ственной на­грузки Эпизодические проявления после значи­тельной физи­ческой или ум­ственной на­грузки  
18. Нарушение слуха Больной не слышит обра­щенную речь Тугоухость и выраженные нарушения фо­нематического слуха препят­ствуют обще­нию с окружа­ющими Снижение слу­ха имеет мес­то, но не пре-пятствует общению Негрубые на­рушения фоне­матического слуха выявля­ются только при тестирова­нии  
19. Масса тела Отклонение от нормы до + 20% Отклонение от нормы до ± 15% Отклонение от нормы до + 10% Соответствует норме  
20. Очаги хроничес­кой инфекции Обострение Стихание обострения Неполная ремиссия Ремиссии Отсутствуют
21. Интеркуррент-ные заболева­ния Неоднократно Однократно во 2-й половине лечения Однократно в начале или в первой поло­вине лечения Отсутствуют  
22. Устойчивость к охлаждению, за­каливающие ме­роприятия Резко сниже­на, закаливаю­щие меропри­ятия не про­водятся Низкая, закали­вающие проце­дуры проводят­ся по слабой нагрузке (1 — 2 вида) Пониженная, закаливающие процедуры проводятся по слабой нагруз­ке (3 — 4 вида) Удовлетвори­тельная, зака­ливающие про­цедуры прово­дятся по сред­ней нагрузке (1 — 3 вида) Расширение режима зака­ливающих ме­роприятий за пределы сред­ней нагрузки. Высокая устой­чивость к ох­лаждению

Контрольные вопросы и задания

1. Какие нарушения преимущественно наблюдаются при ДЦП?

2. Какие формы ДЦП встречаются наиболее часто?

3. При какой форме ДЦП выявляются самые тяжелые двигатель­ные, речевые и психические нарушения?

4. Какие рефлексы необходимо развивать у детей с ДЦП?

5. Какие мышцы наиболее спастичны при ДЦП?

6. Какие мышцы наиболее ослаблены при ДЦП?

7. Какие упражнения стимулируют психику при ДЦП?

8. Какие упражнения стимулируют речь при ДЦП?

9. Какими упражнениями целесообразно расслаблять дистальные отделы конечностей?

10. Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в верхних конечностях?

11. Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в нижних конечностях?

12. Какими средствами тренируется функция равновесия при ДЦП?

13. Какие упражнения помогают формировать выпрямительные реф­лексы?

14. Какие средства используются для формирования сидения?

15. Какие средства используются для формирования ползанья?

16. Какие средства используются для формирования стояния и ходьбы?

17. Какие задачи решаются на занятиях по адаптивному физическо­му воспитанию при ДЦП?

18. Какими упражнениями на фитболах можно уменьшить действие позотонических рефлексов?

19. Какими диагностическими тестами можно оценить эффективность коррекции двигательных нарушений при ДЦП?

Литература

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебраль­ные параличи. — Киев, 1988. — 328 с.

2. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и ЛФК при ДЦП — Л., 1971.

3. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП. — Л ,

1986. — 176 с.

4. Гросс НА. Физическая реабилитация детей с нарушениями функ-

ций опорно-двигательного аппарата. — М., 2000. — 224 с.

5. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятия физ-

культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. — М., 1991.

6. Ефимова А.В. Санаторное лечение детей с церебральными пара­личами. — М., 1969. — 167 с.

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспи­тания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. — 192 с.

8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб., 2001. — 220 с.

9. Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебраль­ным параличом. — М., 1991.

10. Финна Р. Ребенок с церебральным параличом / Под ред. Клоч-ковой Е.В. — М., 2001. — 333 с.

11. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг. — СПб., 2002.

12. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. — М., 2000. — 496 с.

13. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. — СПб., 1999.

14. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. — СПб., 2001. — 166 с.

15. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при ДЦП. — М., 1976. — 185 с.

16. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резиду-альной стадией ДЦП. — М„ 1999. — 384 с.

17. Стебелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. — М., 2001. — 312 с.

18. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения ДЦП. — Элиста, 1999. — 168 с.

19. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный пара­лич. — СПб.: Дидактика плюс. — 2001.

20. Энциклопедия детского невролога / Под ред. Г.Г. Шанько. — Минск, 1993. — 560 с.

Глава 6

Наши рекомендации