Значимость в баллах клинических показателей
при детских церебральных параличах (ДЦП)
(НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера)
Таблица 5.4
№ п/п | Клинические показатели | Оценка степени выраженности показателей в баллах | ||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | ||
1. | Способность самостоятельного передвижения | Ребенок лишен возможности самостоятельно передвигаться, сидеть, ходить | Ребенок может только удерживаться в положении сидя. Стоит с поддержкой в неправильной позе (ноги выпрямлены во всех суставах, опора на носки, или ноги полусогнуты во всех суставах, экви-новарус или эквиновальгус. Шаг не сформирован, не ходит | Ребенок сидит с круглой спиной, сам присаживается, сам встает, стоит у опоры, ходит с поддержкой, походка деформирована, шаг-неправильный, выражен экви-новарус или эквиновальгус | Стоит и ходит самостоятельно, но с опорой на палки или костыль. Походка неправильная но может п р о и т и большое расстояние | П р а к т и ч е с к и возможны все движения, сам ходит |
2. | Произвольные движения рук | Отсутствуют или резко снижены. Отсутствуют хвата-тельные реакции и реакции опоры | Предметы руками не берет или берет с патологической установкой кистей, не удерживает. Не тянется к игрушке | Произвольные движения рук имеются, но им препятствует пронационная установка предплечий и кистей, сгибатель-ная — пальцев. Установка и движения рук неправильные, имеет место патологическая активность про-наторов и сгибателей предплечья и кисти | Произвольные движения рук в полном или почти полном объеме | Производит сложные движения руками |
3. | Состояние рефлекторной сферы | Выражены все тонические рефлексы, формирующие все патологи- ческие установки конечностей | Выражены тонические рефлексы, формирующие патологические уста- новки преимущественно в нижних конечностях | С трудом преодолевает отдельные патологические установки | Легко преодолевает отдельные патологические установки | |
4. | Тонус мышц | Тяжелые нарушения по типу спастич-ности или ригидности моз-жечковой дистонии, гипотонии выражены во всех мышцах тела | Легкие нарушения того же характера | Повышен в отдельных группах мышц верхних и нижних конечностей, преодолевается с трудом при движениях | Патология мышечного тонуса легко преодолима при движениях | Не изменен |
5. | Гиперкинезы | Выражены | Незначительно выражены | Могут произвольно подавляться | Отсутствуют | |
6. | Атаксия верхних и нижних конечностей | Выражена | Незначительно выражена | Отсутствует | ||
7. | Контрактуры | Множественные, стойкие в верхних и нижних конечностях | Органические контрактуры суставов нижних конечностей | Контрактуры крупных суставов, но больше — функциональные (тугоподвиж-ность в суставах) | Контрактуры в отдельных суставах, но они не препятствуют передвижению | Возможны остаточные легкие деформации в отдельных, преимущественно мелких суставах пальцев рук, стопы |
8. | Способность к самообслуживанию | Себя не обслуживает | Примитивно обслуживает себя (держит ложку, надевает некоторые предметы одежды) | Частично себя обслуживает — не застегивает пуговицы, не шнурует обувь | Не может исполнять отдельные сложные движения в процессе самообслуживания | Самообслуживание полное |
9. | Речь | Непонятна окружающим | Та ил и иная форма дизартрии, задержка речевого развития. Речь понятна только близким больного | Речевые нарушение заметны всем, кто говорит с ребенком, но речь его понятна для окружающих, речевое общение активное | Нарушения речи не заметны для окружающих, но четко выявляются при специальном обследовании | Соответствует норме |
10. | Зрительно-пространственное восприятие | Грубые нарушения | Выраженный локальный эффект зритель-но-простран-ственого восприятия, с трудом поддающийся коррекции | Нарушения зрительно-пространственного восприятия, коррегирую- щиеся в ходе школьного обучения | Легкие нарушения зрительно-пространственного восприятия, выявляемые только при тестировании | Соответствует норме |
11. | Мышление | Доступны только простейшие обобщения | Развито только конкретное мышление | Уровень развития абстрактно-логического мышления отстает от возраста | Испытывает трудности при освоении отдельных логических операций | Соответствует норме |
12. | Задержка психического развития | Грубая задержка психоречевого развития | Выраженная задержка психического развития с пространственными нарушениями | Задержка психического развития, с одним или несколькими нарушениями корковых функций | Легкая задержка психического развития | |
13. | Недоразвитие интеллектуальной сферы (по типу олигофрении) | Грубая дебильность, осложненная нарушением корковых функций | Умеренная дебильность | Легкая дебильность, осложненная нарушениями корковых функций | Легкая дебильность с невро-зоподобными проявлениями | |
14. | Успеваемость в школе (массовой, вспомогательной) | Отстает по всем предметам школьной программы | Отстает по большинству предметов школьной программы | Отстает по отдельным предметам | Успевает удовлетворительно | Успевает хорошо |
15. | Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы | Психопатопо-добное поведение, постоянные конфликтные ситуации, не поддающиеся коррекции | Выраженные эмоционально-волевые нарушения в виде расторможен-ности, страхов или сниженного настроения. Частые конфликтные ситуации с трудом корригируются | Эмоционально-волевые нарушения выражены умеренно. Отдельные конфликтные ситуации хорошо корригируются | Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения обусловлены ситуацией и легко корригируются | Отсутствуют |
16. | Судорожный синдром | Полиморфные приступы более 4 — 5 раз в месяц с из-менениями личности по эпилептическому типу | Полиморфные припадки более 4 — 5 раз в месяц, без изменений личности | Припадки с частотой 1 раз в месяц и реже | Припадки в анамнезе, эпизодические , редкие | |
17. | Гипергеплион-ный синдром (по клиническим данным) | Выражен, проявления постоянные, не зависит от физической или умственной нагрузки, включая школьную в ЛФК | Проявления после незначительной физической или умственной нагрузки | Проявления после значительной физической и умственной нагрузки | Эпизодические проявления после значительной физической или умственной нагрузки | |
18. | Нарушение слуха | Больной не слышит обращенную речь | Тугоухость и выраженные нарушения фонематического слуха препятствуют общению с окружающими | Снижение слуха имеет место, но не пре-пятствует общению | Негрубые нарушения фонематического слуха выявляются только при тестировании | |
19. | Масса тела | Отклонение от нормы до + 20% | Отклонение от нормы до ± 15% | Отклонение от нормы до + 10% | Соответствует норме | |
20. | Очаги хронической инфекции | Обострение | Стихание обострения | Неполная ремиссия | Ремиссии | Отсутствуют |
21. | Интеркуррент-ные заболевания | Неоднократно | Однократно во 2-й половине лечения | Однократно в начале или в первой половине лечения | Отсутствуют | |
22. | Устойчивость к охлаждению, закаливающие мероприятия | Резко снижена, закаливающие мероприятия не проводятся | Низкая, закаливающие процедуры проводятся по слабой нагрузке (1 — 2 вида) | Пониженная, закаливающие процедуры проводятся по слабой нагрузке (3 — 4 вида) | Удовлетворительная, закаливающие процедуры проводятся по средней нагрузке (1 — 3 вида) | Расширение режима закаливающих мероприятий за пределы средней нагрузки. Высокая устойчивость к охлаждению |
Контрольные вопросы и задания
1. Какие нарушения преимущественно наблюдаются при ДЦП?
2. Какие формы ДЦП встречаются наиболее часто?
3. При какой форме ДЦП выявляются самые тяжелые двигательные, речевые и психические нарушения?
4. Какие рефлексы необходимо развивать у детей с ДЦП?
5. Какие мышцы наиболее спастичны при ДЦП?
6. Какие мышцы наиболее ослаблены при ДЦП?
7. Какие упражнения стимулируют психику при ДЦП?
8. Какие упражнения стимулируют речь при ДЦП?
9. Какими упражнениями целесообразно расслаблять дистальные отделы конечностей?
10. Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в верхних конечностях?
11. Какая типичная порочная установка формируется при ДЦП в нижних конечностях?
12. Какими средствами тренируется функция равновесия при ДЦП?
13. Какие упражнения помогают формировать выпрямительные рефлексы?
14. Какие средства используются для формирования сидения?
15. Какие средства используются для формирования ползанья?
16. Какие средства используются для формирования стояния и ходьбы?
17. Какие задачи решаются на занятиях по адаптивному физическому воспитанию при ДЦП?
18. Какими упражнениями на фитболах можно уменьшить действие позотонических рефлексов?
19. Какими диагностическими тестами можно оценить эффективность коррекции двигательных нарушений при ДЦП?
Литература
1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988. — 328 с.
2. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и ЛФК при ДЦП — Л., 1971.
3. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП. — Л ,
1986. — 176 с.
4. Гросс НА. Физическая реабилитация детей с нарушениями функ-
ций опорно-двигательного аппарата. — М., 2000. — 224 с.
5. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятия физ-
культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. — М., 1991.
6. Ефимова А.В. Санаторное лечение детей с церебральными параличами. — М., 1969. — 167 с.
7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. — 192 с.
8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб., 2001. — 220 с.
9. Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М., 1991.
10. Финна Р. Ребенок с церебральным параличом / Под ред. Клоч-ковой Е.В. — М., 2001. — 333 с.
11. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг. — СПб., 2002.
12. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. — М., 2000. — 496 с.
13. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. — СПб., 1999.
14. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. — СПб., 2001. — 166 с.
15. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при ДЦП. — М., 1976. — 185 с.
16. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резиду-альной стадией ДЦП. — М„ 1999. — 384 с.
17. Стебелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. — М., 2001. — 312 с.
18. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения ДЦП. — Элиста, 1999. — 168 с.
19. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб.: Дидактика плюс. — 2001.
20. Энциклопедия детского невролога / Под ред. Г.Г. Шанько. — Минск, 1993. — 560 с.
Глава 6