Принятая структура компетенций
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100 – «Педагогическое образование», профиль подготовки «Русский язык и литература»:
ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
СК-6 - владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров;
СК-8 - готов к анализу мирового литературного процесса в контексте
истории и культуры и с учетом основных методологических направлений»;
СК-9 - готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
Знать:
-основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества (ОК-3);
- основные положения теории текста;
- основные текстовые категории;
- основы типологии текстов;
- жанровую специфику текста;
- функционально-стилистическую специфику текста;
- специфику художественного текста; признаки художественного текста и его образную природу;
- основные позиции теории интертекстуальности;
- основные подходы к интерпретации текста;
- принципы и задачи филологического анализа текста:
- методы и приемы анализа текстов различных жанров;
- методические основания обучения анализу и созданию текстов различных стилей и жанров в школе (СК-6);.
- основные положения и базовую терминологию литературоведения;
- этапы историко-литературного процесса;
- особенности родовой и жанровой характеристики художественных произведений;
- творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;
- основные приемы анализа художественных произведений;
- принципы построения и преподавания школьного курса литературы (СК-8);.
- основные концепции классического и современного литературоведения;
- стадии исторического и культурного развития эстетических принципов, определяющих характер художественных эпох;
- основные категории и терминологию литературоведческого анализа;
- основные литературные универсалии и законы развития литературных форм:
- законы читательской деятельности и способы ее организации в школе (СК-9)
Уметь:
-анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
- доказательно представлять основные положения стилистики текста;
- определять функциональный стиль и жанровую специфику текста;
- анализировать тексты различных жанров;
- давать лингвистический и культурологический комментарий к тексту;
- анализировать структурную и семантическую организацию текста;
- анализировать функции языковых средств всех уровней;
- обучить школьников приемам анализа и создания текстов различных стилей и жанров (СК-6);.
- определять родовую и жанровую природу художественного произведения;
- атрибутировать художественное произведение по времени его создания на основе анализа конфликта, сюжета и стилистического оформления;
- обучать школьников приемам анализа художественного произведения.
- соотносить в практике школьного анализа художественного текста особенности литературного направления с их преломлением в конкретном литературном произведении (СК-8);
- объяснить главные внешние и внутренние причины эволюции литературы;
- формировать у школьников представление о структуре художественного произведения и внутренних закономерностях развития культуры (СК-9).
Владеть: -технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний;навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля (ОК-3);
- основными лингвистическими понятиями и терминами в области лингвистики и стилистики текста;
- навыками лингвостилистического анализа и интерпретации текста (лингвистический комментарий; количественный анализ; уровневый анализ текста; сравнительно-сопоставительный анализ; функционально-стилистический анализ; семиотический анализ; интертекстуальный анализ; комплексный анализ);
- способами применения знаний по лингвистике и стилистике текста в преподавательской практике (СК-6);
навыками:
- литературоведческого анализа художественных текстов;
- самостоятельного исследования литературного произведения.
- обучения школьников анализу художественного произведения (СК-8);
- основными понятиями и терминами литературоведческого анализа;
- навыками применения различных методик анализа и интерпретации;
- системой знаний о литературных универсалиях и их эволюции;
- способами организации читательской деятельности на этапах концептуального осмысления и включения произведения в общекультурный контекст (СК-9).
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций(коды указываются в соответствии с принятой
структурой компетенций п. 3.3.1)
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Кол-во часов | Коды компетенций | |||
ОК-3 | СК-6 | СК-8 | СК-9 | |||
Раздел 1 Литература средних веков | ||||||
Введение. Общая характеристика средневековой культуры | + | |||||
Словесность раннего средневековья | + | |||||
Героический эпос развитого (зрелого) феодализма | + | + | ||||
Рыцарская и клерикальная литература | + | + | ||||
Городская литература | + | + | ||||
Предвозрождение. Творчество Данте Алигьери | + | + | + | |||
Раздел 2 Литература эпохи Возрождения | ||||||
Общая характеристика культуры и литературы эпохи Возрождения | + | |||||
Итальянское Возрождение | + | + | + | + | ||
Возрождение в Германии и Нидерландах | + | + | + | |||
Возрождение во Франции. Творчество Ф. Рабле | + | + | + | |||
Возрождение в Англии. Творчество У. Шекспира | + | + | + | + | ||
Возрождение в Испании. Творчество М. Сервантеса | + | + | + | + | ||
ИТОГО |