Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100 – «Педагогическое образование», профиль подготовки «Русский язык и литература»:

ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

СК-6 - владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров;

СК-8 - готов к анализу мирового литературного процесса в контексте

истории и культуры и с учетом основных методологических направлений»;

СК-9 - готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

-основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества (ОК-3);

- основные положения теории текста;

- основные текстовые категории;

- основы типологии текстов;

- жанровую специфику текста;

- функционально-стилистическую специфику текста;

- специфику художественного текста; признаки художественного текста и его образную природу;

- основные позиции теории интертекстуальности;

- основные подходы к интерпретации текста;

- принципы и задачи филологического анализа текста:

- методы и приемы анализа текстов различных жанров;

- методические основания обучения анализу и созданию текстов различных стилей и жанров в школе (СК-6);.

- основные положения и базовую терминологию литературоведения;

- этапы историко-литературного процесса;

- особенности родовой и жанровой характеристики художественных произведений;

- творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;

- основные приемы анализа художественных произведений;

- принципы построения и преподавания школьного курса литературы (СК-8);.

- основные концепции классического и современного литературоведения;

- стадии исторического и культурного развития эстетических принципов, определяющих характер художественных эпох;

- основные категории и терминологию литературоведческого анализа;

- основные литературные универсалии и законы развития литературных форм:

- законы читательской деятельности и способы ее организации в школе (СК-9)

Уметь:

-анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- доказательно представлять основные положения стилистики текста;

- определять функциональный стиль и жанровую специфику текста;

- анализировать тексты различных жанров;

- давать лингвистический и культурологический комментарий к тексту;

- анализировать структурную и семантическую организацию текста;

- анализировать функции языковых средств всех уровней;

- обучить школьников приемам анализа и создания текстов различных стилей и жанров (СК-6);.

- определять родовую и жанровую природу художественного произведения;

- атрибутировать художественное произведение по времени его создания на основе анализа конфликта, сюжета и стилистического оформления;

- обучать школьников приемам анализа художественного произведения.

- соотносить в практике школьного анализа художественного текста особенности литературного направления с их преломлением в конкретном литературном произведении (СК-8);

- объяснить главные внешние и внутренние причины эволюции литературы;

- формировать у школьников представление о структуре художественного произведения и внутренних закономерностях развития культуры (СК-9).

Владеть: -технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний;навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля (ОК-3);

- основными лингвистическими понятиями и терминами в области лингвистики и стилистики текста;

- навыками лингвостилистического анализа и интерпретации текста (лингвистический комментарий; количественный анализ; уровневый анализ текста; сравнительно-сопоставительный анализ; функционально-стилистический анализ; семиотический анализ; интертекстуальный анализ; комплексный анализ);

- способами применения знаний по лингвистике и стилистике текста в преподавательской практике (СК-6);

навыками:

- литературоведческого анализа художественных текстов;

- самостоятельного исследования литературного произведения.

- обучения школьников анализу художественного произведения (СК-8);

- основными понятиями и терминами литературоведческого анализа;

- навыками применения различных методик анализа и интерпретации;

- системой знаний о литературных универсалиях и их эволюции;

- способами организации читательской деятельности на этапах концептуального осмысления и включения произведения в общекультурный контекст (СК-9).

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций(коды указываются в соответствии с принятой

структурой компетенций п. 3.3.1)

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов Коды компетенций
ОК-3   СК-6 СК-8 СК-9
  Раздел 1 Литература средних веков          
Введение. Общая характеристика средневековой культуры +      
Словесность раннего средневековья +      
Героический эпос развитого (зрелого) феодализма   +   +
Рыцарская и клерикальная литература +   +  
Городская литература     + +
Предвозрождение. Творчество Данте Алигьери   + + +
  Раздел 2 Литература эпохи Возрождения          
Общая характеристика культуры и литературы эпохи Возрождения +      
Итальянское Возрождение + + + +
Возрождение в Германии и Нидерландах +   + +
Возрождение во Франции. Творчество Ф. Рабле   + + +
Возрождение в Англии. Творчество У. Шекспира + + + +
Возрождение в Испании. Творчество М. Сервантеса + + + +
  ИТОГО        

Наши рекомендации