Понятие о дидактике, ее основные категории. Научные основы дидактики. Задачи дидактики на современном этапе
1) Педагогика - наука о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения.
Педагогика
( теория обучения и образования теория воспитания.
т.е. дидактика)
Дидактика - раскрывает закономерности учения и преподавательской деятельности, определяет и характеризует сущность, принципы, содержание методы и организацию учебного процесса. (Чему и как учить).
2) Категории дидактики:
Дидактика-наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Знание — совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).
Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Содержание (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (от лат.— внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод (от лат— путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.
Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса представлены на рис. 16.
3) Возникновение и развитие дидактики:
часть педагогики;
вклад Я. А. Коменского «Великая дидактика» ( «позволяет учить всех всему», принципы, урок, методы обучения);
рассматривает вопросы деятельности учителя, и роли ученика;
вклад И.Г Песталоцци, А. Дистервега, Гербарта ,К.Д. Ушинского, В.А Сухомлинского.
4) Научные основы дидактики:
- психология ( теория познавательных процессов (внимание, память, мышление)и умственного развития)
- анатомия, физиология (развитие высшей нервной деятельности, посадка при письме, развитие организма),
- школьная гигиена (нормы санитарии);
- методика преподавания различных дисциплин.
5Задачи дидактики на современном этапе:
Задачи дидактики на современном этапе:
· разумное сочетание педагогического управления с инициативой и самостоятельностью учащихся,
· составление учебных планов и программ, направленных на учет интересов, запросов, потребностей школьников,
· поиски путей формирования абстрактного мышления.
· активизация общего развития учащихся,
· формирование проблемных ситуаций, познавательной активности,
· связь содержания обучения с личным опытом учащихся;
разработка новых обучающих систем, образовательных технологий, форм, методов, приёмов обучения.
· совершенствование содержания образования, форм, методов обучения.
· активизация общего развития учащихся.
· раскрыть пути и методы реализации познавательных возможностей учащихся.
· разработка методики нестандартных уроков (КВН, деловая игра, интегрированные уроки…)
· развитие умения учиться (Учись учиться!)
Вывод: знание и владение теорией обучения, т.е. дидактикой, необходимо современному учителю для организации процесса обучения.
6. Понятие и сущность процесса обучения, его специфика. Структура процесса обучения. Основные этапы овладения учащимися знаниями, умениями, навыками.
1) Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.
Обучение - совместная целенаправленная деятельность ученика учителя, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.( Российская педагогическая энциклопедия)
Одно из направлений в современной педагогической системе - развивающее обучение, основными характеристиками которого являются:
-- Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному.
-- Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
-- Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
-- Ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
-- Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
--Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребёнка.( зона ближайшего развития – то, чему может научиться ребёнок при помощи взрослого)
-- Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
2) В основе обучения лежит процесс передачи накопленного опыта старшими младшим. Исторически данный процесс развивался как:
-подражание.
-участие в трудовой деятельности,
-целенаправленное взаимодействие по передаче опыта.
Специфика процесса обучения:
а) обучение - двусторонний процесс(традиционно выделяются 2 составляющих :– преподавание, т.е. деятельность учителя по передачеЗУН, способов деятельности , и учение- деятельность учащегося по приобретению передаваемого учителем опыта, знаний; руководящая роль принадлежит учителю )
6)обучение- активный процесс
активность ученика (показать на примере),
активность учителя. (показать на примере).
в)обучение познавательный процесс:
что познает учитель (свой предмет, психологию учащихся, методы преподавания
что познают ученики (науку, способы мышления, способы общения)
3) Признаки обучения
-целенаправленность( нацеленность на результат);
-систематичность (одновременное взаимодействие чувств, мышления и практической деятельности в познании);
- процессуальность( совокупность последовательных действий для достижения результата, изменяющаяся во времени);
- двусторонность( преподавание и учение – две стороны единого учебно- воспитательного процесса);
- соответствие закономерностям возрастного развития учеников.
4) Структура процесса обучения.
- -целевой компонент( постановка целей, задач)
- -стимулирующе-мотивационный (познавательные потребности и сформированные на их основе мотивы обучения)
- -содержательный (программа);
- -операционно-деятельный(действия и операции с помощью которых реализуется деятельность обучения)
- -контрольно-регулирующий(контроль и корректирование работы поусвоению содержания материала и самоконтроль)
- -оценочно-результативный(анализ самоанализ, оценка результатов обучения).
5) Основные этапы овладения знаниями.
- -подготовка к восприятию (восприятие). Этот этап заканчивается тогда, когда уч-ся понимают учебную задачу.
- -осмысление(учащиеся должны понять способы решения учебной задачи)
- -закрепление(задача-сохранить знания на длительное время)
- -применение на практике(практические задачи, упражнения, связанные с применением усвоенных знаний)
(раскрыть, как на уроке учитель реализует эти этапы.)
Вывод: Для успешной организации обучения учителю необходимо знать сущность процесса обучения, его специфику, структуру.