Понятие о дидактике, ее основные категории. Научные основы дидактики. Зада­чи дидактики на современном этапе

1) Педагогика - наука о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколе­ния.

Педагогика

       
    Понятие о дидактике, ее основные категории. Научные основы дидактики. Зада­чи дидактики на современном этапе - student2.ru
  Понятие о дидактике, ее основные категории. Научные основы дидактики. Зада­чи дидактики на современном этапе - student2.ru
 

( теория обучения и образования теория воспитания.

т.е. дидактика)

Дидактика - раскрывает закономерности учения и преподавательской деятельности, определяет и характеризует сущность, принципы, содержание методы и организацию учебного процесса. (Чему и как учить).

2) Категории дидактики:

Дидактика-наука об обучении и образовании, их целях, содержании, мето­дах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспече­ние информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возни­кают новые формы поведения и деятельности, изменяются ра­нее приобретенные.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с уча­щимися, направленное на достижение поставленной цели.

Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание — совокупность идей человека, в которых выражает­ся теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельно­сти и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат.— внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутрен­ней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего свя­зана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (от лат— путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмот­рим ниже.

Результаты (продукты обучения) — это то, к чему прихо­дит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Взаимосвязи между основными дидактическими категория­ми как структурными компонентами целостного дидактическо­го процесса представлены на рис. 16.

3) Возникновение и развитие дидактики:

часть педагогики;

вклад Я. А. Коменского «Великая дидактика» ( «позволяет учить всех всему», принципы, урок, методы обучения);

рассматривает вопросы деятельности учителя, и роли ученика;

вклад И.Г Песталоцци, А. Дистервега, Гербарта ,К.Д. Ушинского, В.А Сухомлинского.

4) Научные основы дидактики:

  1. психология ( теория познавательных процессов (внимание, память, мышление)и умственного развития)
  2. анатомия, физиология (развитие высшей нервной деятельности, посадка при письме, развитие организма),
  3. школьная гигиена (нормы санитарии);
  4. методика преподавания различных дисциплин.

5Задачи дидактики на современном этапе:

Задачи дидактики на современном этапе:

· разумное сочетание педагогического управления с инициативой и самостоятельно­стью учащихся,

· составление учебных планов и программ, направленных на учет интересов, запросов, потребностей школьников,

· поиски путей формирования абстрактного мышления.

· активизация общего развития учащихся,

· формирование проблемных ситуаций, познавательной активности,

· связь содержания обучения с личным опытом учащихся;

разработка новых обучающих систем, образовательных технологий, форм, методов, приёмов обучения.

· совершенствование содержания образования, форм, методов обучения.

· активизация общего развития учащихся.

· раскрыть пути и методы реализации познавательных возможностей учащихся.

· разработка методики нестандартных уроков (КВН, деловая игра, интегрированные уроки…)

· развитие умения учиться (Учись учиться!)

Вывод: знание и владение теорией обучения, т.е. дидактикой, необходимо современному учителю для организации процесса обучения.

6. Понятие и сущность процесса обучения, его специфика. Структура процесса обучения. Основные этапы овладения учащимися знаниями, умениями, навыка­ми.

1) Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.

Обучение - совместная целенаправленная деятельность ученика учителя, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.( Российская педагогическая энциклопедия)

Одно из направлений в современной педагогической системе - развивающее обучение, основными характеристиками которого являются:

-- Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному.

-- Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

-- Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности

-- Ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

-- Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

--Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребёнка.( зона ближайшего развития – то, чему может научиться ребёнок при помощи взрослого)

-- Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

2) В основе обучения лежит процесс передачи накопленного опыта старшими млад­шим. Исторически данный процесс развивался как:

-подражание.

-участие в трудовой деятельности,

-целенаправленное взаимодействие по передаче опыта.

Специфика процесса обучения:

а) обучение - двусторонний процесс(традиционно выделяются 2 составляющих :– преподавание, т.е. деятельность учителя по передачеЗУН, способов деятельности , и учение- деятельность учащегося по приобретению передаваемого учителем опыта, знаний; руководящая роль принадлежит учителю )

6)обучение- активный процесс

активность ученика (показать на примере),

активность учителя. (показать на примере).
в)обучение познавательный процесс:

что познает учитель (свой предмет, психологию учащихся, методы преподавания

что познают ученики (науку, способы мышления, способы общения)

3) Признаки обучения

-целенаправленность( нацеленность на результат);

-систематичность (одновременное взаимодействие чувств, мышления и практической деятельности в познании);

- процессуальность( совокупность последовательных действий для достижения результата, изменяющаяся во времени);

- двусторонность( преподавание и учение – две стороны единого учебно- воспитательного процесса);

- соответствие закономерностям возрастного развития учеников.

4) Структура процесса обучения.

  • -целевой компонент( постановка целей, задач)
  • -стимулирующе-мотивационный (познавательные потребности и сформированные на их основе мотивы обучения)
  • -содержательный (программа);
  • -операционно-деятельный(действия и операции с помощью которых реализуется деятельность обучения)
  • -контрольно-регулирующий(контроль и корректирование работы поусвоению содержания материала и самоконтроль)
  • -оценочно-результативный(анализ самоанализ, оценка результатов обучения).

5) Основные этапы овладения знаниями.

  • -подготовка к восприятию (восприятие). Этот этап заканчивается тогда, когда уч-ся понимают учебную задачу.
  • -осмысление(учащиеся должны понять способы решения учебной задачи)
  • -закрепление(задача-сохранить знания на длительное время)
  • -применение на практике(практические задачи, упражнения, связанные с применением усвоенных знаний)

(раскрыть, как на уроке учитель реализует эти этапы.)

Вывод: Для успешной организации обучения учителю необходимо знать сущность процесса обучения, его специфику, структуру.

Наши рекомендации