Управления образовательными системами
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.
На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Теория управления школой дополняется теорией педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т. И.Шамова и др.). Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.
Государственный характер системы образования означает, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании". В соответствии с Законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти России - Федеральным Собрание. Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.
Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ "Об образовании":
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине;
• единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
• светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений
Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан России на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.
Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит в обеспечении гарантий на образование, в создании условий для самоопределения и самореализации личности.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные); ведомственные; республиканские (республик в составе Российской Федерации); краевые, областные, городов, и т. д.
Государственные органы управления решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений, расширение границ общественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, материально-технической обеспеченности образовательного процесса; прогнозирование сети образовательных учреждений, контроль исполнения законодательства Российской Федерации бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.
Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации (передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем).
Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания творческой атмосферы и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления - совета школы. Функции и содержание работы совета определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия, на общешкольной конференции избираются совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, Устав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задается Типовым положением об общеобразовательном учебном заведении. Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса избираются на собраниях своих коллективов учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности.
В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения). Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:
• организует выполнение решений конференций;
• наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы учащихся;
• устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;
• рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;
• заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;
• совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.
Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.
Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствлениесистемы образования и диверсификация образовательных учреждений. Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных и др. объединений, групп.
Диверсификация (лат. - разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений - гимназий, лицеев, колледжей, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов - как государственных, так и негосударственных.
Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и выборов руководителя образовательного учреждения.
Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. Ю.А. Конаржевский в числе ведущих закономерностей внутришкольного менеджмента называет аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.
Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое управление, внутришкольное управление и внутришкольный менеджмент?
2. Назовите основные признаки государственного управления образованием.
3. Чем характеризуется общественное управление образованием?
5. Что означает система принципов управления педагогическими системами? В чем выражается их взаимосвязь и взаимодействие?
Литература
Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой.-М., 1991.
Закон Российской Федерации "Об образовании". - М., 1996.
Исаев, И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления/И.Ф. Исаев. - М.; Белгород, 1997.
Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Коржевский. - М., 1993.
Сантурова, С.М. Менеджмент в образовании: Теория и практика / С.М. Сантурова. - М., 1993.
Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Я.П. Капустин. - М., 2001.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ПЕДАГОГИКЕ
1. Какие задачи решает педагогическая наука?
2. Что является методологическими и методическими основанием педагогики?
3. Как связаны понятия "обучение" и "воспитание"
4. В чем различие понятий "развитие" и "формирование"?
5. Какие черты отличают авторитарное направление в образовании?
6. Почему гуманистическое направление в образовании наиболее полно отражает общечеловеческие ценности?
7. Что является движущей силой развития образования?
8. Какие требования к системе образования предъявляет открытое информационное общество?
9. Какие основные элементы входят в состав системы образования?
10. На каких принципах строится образовательная политика современной России?
11. В каких формах и в каких образовательных учреждениях возможно получение образования в Российской Федерации?
12. Раскройте содержание общих принципов и факторов формирования содержания высшего профессионального образования.
13. В чем заключается целостность педагогического процесса как системы?
14. На основании каких основных принципов организуется и осуществляется педагогический процесс.
15. По каким направлениям возможно повышение эффективности педагогического процесса?
16. Какие представления психологии лежат в основе концепции развивающего обучения?
17. На основе каких дидактических принципов развивается современная высшая школа?
18. На каких принципах основан процесс воспитания, какие методы используются в процессе воспитания?
19. Охарактеризуйте основные виды воспитания.
20. Выделите основные признаки, характеризующие форму организации обучения.
21. Каким образом средства новых информационных и телекоммуникационных технологий могут обеспечивать индивидуальное обучение?
22. Какие формы обучения и на основании каких критериев являются инновационными?
23. Каким образом средства организации и управления педагогическим процессом обеспечивают повышение эффективности обучения?
24. Какие преимущества и недостатки имеет тестирование по сравнению с другими методами педагогического контроля?
25. В чем состоит цель и каковы задачи семейного воспитания?
26. Раскройте понятия "образовательная система" и " образовательные стандарты".
27. Основные проблемы образовательной системы Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой.-М., 1991.
2. Закон Российской Федерации "Об образовании". - М., 1996.
3. Исаев, И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления/И.Ф. Исаев. - М.; Белгород, 1997.
4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Род ред. З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
5. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Коржевский. - М., 1993.
6. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев - М..: Педагогика,1993. – 516 с.
7. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Б.Т. Лихачев – М.: Прометей, 19995. – 282 с.
8. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. – 165 с.
9. Образцов, П.И. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. – 317 с.
10. Педагогика. Методическое пособие для студентов университета очного и заочного отделения / Под ред. А.И. Умана. – Орел: ОГУ, 2001. – 78 с.
11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 637 с.
12. Педагогические теории, системы, технологи. Методическое пособие для студентов университета очного и заочного отделения / Под ред. А.И. Умана. – Орел: ОГУ, 1998. – 112 с.
13. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещения: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
14. Сантурова, С.М. Менеджмент в образовании: Теория и практика / С.М. Сантурова. - М., 1993.
15. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения / С.Д. Смирнов. – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 304 с.
16. Столяренко, Л.Д. Педагогика. 100 экзаменациоонных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. – 256 с.
Теоретические основы содержания общего среднего образования /под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Просвещение, 1986. – 276 с.
17. Уман, А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: Учебное пособие /А.И. Уман. – Орел: ОГПИ, 1993. – 128 с.
18. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский центр «Академия», 20002. – 224 с.
19. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.:Юристъ, 1997. – 512 с.
20. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Я.П. Капустин. - М., 2001.