ГЛОССАРИЙ. Агрессивность-психическое явление, выражающееся в стрем­лении к насильственным действиям в межличностных отношениях

Агрессивность-психическое явление, выражающееся в стрем­лении к насильственным действиям в межличностных отношениях.

Адаптация-приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды и результат этого про­цесса; приспособление, привыкание к новым условиям.

Адекватный-соответствующий, подходящий для данных условий.

Акселерация-ускорение роста и полового развития детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

Активность-1) деятельность как таковая; 2) инициатив­ность, живость, энергичность, творческая неуемность личности.

Активность личности-способность человека произво­дить общественно значимые преобразования в мире на основе при­своения богатств материальной и духовной культуры, проявляюща­яся в творчестве, волевых актах, общении.

Депривация- психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлет­ворении основных психических потребностей; характеризуется выра­женными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном раз­витии, нарушением социальных контактов.

Дидактика-часть педагогики, излагающая теоретические основы образования и обучения.

Индивидуальный подходв воспитании-осуществ­ление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенно­стей детей (темперамента и характера, способностей и склонностей, интересов и мотивов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.

Интеграция-объединение в целое каких-либо частей.

Интерпретировать-толковать, разъяснять что-либо.

Инфантилизм- задержка в развитии организма; сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более ран­нему возрасту.

Квалификация- уровень развития способностей педагога, позволяющий ему выполнять профессиональные функции определен­ной степени трудности; характеризуется объемом теоретических зна­ний и практических навыков, которыми владеет работник; отражает степень развития личности в важнейшей сфере жизнедеятельности -в труде и определяет социальный статус педагога.

Конформность-тенденция человека приспособить свое поведение к ожиданиям, нормам, требованиям группы людей; подат­ливость реальному или воображаемому давлению группы; готовность изменить свои взгляды и ценности под влиянием окружающих.

Латентный-скрытый, внешне не проявляющийся.

Личностный подход-последовательное отношение педа­гога к ребенку как личности, как самостоятельному субъекту собствен­ного развития и воспитательного взаимодействия.

Манипуляция- элементарные движения рук, связанные с предметом, обычно без учета его свойств, назначения.

Мировоззрение-целостное представление о природе, обще­стве, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мораль- общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни.

Научение-результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемого.

Обучаемость- способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения.

Ориентировочный рефлекс-первоначальная психичес­кая реакция на любой новый раздражитель.

Педология-наука о детях. Пластичность-способность к адаптации.

Пренатальное развитие психики-дородовое развитие психики, определяемое как наследственностью, так и влиянием внут­риутробной среды.

Постнатальная жизнь-жизнь ребенка после рождения.

Принципы-основные, исходные положения какой-либо тео­рии, учения, науки (принципы обучения, принципы воспитания).

Принципы обучения-это объективные закономерности,
исходные положения, которые лежат в основе обучения и опреде­
ляют все его стороны: содержание, методы, средства и формы орга­
низации.

Развивающая предметная среда-совокупность при­родных и социальных культурных предметных средств, удовлетворя­ющих потребности актуального, ближайшего и перспективного раз­вития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воз­действием на личность ребенка.

Самоактуализация(самореализация) - стремление чело­века к возможно более полному выявлению и развитию своих лично­стных возможностей.

Самообразование-самостоятельное овладение человеком знаниями, умениями и навыками, соврешенствование уровня самого образования.

Трансформация-преобразование, превращение.

Тревожность-склонность к внешнему немотивированному беспокойству.

Упрямство-особенности поведения как показатель дефекта волевой сферы ребенка, выражающееся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам других людей.

Условия-обстоятельства, от которых что-либо зависит (усло­вия развития личности, условия игры и др.).

Цель- осознанный образ предвосхищаемого результата, на дости­жение которого направлено действие человека.

Ценностная ориентация-положительные или отрица­тельные значимости для индивида предметов и явлений социальной действительности.

Ценность-личностный смысл определенных явлений дей­ствительности для индивида.

Цивилизация-уровень общественного развития и матери­альной культуры.

Эгоцентризм-неспособность ребенка стать на позицию другого, фиксация на собственных целях, переживаниях или неуме­ние ориентироваться на внешние воздействия и других людей.

Эрудиция-глубокие разнообразные познания в какой-либо области знаний.

Эмпатия-способность понимания психических состояний других дюдей, сопереживание им.

Эмпирический-основанный на опыте.

Наши рекомендации