ГЛОССАРИЙ. Агрессивность-психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях
Агрессивность-психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях.
Адаптация-приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды и результат этого процесса; приспособление, привыкание к новым условиям.
Адекватный-соответствующий, подходящий для данных условий.
Акселерация-ускорение роста и полового развития детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.
Активность-1) деятельность как таковая; 2) инициативность, живость, энергичность, творческая неуемность личности.
Активность личности-способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Депривация- психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Дидактика-часть педагогики, излагающая теоретические основы образования и обучения.
Индивидуальный подходв воспитании-осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента и характера, способностей и склонностей, интересов и мотивов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.
Интеграция-объединение в целое каких-либо частей.
Интерпретировать-толковать, разъяснять что-либо.
Инфантилизм- задержка в развитии организма; сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту.
Квалификация- уровень развития способностей педагога, позволяющий ему выполнять профессиональные функции определенной степени трудности; характеризуется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник; отражает степень развития личности в важнейшей сфере жизнедеятельности -в труде и определяет социальный статус педагога.
Конформность-тенденция человека приспособить свое поведение к ожиданиям, нормам, требованиям группы людей; податливость реальному или воображаемому давлению группы; готовность изменить свои взгляды и ценности под влиянием окружающих.
Латентный-скрытый, внешне не проявляющийся.
Личностный подход-последовательное отношение педагога к ребенку как личности, как самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного взаимодействия.
Манипуляция- элементарные движения рук, связанные с предметом, обычно без учета его свойств, назначения.
Мировоззрение-целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мораль- общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни.
Научение-результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемого.
Обучаемость- способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения.
Ориентировочный рефлекс-первоначальная психическая реакция на любой новый раздражитель.
Педология-наука о детях. Пластичность-способность к адаптации.
Пренатальное развитие психики-дородовое развитие психики, определяемое как наследственностью, так и влиянием внутриутробной среды.
Постнатальная жизнь-жизнь ребенка после рождения.
Принципы-основные, исходные положения какой-либо теории, учения, науки (принципы обучения, принципы воспитания).
Принципы обучения-это объективные закономерности,
исходные положения, которые лежат в основе обучения и опреде
ляют все его стороны: содержание, методы, средства и формы орга
низации.
Развивающая предметная среда-совокупность природных и социальных культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Самоактуализация(самореализация) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самообразование-самостоятельное овладение человеком знаниями, умениями и навыками, соврешенствование уровня самого образования.
Трансформация-преобразование, превращение.
Тревожность-склонность к внешнему немотивированному беспокойству.
Упрямство-особенности поведения как показатель дефекта волевой сферы ребенка, выражающееся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам других людей.
Условия-обстоятельства, от которых что-либо зависит (условия развития личности, условия игры и др.).
Цель- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Ценностная ориентация-положительные или отрицательные значимости для индивида предметов и явлений социальной действительности.
Ценность-личностный смысл определенных явлений действительности для индивида.
Цивилизация-уровень общественного развития и материальной культуры.
Эгоцентризм-неспособность ребенка стать на позицию другого, фиксация на собственных целях, переживаниях или неумение ориентироваться на внешние воздействия и других людей.
Эрудиция-глубокие разнообразные познания в какой-либо области знаний.
Эмпатия-способность понимания психических состояний других дюдей, сопереживание им.
Эмпирический-основанный на опыте.