Базовыми для реализации государственного образовательного стандарта являются следующие концептуальные положения.
1. Личностный подход к обучению. (как со стороны Препод., так и ученика: учёт индивидуальных особенностей)
2. Деятельностная направленность в обучении (применение ЗУНов на практике)
3. Межпредметность. Выявление связей предметов, сопоставление ЗУНов по различным областям знаний).
4. Воспитательный и развивающий потенциал. (Обучая – воспитывать, Воспитывая – обучать)
5. Профильность. Учёт особенностей специализаций (Учёт региональных, областных производств).
6. Формирование информационной культуры. (Самообразование, самообучение, создание мотиваций к обучению)
VIII. Образование реализуется через:
1- Педагогический процесс, который является Системным механизмом Обучения. (Уроки, выступления, контрольные уроки, экзамены, классные часы, экскурсии, фестивали, конкурсы и др. формы работы).
2- Учебная и воспитательная среда учреждения, планомерно и поэтапно организовывает и дисциплинирует ученика.
3-Педагогическую Технику (технологию - методы, и дидактику), строящуюся на основе ПООП (Примерные Основные Образовательные Программы по каждому предмету)
Метод – это способы и формы учебной организации и коммуникации с учеником, формы уроков, зачётов, экзамены
Дидактика – это способы и формы изложения знаний, способы активизации сознания и интеллекта ученика.
4-- Коммуникативный процесс – взаимодействие между Учеником и Преподавателем, Родителями и Учителем, (на основе уважения и демократии)
Образование реализуется на главных, актуальных конституциональных принципах ( На основе Конституции РФ, и закона «Об Образовании» 1992г. И в последующих редакциях, последняя- от 30.12.2012г.):
IX. Принципы Образования (из Закона об Образовании от 2012г в последней редакции):
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
X. Образовательные программы (ПримернаяОсновнаяОбразовательнаяПрограмма)– документы, определяющие содержание образования (ЗУНы) всех уровней и направленности.
Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ.
Примерная основная образовательная программа – это учебно-методическая документация:
- примерный учебный план, примерный календарный учебный график,
- примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
- планируемые результаты освоения образовательной программы,
- примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы; (из Закона об образовании)
В Российской Федерации образовательные программы (ПООП) бывают двух типов:
1) общеобразовательные;
2) профессиональные.
К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.
Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Образовательные программы реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домах, школах-интернатах и др.).
Учащиеся, не освоившие образовательных программ учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на педагога или продолжают обучение в форме семейного образования.
На основе образовательных стандартов разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на различные технологии обучения.
VIII. Образование реализуется через систему и иерархию Национальных Учебных Заведений:
Т.е. Структуру заведений, их соподчинённость по Уровням ЗУНов: