ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УГОЛКЕ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Время года Содержание труда Задачи трудового воспитания детей Перечень трудовых умений и навыков
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Время года | Содержание труда | Задачи трудового воспитания детей | Перечень трудовых умений и навыков | Формы организации детей | Основные приемы руководства деятельностью детей |
ОСЕНЬ | Уход за комнатными растениями с учетом их потребностей | Расширять и сиcтематизировать знания детей о комнатных растениях. Закрепить знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений. Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями. | Умение видеть объект в разнообразии его свойств и жизненных проявлений. | Дежурство. Индивидуальные поручения. | Закрепление понятий «комнатные растения на основе моделей строения растений. Рассказ детей по моделям о способах ухода за комнатными растениями. |
Пересадка цветущих растений из клумбы в уголок природы | Закрепить умения различать и правильно называть растения. | навыки пересадки растений: выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой | Подгрупповая | Знакомство детей с корнем как частью растения. Объяснение связи между похолоданием и состоянием растений, | |
Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой. | Помочь детям приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав для подкормки птиц зимой. | Коллективная | Советы, вопросы, напоминания. | ||
Работа на клумбе | Формировать у детей умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. | Умение перекапывать землю. Подготовка клумбы к зиме. Сгребать опавшие листья, укрывать ими растения. | Подгрупповая | Определение трудовых задач по звеньям: одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Оказание помощи детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдение труда детей, оказание им помощи. Советы, указания. | |
зима | Уход за комнатными растениями | Формирование навыка оптимального расположения растений в помещении. | Дежурство Индивидуальные поручения | Модель с изображением наземных и подземных частей растения. Привлечение внимания детей к результатам труда | |
Утепление снегом деревьев, цветников | Формировать бережное, заботливое отношение к природным объектам | Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев, цветников | Коллективная Подгрупповая Индивидуальные поручения. | Показ способов действия. Ознакомление с новой трудовой операцией. | |
Изготовление и установка кормушек | Воспитывать бережное и заботливое отношений к зимующим птицам. | Коллективная | Совместная деятельность с родителями | ||
Подкормка птиц | Помочь детям приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц. | Умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, самостоятельно выполнять трудовой процесс | Дежурство Индивидуальные поручения | Показ, объяснение, пояснение, напоминание. | |
зима | Подкормка комнатных растений и уход за ними. | Закрепить навыки самостоятельного ухода за растениями: определять необходимость поливки, рыхления | Навык определения необходимости поливки, рыхления, подкормки. | Дежурство Индивидуальные поручения. | Показ способов действия. Ознакомление с новой трудовой операцией. |
Организация огорода на окне | Коллективная. Дежурство. Индивидуальные поручения. | ||||
ВЕСНА | Пересадка комнатных растений | Уточнить представления детей о потребности растений в месте обитания. Учить определять растения, нуждающиеся в пересадке (тесен горшок). Познакомить с агротехникой пересадки. Учить пересаживать комнатное растение. Воспитывать умение работать аккуратно, сохраняя целостность корней и других частей растения. | Навык определения растения для пересадки. Умение пересаживать комнатные растения | Подгрупповая | Определение необходимости пересадки комнатного растения. Вводная беседа. Обсуждение способов пересадки на основе моделей. Выполнение детьми трудовых действий. Анализ результатов деятельности. Показ педагогом нового способа размножения растений. |
Посадка цветочных семян для выращивания рассады | Коллективная | Рассмотреть семена, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку. | |||
Выращивание рассады и овощных культур | Дежурство Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами | ||||
Весенний уход за комнатными растениями | Учить по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые. | Полив Рыхление Опрыскивание из пульверизатора Мытье растений. Очистка пыли с листьев кисточкой. | Дежурство Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами | ||
Перекопка земли в клумбе, оформление цветника. | Сформировать у детей умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. | Коллективная – совместный труд | Определение трудовых задач по звеньям: одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Оказание помощи детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдение труда детей, оказание им помощи. Советы, указания. | ||
Высадка рассады, выращенной для цветника | Вызвать интерес к выращиванию растений. | Коллективная | |||
Уход за посаженными растениями | Научить детей определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений. | Полив; Рыхление; Прополка | Дежурство Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами. | Оказание помощи в распределении обязанностей, контроля умения пользоваться орудиями труда, Обращать внимание на качество выполненных работ. | |
ЛЕТО | В уголке природы летом дети продолжают осуществлять уход за комнатными растениями | Помочь детям приобрести некоторые навыки охраны природы. | Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами | Оказание помощи в распределении обязанностей, контроля умения пользоваться орудиями труда, Обращать внимание на качество выполненных работ. | |
Помощь птицам, прилетающим на участок | Помочь детям приобрести некоторые навыки охраны природы | Навык помощи птицам: в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада. | Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами. Дежурство | ||
Труд детей в цветнике | Учить детей достаточно ответственно и самостоятельно, но под руководством взрослого осуществлять уход за растениями цветника Учить детей отличать культурные растения от сорняков. | Навык определения необходимости основных видов ухода: полив, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и т. д. | Длительные индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами. Дежурство | Обучение воспитанников правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок, водой, подогретой на солнце. Показ приемов рыхления междурядий. Объяснение, что рыхлят для того, чтобы к корням растений поступал воздух. Оказание помощи в распределении обязанностей, контроля умения пользоваться орудиями труда, Обращать внимание на качество выполненных работ. |