Познавательно-речевое развитие. Характеристика возрастных возможностей

Характеристика возрастных возможностей

Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задол­го до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и главным образом в совместной со взрослым деятельности.

Основные возрастные этапы познавательного развития ребенка первого года жизни.

От рождения до 3 месяцев — специфическая ориентировочная реакция на слуховые, зрительные, тактильные и другие раздражители, поступающие из внеш­ней среды, прежде всего от матери и других взрослых, окружающих ребенка.

От 3 до 6 месяцев — ориентировочное обследование игрушек и первые избирательные контактные (удерживание, схватывание, переворачивание) и ди­стантные (разглядывание, прислушивание) реакции; возникновение «эффекта уподобления», т.е. попытка раздвинуть пальчики так, чтобы удобнее было схва­тить игрушки в зависимости от их формы и величины.

Результативные действия с предметами, вызывающие интересное впечатле­ние (со звучащими игрушками, погремушками, колокольчиками, игрушками, имеющими движущиеся мелькающие элементы). Узнавание близких взрослых, знакомых предметов, попытки искать спрятанный предмет — показатели раз­вития памяти. Расширение возможности ориентировки в окружающем про­странстве благодаря освоению поз.

От 6 до 9 месяцев — соотносимые действия: перекладывание предмета из одной руки в другую, действие одновременно двумя предметами, двумя руками.

От 9 до 12 месяцев — способность доставать предмет с помощью другого предмета, возникновение целенаправленных действий. Экспериментирование

с доступными ему предметами (бросает игрушки из манежа на пол, плещется в воде, пробует копать песок, мнет бумагу и т.д.). Появление первых слов, имею­щих ситуативный характер и понятных близким.

Образовательная область «Познание»

Сенсорное развитие. Предпосылки предметной деятельности

Образовательные задачи

От рождения до 3 месяцев:

— формировать зрительные, слуховые, тактильные ориентировочные реак­ции на звучащие, яркие, перемещающиеся объекты;

— развивать координацию движений глаз (бинокулярное зрение), слежение за плавно перемещающимся из стороны в сторону предметом;

— развивать фиксирование взором неподвижных предметов и слежение за перемещающимися предметами, лежа на спине или находясь в вертикаль­ном положении на руках у взрослого.

От 3 до 6 месяцев:

— развивать ориентировочную активность, демонстрируя знакомые и не­знакомые предметы;

— способствовать появлению движений рук по направлению к объекту;

— побуждать притягивать предмет при случайном прикосновении, удержи­вать предмет кратковременно, ощупывать его;

— предлагать для рассматривания и практического действия игрушки, об­ладающие различными свойствами: видимыми (цвет, форма, величина и т.д.), скрытыми (упругость, динамичность, масса, фактура, звучаний), фор­мируя предметные действия, соответствующие свойствам предмета (иг­рушки);

— учить брать игрушку, предмет из удобного положения, рук взрослого, лю­бых положений.

От 6 до 9 месяцев:

— побуждать к манипулятивной ознакомительной игре (перекладывание из руки в руку, постукивание, отбрасывание, притягивание и т.д.);

— побуждать самостоятельно садиться и вставать, держась за опору, с целью достать предмет, рассмотреть его, проделать с ним различные действия;

— привлекать к выполнению действий вместе со взрослым, создавать усло­вия для заполнения пустых емкостей (в пустое ведро положить шарики, бумажки и др.).

От 9 до 12 месяцев:

— совершенствовать «исследовательские» действия с предметами;

— развивать зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ори­ентировки;

— обогащать предметно-игровую деятельность новыми возможностями дей­ствия (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит, снять вту-лочки с ленты, чтобы поиграть с ними, протолкнуть шарик в отверстие, чтобы увидеть, как он будет скатываться по желобку и т.д.);

— формировать способы действий с предметами, направленные на озна­комление с их свойствами: легкие удары и броски, сжатие, надавливание, вдавливание, вращение, кручение, сотрясение, расчленение целого на час­ти (отсоединение, отрывание);

— побуждать к выполнению противоположных по смыслу действий: вы­кладывание — вкладывание, рассоединение — соединение, снятие — на­низывание и т.д.

Содержание психолого-педагогической работы

Важнейшее условие познавательного развития — эмоционально теплое, ста­бильное, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка с ма­терью и другими близкими ему людьми. Это общение должно включать ком­ментирующую и обращенную к младенцу речь взрослого (например, «Какая красивая неваляшка. Смотри, она качает головой, у нее двигаются глазки»).

С первых недель и месяцев жизни очень важно разговаривать с ребенком, улыбаться ему, хвалить, демонстрировать яркие, крупные, нежно звучащие иг­рушки, побуждать следить за ними, прислушиваться к звукам. Игрушки нужно вкладывать в руку ребенка, касаться ими его ладоней, пальцев.

С 2 месяцев до года через руки ребенка должны пройти разнообразные игруш­ки, чтобы сформировать у него соответствующие ориентировочные и целенаправ­ленные действия («реакция уподобления»), действия экспериментирования.

Для развития обобщений следует использовать специальный подбор игру­шек, предметов и действий с ними (одноименные игрушки из разного матери­ала, разного размера, фактуры, цвета; одна игрушка в разных ситуациях, разные действия с ней; одно действие с разными игрушками).

Образовательная область «Коммуникация»

Наши рекомендации