Познавательно-речевое развитие. Характеристика возрастных возможностей
Характеристика возрастных возможностей
Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолго до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и главным образом в совместной со взрослым деятельности.
Основные возрастные этапы познавательного развития ребенка первого года жизни.
От рождения до 3 месяцев — специфическая ориентировочная реакция на слуховые, зрительные, тактильные и другие раздражители, поступающие из внешней среды, прежде всего от матери и других взрослых, окружающих ребенка.
От 3 до 6 месяцев — ориентировочное обследование игрушек и первые избирательные контактные (удерживание, схватывание, переворачивание) и дистантные (разглядывание, прислушивание) реакции; возникновение «эффекта уподобления», т.е. попытка раздвинуть пальчики так, чтобы удобнее было схватить игрушки в зависимости от их формы и величины.
Результативные действия с предметами, вызывающие интересное впечатление (со звучащими игрушками, погремушками, колокольчиками, игрушками, имеющими движущиеся мелькающие элементы). Узнавание близких взрослых, знакомых предметов, попытки искать спрятанный предмет — показатели развития памяти. Расширение возможности ориентировки в окружающем пространстве благодаря освоению поз.
От 6 до 9 месяцев — соотносимые действия: перекладывание предмета из одной руки в другую, действие одновременно двумя предметами, двумя руками.
От 9 до 12 месяцев — способность доставать предмет с помощью другого предмета, возникновение целенаправленных действий. Экспериментирование
с доступными ему предметами (бросает игрушки из манежа на пол, плещется в воде, пробует копать песок, мнет бумагу и т.д.). Появление первых слов, имеющих ситуативный характер и понятных близким.
Образовательная область «Познание»
Сенсорное развитие. Предпосылки предметной деятельности
Образовательные задачи
От рождения до 3 месяцев:
— формировать зрительные, слуховые, тактильные ориентировочные реакции на звучащие, яркие, перемещающиеся объекты;
— развивать координацию движений глаз (бинокулярное зрение), слежение за плавно перемещающимся из стороны в сторону предметом;
— развивать фиксирование взором неподвижных предметов и слежение за перемещающимися предметами, лежа на спине или находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.
От 3 до 6 месяцев:
— развивать ориентировочную активность, демонстрируя знакомые и незнакомые предметы;
— способствовать появлению движений рук по направлению к объекту;
— побуждать притягивать предмет при случайном прикосновении, удерживать предмет кратковременно, ощупывать его;
— предлагать для рассматривания и практического действия игрушки, обладающие различными свойствами: видимыми (цвет, форма, величина и т.д.), скрытыми (упругость, динамичность, масса, фактура, звучаний), формируя предметные действия, соответствующие свойствам предмета (игрушки);
— учить брать игрушку, предмет из удобного положения, рук взрослого, любых положений.
От 6 до 9 месяцев:
— побуждать к манипулятивной ознакомительной игре (перекладывание из руки в руку, постукивание, отбрасывание, притягивание и т.д.);
— побуждать самостоятельно садиться и вставать, держась за опору, с целью достать предмет, рассмотреть его, проделать с ним различные действия;
— привлекать к выполнению действий вместе со взрослым, создавать условия для заполнения пустых емкостей (в пустое ведро положить шарики, бумажки и др.).
От 9 до 12 месяцев:
— совершенствовать «исследовательские» действия с предметами;
— развивать зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки;
— обогащать предметно-игровую деятельность новыми возможностями действия (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит, снять вту-лочки с ленты, чтобы поиграть с ними, протолкнуть шарик в отверстие, чтобы увидеть, как он будет скатываться по желобку и т.д.);
— формировать способы действий с предметами, направленные на ознакомление с их свойствами: легкие удары и броски, сжатие, надавливание, вдавливание, вращение, кручение, сотрясение, расчленение целого на части (отсоединение, отрывание);
— побуждать к выполнению противоположных по смыслу действий: выкладывание — вкладывание, рассоединение — соединение, снятие — нанизывание и т.д.
Содержание психолого-педагогической работы
Важнейшее условие познавательного развития — эмоционально теплое, стабильное, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка с матерью и другими близкими ему людьми. Это общение должно включать комментирующую и обращенную к младенцу речь взрослого (например, «Какая красивая неваляшка. Смотри, она качает головой, у нее двигаются глазки»).
С первых недель и месяцев жизни очень важно разговаривать с ребенком, улыбаться ему, хвалить, демонстрировать яркие, крупные, нежно звучащие игрушки, побуждать следить за ними, прислушиваться к звукам. Игрушки нужно вкладывать в руку ребенка, касаться ими его ладоней, пальцев.
С 2 месяцев до года через руки ребенка должны пройти разнообразные игрушки, чтобы сформировать у него соответствующие ориентировочные и целенаправленные действия («реакция уподобления»), действия экспериментирования.
Для развития обобщений следует использовать специальный подбор игрушек, предметов и действий с ними (одноименные игрушки из разного материала, разного размера, фактуры, цвета; одна игрушка в разных ситуациях, разные действия с ней; одно действие с разными игрушками).
Образовательная область «Коммуникация»