Употребление обособленных конструкций
Наибольшее количество ошибок появляется при употреблении в речи деепричастных оборотов. Иногда такие ошибки называют "независимым деепричастным оборотом".
Придя домой, уже стемнело.
Включать в состав безличного предложения деепричастный оборот нельзя, так как главный член безличного предложения не указывает на действующее лицо.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1
Исправьте предложения, изменив в них порядок слов.
1. Ты не встретила в театра одноклассников разве? 2. Новую дали почитать книгу мне. 3. Он очень вел себя плохо на уроке снова. 4. Очень стихи выразительно читает он. 5. По поводу неуспеваемости собрание проводили мы.
Задание 2
Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов. Исправьте и другие речевые ошибки.
1. Теперь вновь вернемся к обозначению усталости Бондаревым в романе.
2. Парламент по очереди заслушал всех министров.
3. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе.
4. в самом начале рассказа мне очень понравилось, как Куприн описывал раннее утро, прохладное и росистое.
5. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии.
6. Времена прошли те давным уже давно.
7. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.
8. Ищет модель для стрижки ученица парикмахера в Риге.
9. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.
Задание 3
Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.
1. По приблизительным подсчетам, сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей Латвии.
2. Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично.
3. В течение трех последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно (обращались, обращалось) в вышестоящие организации.
4. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов.
5. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто) и три (переименованы, переименовано).
6. Для них несколько фабрик (шьет, шьют) костюмы.
7. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, всегда (писала, писали) о победе над Германией, (вспоминали, вспоминала) героев войны.
Задание %
Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты.
1. В конкурсе участвовал... тридцать один школьник.
2. Три скамейки стоял... у стены.
ИЗ
3. Большинство произведений поэта посвящен... теме любви.
4. Не то снег, не то град выпад... завтра.
5. Любопытство, а не жажда познания взял... верх.
Задание 5
Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор.
1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию.
2. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак.
3. "Известия" уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.
4. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода.
5. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.
6. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.
Задание 6
Выберите нужную форму, объясните свой выбор.
1. Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город.
2. За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты.
3. Поступили в продажу две (новых, новые) модели автомобиля.
4. (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену.
5. Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований.
6. (Полные, полных) три года мы изучали иностранный язык.
Задание 7
Поставьте топонимы в нужном падеже.
1. В городе (Москва), из города (Челябинск), к станции (Рига), у станции (Вильнюс), в деревне (Ивашково).
2. У реки (Лена), к реке (Волга), на озере (Селигер), от озера (Ильмень), над (Ладожское) озером.
3. На улице (Большая Полянка), с улицы (Петровка), к планете (Марс), в Республике (Швейцария), над горой (Казбек).
Задание 8
Прочтите статью о предлоге по. Составьте разные контексты, в которых бы реализовались все значения этого предлога.
Этот многозначный первообразный предлог выступает в конструкциях с дательным, винительным и предложным падежом существительного или местоимения: допустить ошибку по небрежности (дательный); пойти по яг о-ды (винительный); понять по зрелом размышлении (предложный).
... В соответствии с традиционной нормой существительные и местоимения, зависящие от глаголов со значением печального или скорбного чувства (вздыхать, горевать, грустить, плакать, скучать, тосковать и др.), в сочетании с предлогом п о принимали форму предложного падежа: "Обыкновенно в девятом часу утра он уходил на службу и уже в десятом начинал тосковать по Мане и по своем новом доме" (Чехов).
На протяжении текущего столетия норма управления изменилась — в конструкциях рассматриваемого типа стал употребляться дательный падеж: "Вскоре Алеша не на шутку начал тосковать по нему" (Соболев). Эту норму можно считать в современном русском литературном языке установившейся и стабильной. Следовательно, правильными и стилистически нейтральными будут сочетания: скучать по другу, тосковать по детям, горевать по нему.
Сочетания типа по возвращении из отпуска — по возвращению из отпуска имеют временное значение "после чего-либо": по возвращении из отпуска — "после возвращения из отпуска". Здесь может быть представлен лишь ограниченный круг существительных: по возвращении, по выяснении, по достижении, по истечении, по окончании, по предъявлении, по прибытии, по приезде, по прошествии, по размыш лен и и и нек. др. Сочетания наподобие по докладе (т. е. после доклада), по занятии, по выступлении и под. в современном русском языке маловероятны.
В соответствии с нормой в подобных сочетаниях, которые встречаются преимущественно в книжной (деловой, научной, газетной) речи, существительные при предлоге п о должны употребляться в предложном падеже: по предъявлении документа, по завершении работы. Многие обороты по существу становятся устойчивыми словосо-
четаниями (ср.: по зрелом размышлении, по истечении с рока), а во фразеологических оборотах слова, как правило, сохраняют свою традиционную форму.
В сочетаниях типа по пять книг — по пяти книг, имеющих распределительное, или дистрибутивное, значение (можно поставить вопрос по скольку?), числительные традиционно употреблялись в винительном и дательном падежах.
В современном русском литературном языке окончательно утвердился винительный: раздать по пять книг, сделать по пятнадцать шагов. Варианты с дательным (получить по десяти ру б л ей ) могут быть квалифицированы не просто как менее употребительные, но и как устаревающие грамматические формы.
Иная форма существует для таких слов, как сколько и несколько, а также слов столько, много, немного. Они традиционно употребляются в дательном падеже: по нескольку месяцев быть в командировках, по стольку лет не видеться. Сочетания с винительным падежом (по несколько целое е к ) допускаются — в качестве сниженного варианта — только в разговорной речи.
Задание 9
Раскройте скобки, поставьте существительные в нужный падеж, объясните выбор падежа.
1. В каждой группе осталось по (несколько) детей.