Употребление обособленных конструкций

Наибольшее количество ошибок появляется при упот­реблении в речи деепричастных оборотов. Иногда та­кие ошибки называют "независимым деепричастным оборотом".

Придя домой, уже стемнело.

Включать в состав безличного предложения дееприча­стный оборот нельзя, так как главный член безличного предложения не указывает на действующее лицо.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

Исправьте предложения, изменив в них порядок слов.

1. Ты не встретила в театра одноклассников разве? 2. Новую дали почитать книгу мне. 3. Он очень вел себя плохо на уроке снова. 4. Очень стихи выразительно чи­тает он. 5. По поводу неуспеваемости собрание прово­дили мы.

Задание 2

Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов. Исправьте и другие речевые ошибки.

1. Теперь вновь вернемся к обозначению усталости Бон­даревым в романе.

2. Парламент по очереди заслушал всех министров.

3. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе.

4. в самом начале рассказа мне очень понравилось, как Куприн описывал раннее утро, прохладное и росистое.

5. Он поступил в больницу после вызова бригады ско­рой помощи в тяжелейшем состоянии.

6. Времена прошли те давным уже давно.

7. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.

8. Ищет модель для стрижки ученица парикмахера в Риге.

9. Праздничное настроение создает весеннее убранст­во дома.

Задание 3

Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

1. По приблизительным подсчетам, сегодня церковь (по­сещает, посещают) примерно треть жителей Латвии.

2. Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично.

3. В течение трех последних лет руководство Централь­ного и районного рынков неоднократно (обращались, об­ращалось) в вышестоящие организации.

4. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) один­надцать выстрелов.

5. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто) и три (переименованы, переименовано).

6. Для них несколько фабрик (шьет, шьют) костюмы.

7. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, всегда (писала, писали) о победе над Германией, (вспоминали, вспоминала) героев войны.

Задание %

Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возмож­ные варианты.

1. В конкурсе участвовал... тридцать один школьник.

2. Три скамейки стоял... у стены.




ИЗ

3. Большинство произведений поэта посвящен... теме любви.

4. Не то снег, не то град выпад... завтра.

5. Любопытство, а не жажда познания взял... верх.

Задание 5

Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор.

1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на ре­ставрацию.

2. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак.

3. "Известия" уже неоднократно (поднимала, поднима­ли) эту проблему.

4. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недале­ко от Новгорода.

5. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.

6. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

Задание 6

Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

1. Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город.

2. За три (последние, последних) месяца в городе по­бывали многие артисты.

3. Поступили в продажу две (новых, новые) модели автомобиля.

4. (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену.

5. Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал сорев­нований.

6. (Полные, полных) три года мы изучали иностранный язык.

Задание 7

Поставьте топонимы в нужном падеже.

1. В городе (Москва), из города (Челябинск), к станции (Рига), у станции (Вильнюс), в деревне (Ивашково).

2. У реки (Лена), к реке (Волга), на озере (Селигер), от озера (Ильмень), над (Ладожское) озером.

3. На улице (Большая Полянка), с улицы (Петровка), к планете (Марс), в Республике (Швейцария), над горой (Казбек).

Задание 8

Прочтите статью о предлоге по. Составьте разные контек­сты, в которых бы реализовались все значения этого предлога.

Этот многозначный первообразный предлог выступает в конструкциях с дательным, винительным и предложным падежом существительного или местоимения: допустить ошибку по небрежности (дательный); пойти по яг о-ды (винительный); понять по зрелом размышле­нии (предложный).

... В соответствии с традиционной нормой существи­тельные и местоимения, зависящие от глаголов со зна­чением печального или скорбного чувства (вздыхать, горевать, грустить, плакать, скучать, то­сковать и др.), в сочетании с предлогом п о принима­ли форму предложного падежа: "Обыкновенно в девя­том часу утра он уходил на службу и уже в десятом начинал тосковать по Мане и по своем новом доме" (Чехов).

На протяжении текущего столетия норма управления из­менилась — в конструкциях рассматриваемого типа стал упот­ребляться дательный падеж: "Вскоре Алеша не на шутку начал тосковать по нему" (Соболев). Эту норму можно считать в современном русском литературном языке установившей­ся и стабильной. Следовательно, правильными и стилистиче­ски нейтральными будут сочетания: скучать по другу, тосковать по детям, горевать по нему.

Сочетания типа по возвращении из отпуска — по возвращению из отпуска имеют временное значение "после чего-либо": по возвращении из от­пуска — "после возвращения из отпуска". Здесь может быть представлен лишь ограниченный круг существитель­ных: по возвращении, по выяснении, по до­стижении, по истечении, по окончании, по предъявлении, по прибытии, по приезде, по прошествии, по размыш лен и и и нек. др. Со­четания наподобие по докладе (т. е. после доклада), по занятии, по выступлении и под. в современ­ном русском языке маловероятны.

В соответствии с нормой в подобных сочетаниях, которые встречаются преимущественно в книжной (деловой, научной, газетной) речи, существительные при предлоге п о должны употребляться в предложном падеже: по предъявле­нии документа, по завершении работы. Мно­гие обороты по существу становятся устойчивыми словосо-





четаниями (ср.: по зрелом размышлении, по ис­течении с рока), а во фразеологических оборотах сло­ва, как правило, сохраняют свою традиционную форму.

В сочетаниях типа по пять книг — по пяти книг, имеющих распределительное, или дистрибутивное, значение (можно поставить вопрос по скольку?), числительные тра­диционно употреблялись в винительном и дательном падежах.

В современном русском литературном языке оконча­тельно утвердился винительный: раздать по пять книг, сделать по пятнадцать шагов. Варианты с дательным (получить по десяти ру б л ей ) могут быть квалифицированы не просто как менее употребительные, но и как устаревающие грамматические формы.

Иная форма существует для таких слов, как сколько и несколько, а также слов столько, много, не­много. Они традиционно употребляются в дательном па­деже: по нескольку месяцев быть в коман­дировках, по стольку лет не видеться. Со­четания с винительным падежом (по несколько це­лое е к ) допускаются — в качестве сниженного варианта — только в разговорной речи.

Задание 9

Раскройте скобки, поставьте существительные в нужный падеж, объясните выбор падежа.

1. В каждой группе осталось по (несколько) детей.

Наши рекомендации