Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.
2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия.
4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.
5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
2. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Методы исследования Предмет – закономерности, механизмы и условия усвоения социокультурного опыта человека и вызываемые этим процессы изменения в интеллектуальной, личностной сферах, изменения человека как субъекта учебной деятельности. Пед.псх. тесно связана с возр.п., общ.псх и соц. Задачи: -Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия, закономерностей, присвоения социокультурного опыта и его преобразование в индивидуальном сознании; - раскрытие механизмов взаимосвязи между уровнями интеллектуального и личностного развития человека - определение особенностей организаций и управления учебной деятельностью обучаемых - изучение психологических основ педагогической деятельности - изучение особенностей диагностики уровня и качества обученности и воспитаннности; критериев усвоения знаний социальных норм морали и нравственности. Структура: - псх. Обучения и учебной деятельности - псх. Воспитания - псх. Труда учителя Пед.псх. взаимствует методы у: - общ.псх. – диагностика психич., познават. Процессов, интеллекта, способностей и т.д. - возр.псх. – наблюдение и эксперимент - соц.псх. – социометрия и референтометрия. Все методы используемы в пед.псх. можно классифицировать по группа (Ананьев): 1.Организационные: поперечный или сравнительный; продольный или лонгитюдный; комплексный 2.Эмпирические: обсервационные, эксперимент, психодиагностика, архивный, биографический, вербально-коммуникационный; моделирование и др. 3.Математико-статистические: качественные; количественные (статистика обобщения, вывода) 4. Интерпретационные: генетический, структурный, комплексный, функциональный, системный. В пед.псх. есть специфический метод – психолого-педагогический эксперимент или формирующий метод, направленный на целенаправленное изменение параметров психики и поведения обучаемых и воспитуемых (констатирующая часть, формирующая, повторный замер, сравнение). 6. Цели, средства и методы воспитания. Стили семейного воспитания. Воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Цели задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. К разряду непреходящих ценностей, относятся общечеловеческие нравственные ценности: такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса: вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов. Средства воспитания: предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. –виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Комплексные, рассчитаны на оказ-ие глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. Методы воспитания изменяются в зависимости от коллективного сознания и уровня развития общества. Методы можно объединить в 3 группы: 1. Методы убеждения направлены на развитие мировоззрения (взглядов на мир и себя, представлений, убеждений, ценностных ориентаций и т.д.) (Рассказ, лекция, этическая беседа, внушение, диспут) 2. Методы упражнения. Организация деятельности и формирование опыта поведения человека. (Инд. и групповые поручения, приучения – основаны на оперантном обусловливании педагогического требования, воспитательные ситуации – вынужденный нравственный выбор) 3. Методы оценки и стимулирования (соревнование, поощрение (общественное признание, грамоты, звания), наказание (ребенок должен осознать, за что его наказывают; наказание адекватно проступку, возрасту, индивидуальным особенностям)(Личко, Эйдемилер) 1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию, делам, интересам, тревогам. 2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамост-ть, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. 3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. 4.Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой. 5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни -- игнорир реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. | 3. Психологическая характеристика учебной деятельности. Учение становится уч деят только тогда, когда уч действия управл созн целью усвоить зун и удовл позн потр Уд – специф вид активн, напрвл на усвоение общ-истр опыта в спец организ условиях обучи воспит. Уд - ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте,по Эльконину и Давыдову - УД - один из видов деятельности шольников и студентов Структура: познавательные потребности (стрмление обучаемого к усвоению знаний в той или иной области); учебные задачи- в проц реш котор ученик усваивает общие способы действия. Учебные мотивы- готовность обучаемого к усвоениям знаний. Уч действия и операции. Предметное содержание: предмет- усвоение знаний, овладение общими способами действий, в процессе чего развивается обучаемый. Способы УД: репродуктивная;проблемно-творчески; исслед – познават. Продукт УД – внутренние новообразования в психике и поведении (когнитивн, личностн, мотива, ценн) 7. Проблемы психологии воспитания. Соотношение понятий: формирование, становление, социализация и воспитание. Психология воспитания - область психологии, занимающ разработкой психолог основ обучения и воспитания. Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педаг д-и по воспитанию учащихся выступает понятие "воспитание". Категория воспитания - одна из основных в педагогике и пед психологии. Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью слова: "воспитание" - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют следующие аспекты анализа этого понятия: воспитание (в шир соц смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенапр создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека; воспитание (в узк смысле) - как целенаправ д-ть, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальн значении - как решение какой-либо конкретной воспитат задачи (например, воспитание общественной активности). Центральное понятие "воспитание" имеет целый веер пед.терминов, обознач явления, леж рядом или тесно связанные с воспитанием. Среди таких понятий прежде всего необходимо выделить: формирование, становление, социализация. В первую очередь отметим "становление" - термин, отражающий некотор условное достижение реб такого уровня развития, когда он становится способным самостоят жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самост выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относит устойч ценностный выбор. Формирование личности - процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действит-тью, появления физич и социально-психологич новообразований в структуре личности. Физическое, психич и соц развитие личности осущ под влиянием внеш и внутрен, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих дан обществу, соц. общности, группе, и воспроизводства им соц связей и соц. опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося чел-ка факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых в процессе воспитания условий. Процесс и результат развития чел под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности. | 4. Программированное обучение. Понятие, виды, механизмы. Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). 1. Учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности 2. Сразу же после сообщения определенной дозы знаний следует контроль за их усвоением. 3. Предполагает применение алгоритмизированных предписаний, помогающих обучаемым кратчайшим путем находить верные решения определенного круга познавательных задач 4. Вырабатывает особый стиль мыслительной деятельности, мышление становится управляемым. Достоинства: 1. Вырабатывает способы рациональных умственных действий. 2. Воспитывает умение логически мыслить. Недостатки: 1. Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении 2. Требует больших затрат времени 3. Применимо для алгоритмически разрешимых познавательных задач 4. Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получить новые знания 5. Чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности. Принципы: 1.Малых шагов –учебный материал делится на малые части, что позволяет ученикам легче овладевать информацией 2.Немедленного подтверждения ответа – сразу после выполнения задания ученик сравнивает свой ответ с правильным. Только в случае полного совпадения ответов, учащийся переходит к изучению следующего задания. 3.Индивидуализации темпа учения – учащиеся, проходя поочередно через все пункты программы, работают в оптимальном для себя темпе. 4.Постепенного роста трудности – снижается число наводящих указаний 5.Дифференцированного закрепления знаний – каждое обобщение в тексте программы необходимо повторить несколько раз в разных содержательных контекстах и проиллюстрировать достаточным количеством примеров. 6.Единообразного хода инструментального учения – определяет процесс учения по программам с линейной структурой. Виды обучающих программ Линейные программы последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информации. Разветвленная программа обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации. Адаптивная программа учащ-ся сам выбир ур сложности нового учебного материала, измен его по мере усвоения, обращаться к электронным справочником, словарям, пособиям и т.дКомбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования. 8. Проблемное обучение. Условия, правила, создание проблемных ситуаций. Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Схема - последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Правила создания проблемных ситуаций. 1. Перед учащимися следует поставить практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями (общие закономерности, способы деятельности, условия реализации деятельности). 2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения. 3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала. 4. Проблемными заданиями могут быть: 1) усвоение; 2) формулировка вопроса; 3) практические здания. 5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. 6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов. Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3.Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки:1.в меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; 2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы. |