Признание брачного договора недействительным
Брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ для признания недействительности сделок (п. 1 ст. 44 СК РФ).
Брачный договор может быть недействительным в силу признания его таковым судом (если он является оспоримой сделкой) либо независимо от такого признания (если он является ничтожной сделкой - ст. 166 ГК РФ).
К основаниям, позволяющим оспорить действительность брачного договора и признать его недействительным, можно отнести заключение брачного договора:
1) с лицом, не способным понимать значение своих действий или руководить ими, хотя и дееспособным, или с лицом, впоследствии признанным недееспособным (п. 1 и 2 ст. 177 ГК РФ);
2) под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение: касающегося природы сделки, но не ее мотива (п. 1 ст. 178 ГК РФ);
3) под влиянием обмана, насилия, угрозы или вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка - п. 1 ст. 179 ГК РФ).
Под обманом понимается умышленное введение в заблуждение другой стороны с целью заключения брачного договора.
Насилием считается причинение другой стороне физических и нравственных страданий с целью принудить к заключению брачного договора.
Угроза - психическое воздействие на волю другой стороны посредством заявлений о причинении ей или ее близким существенного физического иди морального вреда, если она не подпишет брачный договор. Воздействие это должно быть противоправным.
Для признания брачного договора кабальной сделкой необходимо наличие двух взаимосвязанных факторов:
o потерпевшая сторона вынуждена была заключить такой договор вследствие стечения тяжелых обстоятельств;
o сделка совершена на крайне невыгодных условиях для потерпевшей стороны;
4) с гражданином, ограниченным судом в дееспособности (вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами), без согласия его попечителя (п. 1 ст. 176 ГК РФ);
5) с нарушением требований закона (ст. 168 ГК РФ). К таким договорам относятся следующие:
o ограничивающие правоспособность или дееспособность одного из супругов;
o ограничивающие право одного из супругов на обращение в суд за защитой своих прав;
o регулирующие личные неимущественные отношения между супругами;
o определяющие права и обязанности супругов в отношении детей;
o содержащие положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания;
o устанавливающие другие условия, которые противоречат основным началам семейного законодательства, закрепленным в СК РФ.
В зависимости от характера нарушений в нем брачный договор будет считаться ничтожным в случаях, если он:
o не отвечает требованиям закона по содержанию (ст. 168 ГК РФ);
o не отвечает требованиям закона по форме (п. 1 ст. 165 ГК РФ);
o заключен только для вида (мнимая сделка) либо с целью скрыть другую сделку (притворная сделка -ст. 170 ГК РФ);
o заключен с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ).
В заключение следует сказать, что брачный договор является инструментом преодоления конфликтов, связанных с разводом и разделом супружеского имущества.
Законом (статья 44 Семейного кодекса Российской Федерации) установлены общие и специальные основания для признания брачного договора недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 44 Семейного кодекса Российской Федерации брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для недействительности сделок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Семейного кодекса Российской Федерации суд может признать брачный договор недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение.
То есть данной нормой установлены специальные семейно-правовые основания для признания брачного договора недействительным.
В случае оспаривания супругом действительности брачного договора или его условий по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 44 СК РФ, срок исковой давности следует исчислять с момента, когда этот супруг узнал или должен был узнать, что в результате реализации условий брачного договора он попал в крайне неблагоприятное имущественное положение. Таковым может признаваться момент осуществляемого по условиям брачного договора раздела имущества, в результате которого один супруг полностью лишается права собственности на имущество, нажитое супругами в период брака.
Статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признания его недействительным, регулирует неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 4 Семейного кодекса Российской Федерации к названным в статье 2 данного Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством применяется гражданское законодательство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Семейного кодекса Российской Федерации на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, если срок для защиты нарушенного права установлен названным Кодексом.
Семейным кодексом Российской Федерации срок исковой давности для требований об оспаривании брачного договора не установлен.
По своей правовой природе брачный договор является разновидностью двусторонней сделки, но имеющей свою специфику, обусловленную основными началами (принципами) семейного законодательства.
Поскольку для требования супруга по пункту 2 статьи 44 Семейного кодекса Российской Федерации о признании брачного договора недействительным этим Кодексом срок исковой давности не установлен, то к такому требованию супруга исходя из положений статьи 4 Семейного кодекса Российской Федерации в целях стабильности и правовой определенности гражданского оборота применяется срок исковой давности, предусмотренный статьей 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованиям о признании сделки недействительной.
В силу статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
В соответствии с абзацем вторым пункта 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 года N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», если брачным договором изменен установленный законом режим совместной собственности, то суду при разрешении спора о разделе имущества супругов необходимо руководствоваться условиями такого договора.
При этом следует иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 42 Семейного кодекса Российской Федерации условия брачного договора о режиме совместного имущества, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение (например, один из супругов полностью лишается права собственности на имущество, нажитое супругами в период брака), могут быть признаны судом недействительными по требованию этого супруга.
Из изложенного следует, что при оспаривании супругом действительности брачного договора или его условий по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 44 Семейного кодекса Российской Федерации, срок исковой давности следует исчислять с момента, когда этот супруг узнал или должен был узнать о том, что в результате реализации условий брачного договора он попал в крайне неблагоприятное имущественное положение.
Этот момент может совпасть с разделом имущества, осуществляемого по условиям брачного договора, в результате исполнения которого сложилась ситуация, свидетельствующая о том, что один супруг полностью лишается права собственности на имущество, нажитое супругами в период брака.