Как вы думаете почему это произошло?
НАВЫКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
методическая разработка профориентационного занятия
Итоговая работа
Выполнила:
Чикилева М.А.,
социальный педагог
ГБОУ СПО «ЛКТТ»
Ленинск-Кузнецкий
Содержание:
1. | Актуальность темы. | |
2. | Цель, задачи, целевая аудитория, форма занятия. | |
3. | Ход занятия | |
4. | Список литературы. | |
5. | Приложение | |
6. | Приложение 1 | |
7. | Приложение 2 | |
8. | Приложение 3 | |
9. | Приложение 4 | |
10. | Приложение5 | |
11. | Словарь терминов |
.
Актуальность темы
Каждый выпускник учебного заведения сталкивается с проблемой поступления в учебное заведение, трудоустройства, знает, что решение ее во многом определяет дальнейшую судьбу. А ведь поиск образовательных учреждений, работы - это по-настоящему экстремальная ситуация, заставляющая переживать целую гамму чувств, от разочарования до надежды, от печали до радости, от глубокого отчаяния до блистательного ощущения победы. Ситуация поиска работы, учебного заведения отнесена психологами к разряду стрессовой, входящей в первую десятку по эффективности воздействия на личность наряду с разводом и смертью близкого человека. Это в большей степени касается тех, кто ищет ее впервые, а одним из основных стрессовых факторов является отказ в приеме на работу, поступление на учебу.
Возникает необходимость мобилизации личного и творческого потенциала, планирование своей карьеры.
Планирование карьеры предполагает полную информацию об интересах, умениях, возможностях, качествах, которыми должен обладать человек, чтобы успешно выполнить ту или иную работу (опыт, технические знания и навыки, интеллектуальные способности, личные и деловые качества).
Проблемы планирования карьеры и определения целей, часто возникают потому, что люди сами воздвигают вокруг себя барьеры. “Я не смогу”, “Это неосуществимо” и т.д. Залог успешности при поиске работы тем выше, чем энергичнее будет осуществляться поиск, чем больше информации подготовлено для работодателей, приемной комиссии тем эффективнее самоподача при встрече. Таким образом, очевидно, что у выпускников образовательных учреждений, профессиональных образовательных учреждений необходимо формировать навыки успешной, эффективной самопрезентации.
Тема «Навыки самопрезентации»(Слайд)
Цель: формирование навыков эффективной самопрезентации при трудоустройстве
Задачи:
1. Активизировать процесс формирования готовности обучающихся к трудоустройству;
2. научить презентовать свои личностные и профессиональные качества,
успешно выстраивать деловые отношения с работодателем;
3. способствовать развитию внутренней уверенности в себе, в возможности своих достижений.
Целевая аудитория: обучающиеся 2-3 курса
Форма: беседа
Ход занятия:
эпиграф
Чтобы понравиться другим, нужно говорить
с ними о том, что их занимает, уклоняться от споров о предметах маловажных, редко задавать вопросы и ни в коем случае не дать им заподозрить, что можно быть умней, чем они.
Ф. Ларошфуко (Слайд1)
? Самопрезентация- что это такое ?
ФОРМУЛА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ (Слайд)
(Ведущий записывает предложенные варианты ответов на доске)
- Сегодня мы с вами попытаемся вывести формулу эффективной самопрезентации, которая поможет вам при трудоустройстве.
- Представьте себе бомжа, продающего в разноцветных блестящих бутылочках настоящую живую воду.
- Сколько человек купят это чудодейственное снадобье?
В лучшем случае, 1 из 100. А почему? Всё дело в том, что образ продавца не совпадает с образом товара. Говоря научным языком, при грамотной презентации товара, напрочь отсутствует самопрезентация.
Чем бы Вы ни занимались: продажами, консультациями, управлением или оказанием услуг, степень доверия к Вашим словам всегда будет зависеть от Вашего имиджа.
Итак, как правильно сервировать и подавать это аппетитное блюдо под названием «Я».
- Сегодня мы попытаемся самостоятельно вывести ФОРМУЛУ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ.
Ролевая игра «Трудоустройство» (7 мин)
Ведущий предлагает двум - трем добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7—10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента(2) на вакантное место, а кто руководителя заведения :
Контрольные вопросы от руководителя:
· «почему именно эта организация привлекла Ваше внимание, почему именно здесь хотели бы работать, что знаете об этой организации» и т.д.
· «почему ушли с предыдущего места работы», ( работодателю важно услышать о достойных причинах ухода, как то, стремление наиболее полно реализовать свой потенциал и другие серьёзные доводы);
· «назовите свои достоинства и недостатки», (приветствуется, если Вы сможете привести конкретные примеры проявлений своих сильных сторон. Что касается слабостей, то достаточно заявить об одном своём недостатке и сказать при этом, что Вы работаете над его исправлением);
· «кем Вы видите себя через несколько лет», (здесь интересно работодателю услышать об умении видеть перспективы, ставить перед собой цели);
· «каким на ваш взгляд должен быть начальник»- (просматривается отношение соискателя к руководству, к контролю вообще и к желанию проявить свои способности, возможности при любом контроле).
При наличии возможности задать свой вопрос необходимо непременно поинтересоваться своими будущими функциональными обязанностями. Это также будет свидетельствовать о Вашем желании работать именно в этой компании и именно на этой должности;
вопрос о заработной плате: если работодателем этот вопрос не был озвучен, то, безусловно, Вам следует поинтересоваться уровнем вознаграждения, но этот вопрос должен быть корректным, к примеру:
· «какую заработную плату ваша организация выплачивает работнику на аналогичной моей должности».
· В случае вопроса со стороны работодателя: «на какую заработную плату Вы рассчитываете», (соискателю следует уже заранее знать о размере заработной платы работника на подобной должности. Если Вы претендуете на несоразмерно высокую оплату своего труда, то Ваша кандидатура будет отклонена в силу того, что, не начав работать, не показав себя, своего усердия и компетентности, Вы уже хотите иметь высокий заработок. Но и занижать цифры также не следует, чтобы работодатель увидел желание адекватной оплаты Вашего труда, в соответствии с Вашим усердием к работе, успешности и возможностями организации).
Коснемся некоторых важных моментов самопрезентации.
Имя. С кем бы Вы ни общались, как бы Вы ни общались (в личной беседе, по телефону, через переписку) ключом к сердцу и памяти собеседника всегда будет имя. Точнее имена: Ваше имя и его имя. Начиная разговор, всегда представляйтесь! Каким бы обаятельным и запоминающимся человеком Вы ни были, как бы красочно ни говорили, без имени Вы - никто. Представьте себе такую картину: Человек живёт в Городе, по вечерам гуляет по Проспекту, любуется Памятником.
- Чего не хватает?
Совершенно верно, Имени. Стоит добавить имена и образы обретут потерянные краски. Пётр Иванович живёт в Петербурге, по вечерам гуляет по Невскому, любуется памятником Екатерине II... Так же и человек, забывший представиться, помимо своей воли вливается в серую безликую массу.
Представляйтесь, даже если на Вас бейджик. Произнося своё имя, Вы акцентируете на нём внимание собеседника и побуждаете его к ответному представлению. Его имя за время беседы должно стать Вашим самым употребляемым словом.
Пожалуйста, произнесите своё имя вслух три раза. Звучит как музыка, не так ли? Так думает каждый! Психологами было установлено, что самое приятное для человека слово - это его собственное имя. Поэтому, когда Вы хотите произвести положительное впечатление на собеседника, показав своё расположение к нему, заинтересованность и дружелюбие, старайтесь называть его по имени как можно чаще.
Ведущий
Задание №1 «Личное пространство» (5мин)
Работа в парах. Два человека выходят к доске и становятся лицом друг к другу на расстоянии 3–4 метров. Затем один начинает медленно приближаться к другому. Стоящий неподвижно должен сказать «стоп», когда почувствует, что другой вторгается в его личное пространство. Ученые установили: чем агрессивней человек, тем больше его личное пространство.
Специфична дистанция общения, которую необходимо соблюдать для успешного взаимодействия. Ее диапазон — от 30 см у южных народов до 80 см у северных. Нарушение дистанции может рассматриваться как вторжение в личное пространство, осложняя переговоры, а увеличение дистанции — как проявление высокомерия.
Задание №2 «Имидж» (10мин)
Задание: разделиться на 3-4 микро группы, оформить плакат «Имидж человека, устраивающегося на работу» (журналы, ножницы, клей, фломастеры)
Презентация плакатов
Ведущий.
Внешний имидж. Одежде следует уделять особое внимание, но она не должна становиться самоцелью, т.е. одежда должна быть не просто модной, красивой и дорогой, она должна быть выражением Вашего внутреннего мира. Здесь важно найти золотую середину между модными тенденциями и собственными предпочтениями. Почти при любом виде деятельности обязательным является деловой стиль. При выборе цвета ищем всё ту же золотую середину. Если одеться только в чёрное, белое и серое, то возникнет образ серого человека из толпы. Если вся одежда броская, то собеседник будет больше обращать внимание на Вашу одежду, чем на Вас, что хорошо лишь в шпионских фильмах, когда стараются избежать узнавания при следующей встрече.
Элегантная походка, правильная осанка, изящные жесты не просто доставляют эстетическое наслаждение, но и вызывают чувство доверия и симпатии. Очень редко человек наделен грациозностью от природы. Чаще всего эти качества приобретаются ценой немалых усилий. Конечно, большую помощь в совершенствовании движений могут оказать занятия спортом, танцами. Но многое зависит и от внутреннего состояния человека: по осанке и походке всегда можно понять настроение человека. Психологи считают, что между внутренним состоянием человека и его внешними проявлениями существует двусторонняя связь. Тело сигнализирует об эмоциональном состоянии человека. Но и телесные проявления могут влиять на эмоции. Улучшить настроение можно, вспомнив, какие ощущения вы испытывали в момент радости, эмоционального подъема.
Все сказанное относится и к мимике. С помощью мимики можно не только выражать свои чувства, но и управлять ими. На лице, пластичном и подвижном в молодости, с годами появляются следы характерных эмоций — так называемые мимические морщины. Лоб гневливого человека прорезает вертикальная складка, рот унылого становится похожим на висячий замок, и только лицо веселого, доброго человека с годами не теряет своей привлекательности.
Французский ученый Дюшен еще в XIX веке пришел к выводу, что в появлении улыбки могут участвовать две группы лицевых мышц: большая скуловая мышца, поднимающая губы, и круговые мышцы глаза, подтягивающие кожу к глазам. Если задействованы обе группы мышц, значит, радость человека неподдельна, а улыбка — искренна. Ее так и называют — «улыбка Дюшена». Если улыбка искусственная, то круговые мышцы глаз не работают: человек улыбается одним ртом. Такую улыбку называют социальной, или маскировочной.
Большинство деловых людей считают необходимым начинать общение с улыбки. Однако нередко маскировочная улыбка вызывает обратный эффект.
У каждого народа улыбка несет разную информационную нагрузку. Если для американца постоянная улыбка привычна, а громкий смех допустим, поскольку «работает» на создание имиджа здорового и преуспевающего человека, то в русской традиции постоянная улыбка на лице собеседника, тем более смех без причины — «признак дурачины».
Один индийский астроном отправился на международную конференцию. Ученый сделал доклад о своем открытии и был удивлен недоверием коллег. Через три года астроном прочитал с большим успехом тот же самый доклад перед той же аудиторией.
Как вы думаете почему это произошло?
( Вся разница была в том, что первый раз индус выступал в своей национальной одежде, а второй раз — во фраке.)
Чтобы понравиться другим людям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделенные Д.Карнеги(Слайд)
(Приложение 2)
***
Ведущий Безупречный внешний вид — это только половина успеха. Некоторые известные люди производят хорошее впечатление только до тех пор, пока не раскроют рот.
Речь человека — это визитная карточка, которая всегда с собой.
Грамотная речь — один из компонентов профессиональной компетенции руководителей всех уровней, политиков, преподавателей, юристов, работников радио и телевидения, менеджеров, дипломатов, определяющий их конкурентоспособность на рынке труда. Для общения в целом, в том числе и для делового общения, важно соблюдение норм литературного языка. Незнание и непонимание языковых норм деловой речи может отрицательно сказаться на продвижении по службе. Поэтому так высоко ценятся специалисты, способные грамотно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Несмотря на то, что в начале XXI века изменились формы и содержание делового общения, нормы русского языка со времен Пушкина и Гоголя остались прежними. Правда, в России стало меньше людей, в совершенстве владеющих русским языком. Если раньше речь дикторов радио и телевидения считалась эталоном, то теперь на всю страну транслируется безграмотная, неряшливая речь, а пассажи государственных чиновников и политиков без конца цитируют юмористы. Речь неразрывно связана с мышлением, а речевые ошибки нередко являются следствием дезорганизации мышления.
Одна из распространенных ошибок — неумение различать паронимы, то есть слова, близкие по звучанию, но разные по значению. Причина неуместного употребления этих слов — бедный словарный запас и недостаточная эрудиция.
Задание 3. (в микро группах) Почувствуйте разницу между этими словами и составьте с ними словосочетания:
1. Представить _____________________ - предоставить ______________
2. Освоить _____________________ - усвоить _____________________
3.Командировочный________________- командированный ______________
4.Договор_____________________ - договоренность ____________________
5. Значение _____________________ - значимость ___________________
Примечание. При затруднении уточните значение слов-паронимов по толковому словарю.
Другая речевая ошибка — неудачный выбор синонимов, то есть слов, близких по смыслу.
Задание 4. подобрать подходящие синонимы. (Слайд)
дефект — недостаток
ритуал — церемония
результаты – итоги
Задание 5. В следующих предложениях замените выделенные слова более удачными синонимами (Слайд):
1. Подведем результаты встречи.
2. Недостатки конструкции обнаружились при первом испытании.
3. Во время ритуала открытия памятника прогремел взрыв.
4. В выступлении было много дефектов.
Ведущий. Нарушением норм речи является наличие в тексте плеоназмов — нескольких близких по смыслу и потому лишних слов, например(Слайд):
совместное сотрудничество
(если сотрудничество, ясно, что не порознь)
биография жизни
(в переводе означает жизнеописание)
реальная действительность
(если нереальная, значит, это не действительность)
коллега по работе
(коллега — означает сотрудник)
свободная вакансия
(вакансия — свободное место)
в августе месяце
(ясно, что август — это месяц, а не день недели)
ведущий лидер
(лидер и есть ведущий)
Чаще всего эти ошибки допускают люди, смутно представляющие себе значения иностранных слов
Задание 6. Составьте словосочетания, используя глаголы из первой колонки и подходящие по смыслу существительные из правой колонки(Слайд):
Играть | Решение |
Оказать | Внимание |
Принять | Попытка |
Оплатить | Недочеты |
Уделить | Проезд |
Предпринять | Ошибки |
Исправить | Меры |
Устранить | Роль |
Обосновать | Влияние |
Ведущий .Впечатление от вашей речи могут испортить слова-паразиты: «как бы», «типа», «на самом деле», «короче», «там», «вот» и т.п. Они сигнализируют о вашей неуверенности и несобранности.
Существует прямая зависимость между социальным статусом человека и его словарным запасом: чем выше социальное положение человека, тем выше уровень речевого общения.
Важнейшим аспектом самопрезентации является неречевая коммуникация,то есть всё то, что мы говорим бессловесно. Самым главным здесь является избегание закрытых поз, проще говоря, скрещенных рук и ног. Сложность состоит в том, что контролировать надо не только себя, но и собеседника, поскольку поза не только говорит о том, как человек воспринимает Ваши слова, но и влияет на его восприятие. Если Вы видите, что Ваш собеседник «закрылся» (к примеру, скрестил руки на груди), необходимо незаметно помочь ему сменить позу: вручить ему что-то, пожать ему руку или применить метод, известный в НЛП, как «ведение» собеседника. Метод «ведения» заключается в том, что сначала Вы «отзеркаливаете» позу оппонента, подстраиваетесь под его дыхание и манеру речи. Затем медленно меняете позу на открытую, собеседник должен неосознанно повторить Ваши действия, если этого не произошло, повторите эти действия ещё раз.
***
Упражнение «Рекламный ролик» (Слайд)
- Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все - как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький ньюанс - объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги.
Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и - истинные - достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку - десять минут.
***
Резюме (домашнее задание)(Слайд)
Эксперты из обучающихся работают по отбору заготовленных резюме.
Ведущий
Не всем приходится выступать на совещаниях и конференциях, но каждый человек, заинтересованный в успешной профессиональной карьере, должен уметь правильно составить резюме. Резюме — первый шаг к успешной карьере. Но он может оказаться последним, если ваше резюме составлено безграмотно и неаккуратно, а содержащаяся в нем информация в лучшем случае может позабавить менеджера по персоналу вожделенной компании.
-Предлагаю экспертам озвучить наиболее интересные резюме.
Рассмотрим обязательные компоненты резюме.(Слайд)
· Фамилия, имя и отчество пишутся по центру вверху крупными буквами (размер шрифта — 18—20).
· Контактная информация: средства связи, по которым с вами можно быстро и оперативно связаться.
· Цель: должность, на которую вы претендуете, или работа, которую хотите получить.
· Образование: учебные заведения, курсы повышения квалификации, семинары, стажировки, расположенные в обратном хронологическом порядке или по значимости.
· Опыт работы: период занятости (месяц, год), название и статус организации, ваша должность, результаты и достижения.
· Дополнительная информация: знание языков, наличие водительских прав, различные знания и умения, которые окажутся важными для будущей работы.
· Личные данные. Краткое описание любимых занятий, интересов, а также личностных и деловых качеств.
Оптимальный объем резюме — страница печатного текста (размер шрифта — 12—14).
Обратите внимание на качество бумаги и печати.
Иногда вам могут предложить ответить на вопросы анкеты, которая содержит не только стандартные вопросы о вашем образовании и опыте работы, но и вопросы, которые, на ваш взгляд, не имеют никакого отношения к будущей работе. Обычно эти анкеты разрабатывают специалисты, поэтому каждый вопрос имеет свой подтекст.
Например, информация о ваших любимых занятиях помогает соотнести ваши интересы с интересами организации. Например, любовь к классической музыке, коллекционирование бабочек или календариков могут оказаться неоцененными, например, в частном охранном предприятии. Не стоит увлекаться перечислением ваших внепрофессиональных интересов, иначе у работодателя может возникнуть справедливый вопрос: «А когда эта многогранная личность собирается работать?» Не бойтесь подвоха и не старайтесь выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле. Помните, что работодатель так же заинтересован в подборе хорошего сотрудника, как и вы в поиске работы. Поэтому лучшая стратегия — честность и объективность.
Задание №7 «Кандидат на должность»
Представьте, что осуществились ваши самые смелые мечты — вы получили профессиональное образование, овладели любимой профессией и решили осчастливить некую фирму, предложив ей свои услуги. Заполните анкету от имени молодого специалиста, заинтересованного в получении работы. Отнеситесь к этой работе серьезно, потому что вы, таким образом, моделируете свое профессиональное будущее.
(работа в микро группах)
Анкета кандидата на должность ___________________________________
в компанию _________________________________________________________________
Анкетные данные (фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, адрес, телефон)_____
Образование (полное название учебного заведения, год окончания, название факультета, специальность по диплому) ______________
Ваши дополнительные навыки и умения
______________
Ваши увлечения _______________________________________________________________
Назовите Ваши главные достоинства
_____________
Назовите Ваши главные недостатки
_____________
Ваши достижения (награды, премии, открытия, публикации и т.п.)
_____________
Ваше профессиональное кредо (девиз)
_____________
Почему Вы хотите работать в нашей компании
_____________
Какие профессиональные цели Вы ставите перед собой?
_____________
На что Вы рассчитываете при достижении этих целей?
_____________
Какое вознаграждение Вы хотели бы получать за свою работу?
_____________
Итог занятия:
- Для чего необходимо уметь презентовать себя?
- Какие важные стороны самопрезентации вы определили?
- От чего зависит эффективность самопрезентации?
(Внешний вид, уверенность сторон, голос, интонация. построение фраз, грамотная речь, лаконичность)
Заполняется ФОРМУЛА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ(Слайд)
Без навыков самопрезентации на собеседования лучше не ходить Увы, этому искусству не уделяют времени на уроках в школе и на лекциях в институте, но от того, насколько вы хорошо владеете данным инструментом, зависит, будет ли одобрена ваша кандидатура. То, как вы повествуете о собственных достижениях и успехах, позволяет менеджеру по персоналу составить о вас полное впечатление.
Вручение памятки «Умение самопрезентации», «Формула самопрезентации»
Список литературы:
1. Ю Тюшева “Выбор профессии”, Питер. - 2006 г.
2. Михайлова Е.В. “Обучение самопрезентации”/ учебное пособие гос.ун-т- высшая школа экономики, 2-е изд. М.: изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
3. Каткова Е.И. Психологический практикум “Эффективные технологии трудоустройства”: учебно-методическое пособие – Комсомольск-на-Амуре, изд. “Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет”. 2007 г.
4. Каткова Е.И., Ситяева С.М. “Эффективные технологии трудоустройства”: учебно-методическое пособие – Комсомольск-на-Амуре, изд. “Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет”. 2007 г.
5. http: || azps. ru.| training|
6. “А вот и я” Источник: упражнение из “А-Я Психология”.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Памятка «Умение самопрезентации»
Правила поведения
1. Переступая порог кабинета, обязательно улыбнитесь и поздоровайтесь. Затем представьтесь и сообщите, на какую вакансию вы претендуете, сообщите, что вам приятно приглашение на собеседование. Ваша самопрезентация началась!
2. Более 50% информации о вас рекрутер почерпнет, наблюдая за вами — позой, жестами, мимикой… Чувствуйте себя в меру свободно. Не стоит присаживаться на край стула и смотреть вверх (это говорит о неуверенности), не скрещивайте руки или ноги (так вы демонстрируете отрицательное отношение к происходящему), не обхватывайте колени ладонями (вас примут за упрямого и неуживчивого человека). В идеале следует отзеркалить позу собеседника.
3. Жестикуляция допустима, если это помогает вам лучше формулировать свои мысли, однако не стоит слишком уж размахивать руками, тем более в опасной близости от лица HR-менеджера. К тому же не следует потирать ладони или пальцы — вы произведете неприятное впечатление суетливого человека, зацикленного на материальных вопросах. Во время разговора спокойно смотрите в глаза интервьюеру, не отводите взгляд. Своим поведением вы должны демонстрировать, что вы уверенны, знаете себе цену, понимаете требования нанимателя и соответствуете им.
Тон беседы
4. Помните, что вы, равно как и представитель фирмы, оцениваете ситуацию и своего визави. За долю секунды вы должны понять, как следует себя вести, в каком ключе рекрутер станет общаться с вами, и подстроиться под него — общеизвестно, что тон беседы задает кадровик. Впрочем, обычно разговор носит, конечно, официально-деловой характер.
5. Важно сразу для себя уяснить: самопрезентация — это не устное изложение вашего резюме. Рассказывая о себе, вы получаете шанс осветить отдельные ключевые факты своей биографии, которые представят вас в наиболее выгодном свет
6. У вас будет всего пара минут, прежде чем кадровик заскучает и остановит вас. Поэтому о самом важном надо сказать в первую очередь.
7. В начале презентации обозначьте свою профессию и основные направления деятельности, а также расскажите об образовании и опыте, подтвержденном успешными проектами и отзывами. Два-три предложения создадут полную картину ваших достижений и, главное, обозначат ваше позитивное отношение к ним. Например, вместо безликой фразы «Я пришел работать в компанию» используйте такие слова: «Я выиграл конкурс для молодых специалистов и получил возможность реализовать свои идеи в фирме N»
8. В следующие пять — семь минут представитель работодателя должен принять решение о том, сможете ли вы занять вакантную должность. Следовательно, самопрезентация должна убедить его в вашей компетентности.
9. Личные качества, о которых вы упоминаете, не должны идти вразрез с профессиональными достижениями, а напротив — подчеркивать их. Скажем, инициативность не совсем подходит секретарю, зато необходима руководителю проекта; дисциплинированность — пустая характеристика для творческих людей и отличная для офис-менеджеров.
10. Описывая компетенции, расскажите о своем опыте, например, выхода из критических ситуаций, решения сложных задач, выполнения определенных работ, то есть обрисуйте выгоды, которые получит компания, приняв вас в штат. Если в прежней фирме вам удалось повысить эффективность деятельности отдела или предложить методы взаимодействия с клиентами, которые позволили повысить прибыль, непременно упомяните об этом.
11. В процессе самопрезентации ни в коем случае не стоит говорить о личных проблемах, финансовых трудностях — слушая ваши сетования, рекрутер, не исключено, решит, что вы хотите разжалобить его и выпросить большую зарплату. Кроме того, не следует поливать грязью прежнего нанимателя, ведь, по мнению менеджеров по персоналу, впоследствии вы так же нелестно будете отзываться и о данной компании.
12. Помните, что на собеседовании кадровик оценивает вкупе ваши личные характеристики и профессиональный капитал, ведь каждый наниматель стремится отыскать идеального претендента. Овладев навыком самопрезентации, вы легко докажете, что ваша кандидатура — лучшая.
Приложение 2
Чтобы понравиться другим людям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделенные Д.Карнеги:
1 — искренне интересуйтесь другими людьми;
2 — улыбайтесь;
3 — помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
4 — будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;
5 — говорите о том, что интересует Вашего собеседника;
6 — внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Приложение 3