Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый)
Воспитание – явление социальное, т. е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание – тоже явление развивающееся.
Воспитание имеет статус социального института. Как социальный институт воспитание – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества для создания условий взращивания этих членов общества на протяжении их жизни. При этом используются материальные, духовные, финансовые, человеческие ресурсы.
Основная (явная) функция воспитания как социального института – обеспечение внутренней сплоченности общества. Осуществляется эта функция следующим образом:
•через планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;
•подготовку «человеческого капитала», адекватного общественной культуре, необходимого для развития общества;
•трансляцию культуры, которая обеспечивает стабильность общественной жизни;
•через учет интересов половозрастных и социально-профессиональных групп, что позволяет регулировать действия членов общества в рамках социальных отношений.
Объект воспитания – тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания – любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер. Нередко объекты воспитания в определенном смысле могут быть его субъектами.
Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно и всенепременно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие – образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.
Пед 5. ПОНЯТИЕ О СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Содержанием обр-я принято называть систему научных ЗУН-ов, к-е дают возможность л. разносторонне развиваться и обеспечивают ее подготовку к труду и общественной жизни.
В каждую эпоху содерж. обр-я формируется в соответствие с целями образ-я, к-е определяются соц. строем общества и имеют опр. структуру. Целью совр. обр-я является развит-е качеств л., необходимые ей и обществу для включения в соц. значимую д-ть.
В концепции структуры и содержания общего ср. обр-я, принятой в 2000 г. на Всероссийском совещании раб-ов обр-ия, главная цель общ. проф. обр-я сформулирована так : формирование разносторонне развитой л., способной реализовать творческий потенциал в динамических соц.- экономич. Условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
В Национальной доктрине обр-я в РФ на период до 2005 г. сформулированы стратегические цели обр-я, тесно связанные с проблемами раз-ия общества:
1. преодоление соц.-экон.. и дух. кризиса;
2. восстановление статуса России в мировом сообществе;
3. создание основы для устойчивого соц. – эконом. и духов. развития России.
В.С. Леднев считает, что с. обр-я необходимо анализировать как целостную систему и дает следующее определение: содерж. обр-я – это содерж-е процесса прогрессивных изменений свойств и качеств л., необходимым условием чего является особым образом организованная д-ть.
В.С. Ледневым определены факторы, оказывающие существенное влияние на отбор структурных компонентов содержания образования. К числу таковых им отнесены:
– факторы глобального уровня, на основе которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени;
– ф., определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их разделения на теоретическую и практическую части;
– ф., содержания образования в общеобразовательной школе;
– ф., содержания образования в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
– ф., определяющие содержание отдельных учебных курсов, практик и учебных проектов.
Тенденции развития содержания:
сочетание общего, политех, профес.образ-я;
увелич-е теоретич.З в общей культуре содержания образ-я;
увелич-е роли инженерно-тех.знаний в проф.подготовке рабочих;
возрастание роли научных основ производ-ва;
возрастание роли комплексных межпредметных связей в построении учеб.планов и программ и др.
Концепции образованияя:
К. дидактического энциклопедизма (Я. А. Каменский, И. Б. Баседов). Осн. цель образ-я – передача обучающим предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. Представители данного направ-я считают, что содерж-е и глубина понимания действительности прямо пропорциональна объему изученного уч. материала.
К. дидактического формализма (Гераклит, Цицерон). Переоценивается субъективно-процессуальная сторона обр-ия. Данная концепция опирается на философию рационализма, утверждающую, что источником знаний явл. разум, поэтому необходимо развивать ум и способности ч-ка. Обучение рассматривается как средство раз-ия способностей и познав. интересов обучающихся.
К. дидактического прагматизма (Дж. Дьюи, Г.Кершенштейнер).обучение как непрерывный процесс ”реконструкции опыта” обучающегося. Для того чтобы овладеть соц. наследием, ч-ку необходимо освоить все виды д-ти, известные совр. цивилизации. Т. о. недооцениваются сами знания, при этом предпочтение отдается формированию практических умений и навыков.
К. функционального материализма,к-я провозглашает наличие интегральной связи между познанием и д-тью (В. Оконь). Согласно к., во-первых, обучение представляет собой процесс познания действительности и приобретения знаний, во-вторых, - это мыслит процессы, происходящие при обучении, в-третьих, - использование знаний и практической д-ти, направленной на преобразование окр. мира. Осн. критерием для построения уч. дисциплин являются “ведущие идеи”, имеющие мировоззренческое значение.
Парадигмальная к.обучения делает акцент на типичных фактах и событиях-парадигмах (Г.Шейерль).Обуч- е строится не на системной последовательности изложения материала, а на основе эпизодических фактов единичных событий, т.е. общее выводится в результате анализа единичного события, явления, факта.
Кибернетическая к.обучения (С.И. Архангельский).Обучение как процесс передачи и переработки информации. Основой данной к. обуч-я является теория систем и закономерности информационных процессов. Индивидуальные особенности субъектов уч. процесса считаются иррациональными и поэтому не учитываются.
Технологическая к.обучения (Б. Блум, Дж. Ромишовский) предполагает создание аппарата управл. образоват. процессом с помощью системы целей, задач и заключительного тестирования.
К. дистанционного образования ( А.М. Бершадский).В концепции модеризации российского обр-ия указывается, что в настоящее время надлежит “повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному обр-ю в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, нац. принадлежности и состояния здоровья. в основу к. дистанционного образ-я положена направленность всего образ-го пространства на л. каждого обучаемого, реализующая принципы индивидуализации и гуманистической направленности в обучении. Уч. процесс характеризуется: преобладанием самостоят. р-ты, отсутствием постоянного контакта студентов и преподов, наличие различных средств обучения, сегментирование представленного уч. материала.