Пути оптимизации позитивного социального самочувствия студентов в условиях перехода на новые стандарты образования
Коломиец Ольга Васильевна,
старший преподаватель кафедры психологии
ГОУ ВПО «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко», г. Тирасполь,
Приднестровье, Молдова
Главной целью Федерального Государственного стандарта нового поколения названо воспитание человека и гражданина, мотивированного на свое развитие. При таких условиях важнейшей задачей системы образования становится формирование социальных умений студентов, развитие его личностных, профессиональных компетенций. В современных условиях реформирования системы высшего профессионального образования актуальной становится подготовка специалистов не только профессионально компетентных, но и способных соответствовать постоянно меняющейся действительности, сохраняя и совершенствуя при этом свой профессиональный уровень, проявляющих позитивное социальное самочувствие.
По мнению Головаха Е.И., Панина Н.В., Горбачик А.П., социальное самочувствие - это эмоционально- оценочное отношение индивида к системе социальных отношений и к своему месту в этой системе [2, с. 6].
Один из основоположников разработки проблемы социального самочувствия в отечественной психологии А. А. Русалинова, рассматривая социальное самочувствие как субьективно-личностный феномен, в то же время, подчеркивает его обусловленность не только социальными, но и личностными факторами. Она определяет социальное самочувствие как «композиционную характеристику», включающую два основных компонента психики - когнитивный (знания и оценки социальной ситуации и своего места в ней) и эмоциональный (переживания и чувства человека, связанные с его взаимодействием с социальной действительностью) [4, с.52].
По мнению Абаева Р.Д., социальное самочувствие имеет сложную уровневую структуру. По крайней мере, можно говорить о двух взаимосвязанных, но одновременно и относительно самостоятельных уровнях существования социального самочувствия, определяемых исходными формами существования психологических качеств в целом. Первый уровень - это уровень группового социального самочувствия (и тогда можно говорить о социальном самочувствии определенных возрастных, профессиональных, этнических общностей людей) и второй уровень - индивидуально-личностный (когда речь идет о самоощущениях отдельного человека) [1, с.12].
Симонович Н.Е. подчеркивает, что «степень оптимальности социальной позиции человека характеризуется уровнем адекватности его представлений о состоянии общества, о собственном социальном статусе; способностью видеть и создавать перспективы своего развития; находить пути изменения своего места в обществе. Говоря о классификации социального самочувствия, Симонович Н.Е. указывает, что его можно рассматривать в плане его позитивной направленности, т.е. нацеленной на достижение созидательных целей, обычно согласующихся с доминирующим социальными настроениями и переживаниями. Мотивы позитивного самочувствия, т. е. достижения комфортного состояния, могут превращаться в доминирующие, задавая общую направленность личности и той социальной группе, к которой принадлежит данная личность [5, с. 43]. И в этом случае студенчество является одной из наиболее активных больших социальных групп, которая является чутким индикатором социальных изменений.
Ключевыми социально-психологическими особенностями студенчества по, мнению автора, являются:
1) Ведущей деятельностью для студентов выступает подготовка к будущей профессиональной деятельности;
2) Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами.
3) Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
4) Студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования. [3; 90]
Вместе с особенностями и закономерностями жизнедеятельности студентам часто присущи противоречия, которые влияют на их социальное самочувствие.
К числу основных противоречий, присущих студентам можно отнести:
1) Противоречие между развитием интеллектуальных и физических сил студента и жестоким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возрастающих потребностей (социально-психологическое противоречие);
2) Противоречие между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, организации собственной жизнедеятельности и довольно формализованными и регламентированными формами и методами подготовки специалиста определенного профиля и организации учебного процесса.
С целью исследования социального самочувствия студентов - первокурсников мы применили анкету предложенную Н.Е. Симонович, и определили вид социального самочувствия посредством комплексной оценки вида социального самочувствия, т.е. мы проанализировали три отдельных его составляющих: поведенческой, когнитивной и эмоциональной.
Для оценки поведенческой составляющей был использован 13-факторный блок вопросов, в которых испытуемым необходимо было, используя 100-бальную систему, дать оценку отдельным факторам своего социального самочувствия в аспекте собственной социальной активности.
Анализ поведенческого аспекта социального самочувствия студентов-первокурсников факультета педагогики и психологии, позволил выявить следующие данные (см. рис 1)
Рис 1. Результаты поведенческого аспекта социального самочувствия студентов-первокурсников.
Данный показатель свидетельствует о достаточно высоком уровне поведенческого аспекта социального самочувствия среди студентов-первокурсников педагогического факультета .
Для оценки когнитивной составляющей социального самочувствия в анкете использовался блок жизненной удовлетворенности, состоящий из 23-значного списка аспектов жизни, оценка которых которые отражают знания, понимания и убеждения испытуемых относительного собственного социального самочувствия. Анализ когнитивного аспекта социального самочувствия студентов-первокурсников показал (см. рис 2)
Рис 2. Результаты когнитивного аспекта социального самочувствия студентов-первокурсников.
Выявленные результаты говорят о том, что когнитивный компонент социального самочувствия, выраженный в уровне удовлетворенности различными аспектами жизни первокурсников является достаточно низким.
Для оценки эмоциональной составляющей социального самочувствия в анкету были включены 2 блока: анкета настроения и про- и ретроспективная оценка социального самочувствия
В результате исследования выявлено, что 16,3% первокурсников имеют показатель низкой оценки настроения. В целом, 83,7% исследуемых студентов настроены позитивно (см. рис. 3)
Рис 3. Результаты эмоционального аспекта социального самочувствия студентов-первокурсников.
Также с целью определения эмоциональной составляющей социального самочувствия было проведена ретро- и проспективная оценка своего социального самочувствия. Это дает возможность объединить индивидуально- и социально-психологические подходы в изучении феномена социальное самочувствие (см. рис 4)
Рис 4. Показатели ретро- и проспективной оценки студентами своего социального самочувствия
Таким образом, можно констатировать, что выявлен достаточно оптимистичный показатель ретро- и проспективной оценки студентами своего социального самочувствия. При этом представления первокурсников относительно будущего уровня своего социального самочувствия недостаточно четко определенны, но оптимистичны по своему характеру.
По результатам исследования трех составляющих социального самочувствия, мы условно разделили испытуемых на 2 группы: группа «А» - с выявленным позитивным социальным самочувствием, и группа «В» - с выявленным негативным социальным самочувствием. В группу «А» вошли (78%), у которых выявлен позитивный вид социального самочувствия, группу «В» составили 22%, у которых выявлен негативный вид социального самочувствия.
Таким образом, на основании анализа выявленных результатов социального самочувствия студентов-первокурсников становиться ясно, что в условиях перехода вуза на новые стандарты образования необходимо способствовать повышению позитивного социального самочувствия.
Система вузовского образования должна обладать широким набором средств, обеспечивающих развитие общих и профессиональных компетенций. Одним из наиболее важных моментов в этом является то взаимодействие, которое складывается между преподавателем и студентом: вступая в субъектные отношения и являясь их активным участником, студент-первокурсник начинает воспринимать реализуемые способы общения как норму, как свой индивидуальный выбор.
Успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к учебе в вузе – залог развития позитивного социального самочувствия студентов в условия обучения в вузе. Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом к условиям обучения в вузе является кураторство. От куратора студенческой группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы.
В данном направлении система психолого-педагогических методов сопровождения, которые позволяют куратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:
•ознакомление студентов-первокурсников с новыми образовательными стандартами и ступенями образования в вузе;
· проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе, профессиональному ориентированию;
· ознакомление куратора с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности;
· изучение формирующейся системы межличностных отношений;
· развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
· оказание помощи в научной организации труда студентов;
· оказание помощи студентам в организации самовоспитания.
Основными задачами куратора на этапе формирования благоприятной адаптации к условиям обучения в вузе и активизации позитивного социального самочувствия студентов являются:
– выявление у студентов мотивов поступления в данной учебное заведение, степени понимания специфики и характера получаемой профессии;
– определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих бакалавров и магистрантов.
Куратору необходимо главное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями организации учебно-позновательной деятельности студентов в вузе. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научной деятельности через организацию внеучебной деятельности студентов. У студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.
Успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Каждый куратор должен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики, обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуру группы. Кроме того, для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходима организация коллективных форм совместного досуга, содержащего помимо всего прочего психологические игры и упражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности.
Особенно значимо в этом направлении сотрудничество куратора со специалистами психологической службой вуза. В период адаптации студентов к особенностям обучения в вузе необходимы консультации с психологами, по вопросам вызывающим трудности у студентов.
Таким образом, социальное самочувствие студентов формируется в результате социальных взаимодействий друг с другом и с преподавателями. Взаимодействие между преподавателем и студентом рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для создания устойчивого и комфортного взаимодействия в коллективе студентов необходимо создание благоприятного социально-психологического климата.
Библиографический список.
1. Абаев Р. Д. Взаимосвязь личностных свойств и социального самочувствия студенческой молодежи. Диссертация на звание канд. псих. наук. [Текст] - Москва 2003 г. С.12
2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС): конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. [Текст] - Киев: Институт социологии HAH Украины, 1997. С.6-8
3. Карпенко М.П. Социальный портрет студента государственного вуза. [Текст] - М.,2005 С. 52
4. Русалинова A.A. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема[Текст] - //Вестник СПбГУ, 1994. Сер.6. Вып.1. - С. 49-61
5. Симонович Н.Е. Социальное самочувствие как социально- психологический феномен в изменяющемся российском обществе: дисс. канд. психологич. наук. [Текст] - М., 1999. С.43