Глава 2. Генезис дидактических систем в различные исторические

периоды...6'.

2.1. Дидактические теории и системы Античности.....6'.

Общие тенденции дидактики в эпоху Античности....6.'

Образовательная система Спарты.....6^

Афинская образовательная система.....6(

Система образования Древнего Рима.....7]

Дидактические теории эпохи Античности...7'.

2.2. Дидактика эпохи Средневековья...7<

Историко-педагогическая характеристика эпохи раннего Средневековья....7[

Типы учебных заведений раннего Средневековья...8(

Содержание образования эпохи раннего Средневековья...8^

Характеристика сословной образовательной системы развитого Средневековья.....8(

Тенденции развития образовательной системы Древней Руси...87|

Схоластическая система обучения....89

Особенности обучения в эпоху Возрождения....91

Дидактика Я.А.Коменского.....95

2.3. Дидактические теории и системы эпохи просвещения...99

Образовательные тенденции эпохи Просвещения.....99'

Характеристика системы образования.....101

Особенности становления образовательной системы в России...105

Авторские дидактические системы.... 108

2.4. Дидактические новации XIX — начала XX в...117

Характеристика исторического периода.....117

Развитие системы образования....118

Авторские дидактические системы....120

Глава 3. Психологические основы обучения...129

3.1.Ощущения и восприятие как первичная основа познания и обучения.....130

3.2. Психологическая характеристика внимания и егороль в организации обучения...149

3.3. Мнемические основы процесса обучения.....155

3.4. Мышление и особенности интеллектуального развития в процессе обучения....162

3.5. Речь и особенности вербального развития в процессе обучения....168

3.6. Воображение и его роль в творческом становлении личности в процессе обучения.....174

Глава 4. Основы общей дидактики...184

4.1. Содержание образования.....184

Цели и задачи образования....184

Определение и структура содержания образования....188

Учебник и его дидактическая характеристика....198

4.2. Принципы обучения...200

Принципы как категория дидактики....200

Классификация принципов обучения.....204

4.3. Методы обучения.....216

Исторический очерк....216

Сущность и определение метода обучения...220

Классификация методов обучения....225

Возможности использования методов обучения в формировании личности...232

Критерии выбора методов обучения....236

Современные методы обучения...239

4.4. Организационные формы обучения.....244

Общие формы организации обучения.....249

Внешние формы организации обучения....249

Глава 5. Основные направления современного обучения.....260

5.1. Развивающее обучение в образовательном процессе.....262

Обучение и развитие...262

Развитие в процессе обучения.....265

Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова.....268

Концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина...273

5.2. Программированное обучение.....280

5.3. Проблемное обучение....289

Глава 6. Частные возрастные дидактики.....„.....303

6.1. Обучение детей дошкольного возраста....:.....303

6.2. Дидактика начальной школы....322

6.3. Дидактика высшей школы...332

6.4. Образование взрослых...350

Приложение...359

Учебное издание

Ситаров Вячеслав Алексеевич

Дидактика Учебное пособие

Редактор Л. И. Хлопова

Ответственный редактор Р. К. Лопина

Технический редактор О. С. Александрова

Компьютерная верстка: С. Ф. Блудова Корректоры В. Н. Рейбекель, Л. Б. Орловская

Диапозитивы предоставлены издательством.

Изд. № A-93-II. Подписано в печать 25.12.2003. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 23,0. Тираж 8000 экз. Заказ №12829.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.003903.06.03 от 05.06.2003. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095) 334-8337, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

[Ситаров Вячеслав Алексеевич-

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, автор более 120 публикаций по проблемам гуманистической педагогики, социальной экологии, дидактики.

Наши рекомендации