Глава 2. Генезис дидактических систем в различные исторические
периоды...6'.
2.1. Дидактические теории и системы Античности.....6'.
Общие тенденции дидактики в эпоху Античности....6.'
Образовательная система Спарты.....6^
Афинская образовательная система.....6(
Система образования Древнего Рима.....7]
Дидактические теории эпохи Античности...7'.
2.2. Дидактика эпохи Средневековья...7<
Историко-педагогическая характеристика эпохи раннего Средневековья....7[
Типы учебных заведений раннего Средневековья...8(
Содержание образования эпохи раннего Средневековья...8^
Характеристика сословной образовательной системы развитого Средневековья.....8(
Тенденции развития образовательной системы Древней Руси...87|
Схоластическая система обучения....89
Особенности обучения в эпоху Возрождения....91
Дидактика Я.А.Коменского.....95
2.3. Дидактические теории и системы эпохи просвещения...99
Образовательные тенденции эпохи Просвещения.....99'
Характеристика системы образования.....101
Особенности становления образовательной системы в России...105
Авторские дидактические системы.... 108
2.4. Дидактические новации XIX — начала XX в...117
Характеристика исторического периода.....117
Развитие системы образования....118
Авторские дидактические системы....120
Глава 3. Психологические основы обучения...129
3.1.Ощущения и восприятие как первичная основа познания и обучения.....130
3.2. Психологическая характеристика внимания и егороль в организации обучения...149
3.3. Мнемические основы процесса обучения.....155
3.4. Мышление и особенности интеллектуального развития в процессе обучения....162
3.5. Речь и особенности вербального развития в процессе обучения....168
3.6. Воображение и его роль в творческом становлении личности в процессе обучения.....174
Глава 4. Основы общей дидактики...184
4.1. Содержание образования.....184
Цели и задачи образования....184
Определение и структура содержания образования....188
Учебник и его дидактическая характеристика....198
4.2. Принципы обучения...200
Принципы как категория дидактики....200
Классификация принципов обучения.....204
4.3. Методы обучения.....216
Исторический очерк....216
Сущность и определение метода обучения...220
Классификация методов обучения....225
Возможности использования методов обучения в формировании личности...232
Критерии выбора методов обучения....236
Современные методы обучения...239
4.4. Организационные формы обучения.....244
Общие формы организации обучения.....249
Внешние формы организации обучения....249
Глава 5. Основные направления современного обучения.....260
5.1. Развивающее обучение в образовательном процессе.....262
Обучение и развитие...262
Развитие в процессе обучения.....265
Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова.....268
Концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина...273
5.2. Программированное обучение.....280
5.3. Проблемное обучение....289
Глава 6. Частные возрастные дидактики.....„.....303
6.1. Обучение детей дошкольного возраста....:.....303
6.2. Дидактика начальной школы....322
6.3. Дидактика высшей школы...332
6.4. Образование взрослых...350
Приложение...359
Учебное издание
Ситаров Вячеслав Алексеевич
Дидактика Учебное пособие
Редактор Л. И. Хлопова
Ответственный редактор Р. К. Лопина
Технический редактор О. С. Александрова
Компьютерная верстка: С. Ф. Блудова Корректоры В. Н. Рейбекель, Л. Б. Орловская
Диапозитивы предоставлены издательством.
Изд. № A-93-II. Подписано в печать 25.12.2003. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 23,0. Тираж 8000 экз. Заказ №12829.
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.003903.06.03 от 05.06.2003. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095) 334-8337, 330-1092.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
[Ситаров Вячеслав Алексеевич-
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, автор более 120 публикаций по проблемам гуманистической педагогики, социальной экологии, дидактики.