Вопрос 27.Принципы управления учреждениями дополнительного образования
Управление системой дополнительного образования детей осуществляется на нескольких уровнях. На федеральном уровне – путем принятия законов, регулирующих деятельность в сфере образования, определения доли бюджетных расходов на нужды образования, утверждения программ развития образования. Правительство Российской Федерации утверждает типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, другие нормативные акты, имеющие существенное для деятельности таких учреждений. Оперативное управление системой осуществляет Министерство образования, его специальное подразделение.
На региональном и муниципальном уровнях этими вопросами занимаются органы представительной и исполнительной власти. (смотреть статью29-31закон об образовании). Непосредственное руководство учреждениями дополнительного образования осуществляют органы управления образованием - департаменты, комитеты, управления, отделы.
Управление государственными и муниципальными учреждениями, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления является совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Непосредственное управление осуществляет директор(смотреть типовое положение управление и руководство).
В статье 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» указывается:
- образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников;
- деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типов и видов и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
деятельность учреждения дополнительного образования детей - согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей и др.), связующим центром всех видов деятельности учреждения является образовательный процесс
Понятие «управление» имеет много определений. Сегодня каждый уважающий себя специалист стремится показать понимание принципов и средств организации, заведования, управления предприятием или учреждением - менеджмента. Многие соглашаются с тем, что менеджмент - это искусство управления, зависящее не только от профессионализма человека, но и его творческих способностей, неординарного мышления, волевых качеств.
Первое требование к современному руководителю - он дол жен стать настоящим менеджером. Менеджер образования - это управленец, обладающий способностями находить ресурсы, проектировать, программировать и организовывать (запускать) процесс образования. Этот тип руководителя отличается следующими основными чертами:
- владеет управлением как профессией;
- имеет специальное управленческое образование;
- внутренне свободен, инициативен;
- готов к риску;
- ориентируется на работу в команде единомышленников;
- рационален;
- критичен, готов к диалогу, дискуссиям, открыт к новой информации;
- обладает широкой эрудицией и кругозором.
уметь управлять - значит приводить к успеху других.
Другое, не менее важное требование к руководителю, - быть преобразующим лидером, уметь принимать существенные решения по изменению и преобразованию. Лидер - это стратег, причем это не просто служебная роль, а личное качество, выражающееся в стиле поведения. Руководитель должен четко представлять свою личную миссию по отношению к коллективу, его развитию. А значит, руководитель - это человек, который умеет работать с целями (функционирования и развития учреждения в целом, с целями отдельных подразделений, с целями управления и личной управленческой деятельности) и сам должен обладать четкими и осознанными целями
Сегодня заметно возрос интерес ученых и практиков к проблемам управления образовательными учреждениями, и особенно управления его развитием. Во многом это связано с постоянно увеличивающимся разнообразием инновационных процессов, перестроек внутри самой системы образования - от реформирования сроков обучения, появления авторских программ и нестандартных учебников до открытия новых видов образовательных учреждений, конструирования оригинальных масштабных проектов.
В системе дополнительного образования детей распространенной формой освоения нового (развития) стала экспериментальная деятельность, проводимая инициативно отдельным учреждением по программно-методическому обеспечению образовательного процесса, региональными или муниципальными органами управления образованием по проектированию программ развития образовательных систем или Министерством образования Российской Федерации в освоении критериев и процедур аттестации.
Итак, управление — это целенаправленная деятельность, объединяющая людей, рационально организующая их усилия на достижение общих результатов (целей). Благодаря управлению совместная деятельность людей обретает порядок и смысл. Это утверждение относится к учреждению дополнительного образования детей в целом и к каждому объединению - кружок, группа, театр, секция и пр. Управление в них возникает тогда, когда они объединяются, чтобы совместно организованно, направленно добиться важных и желаемых для всех результатов.
Управленческая деятельность в образовании изменяется под воздействием социально-политических процессов в обществе, смены социальных потребностей и запросов, перестройки концептуальных оснований образования и появления комплексных программ развития.