Тест 7. Самосовершенствование личности
1.Каждый человек выполняет основные жизненные роли. Назовите их и раскройте суть каждой из них:
1)Реализовавшаяся личность
...
7) Защитник окружающей среды
2.Сформулируйте определение понятия «конкурентоспособная» личность, используя следующие характеристики:
o Четкость целей и ценностных ориентаций
o Способность к риску
o Трудолюбие
o Творческое отношение к делу
o Независимость
o Способность к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту
o Стремление к высокому качеству конечного продукта.
3. Акмеология –это наука о...
а. развитии сознания человека
б. функционировании общества, отношениях между людьми
в. закономерностях и механизмах психической жизни человека и животных
г. развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности
д. наиболее общих существенных характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познании, бытия человека, отношениях человека и мира.
4.Каких результатов самообразования и каким образом (деятельность по самообразованию) позволяют достигнуть следующие источники самообразования:
o Книги, периодическая печать, СМИ, интернет
o Исследовательская деятельность
o Обучение на различных курсах
o Работа (по основной или сопутствующим специальностям)
o Хобби
5.Назовите отличительные признаки развитой личности?
6.Вставьте по смыслу пропущенное слово:
Точкой отсчета личностного роста,самовоспитания человека является выбор ..... – образца, на который хотелось бы равняться.
7.Разделите следующие свойства на недопустимые, мешающие и желательные для личностного роста:
Жестокость, обаяние, неуверенность в себе, артистизм, деспотизм, алкоголизм, чувство юмора, наркотическая зависимость, мстительность, высокомерие, элегантность, рукоприкладство, высокомерие, самовлюбленность, внешнаяя привлекательность, современность, несобранность, завистливость, непримиримость, некомпетентность, нравственная нечистоплотность, приветливость.
8.По динамичности продвижения личности в сфере профессиональной деятельности выделяют линейную, стабильную, спиральную, кратковременную, платообразную и снижающуюся карьеру. Дайте краткую характеристику каждому из этих видов карьеры.
9. ….. – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием.
10. Как можно справиться со стрессом, трудностями и препятствиями на пути к личностному и карьерному росту? Как не позволить «ударам судьбы» сломать человека?
Ответы: 3. Г ; 6. Идеала; 9. Имидж.
№7. Тест по теме «Самосовершенствование личности»
1. Дайте определения следующим понятиям:
Акмеология, компетентность, компетенция.
Ответы:
Акмеология– наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.
Компетентность– личностная характеристика специалиста, важнейшими составляющими которой являются профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.
Компетенция – это способность личности, которая основана на ценностях, личностной направленности, знаниях, опыте, приобретенных личностью в процессе обучения, и выражается в мобилизации личностью полученных знаний и опыта в конкретной ситуации.
2. Какие жизненные роли, необходимые для того, чтобы быть востребованным и компетентным в обществе, были определены в проекте «Образование мирового класса»? Кратко прокомментируйте каждую из них.
1. …
2. …
3. …
4. …
5. …
6. …
7. …
Ответ: 1. реализовавшаяся личность, хорошо осознающая свои способности и потребности, способная вести продуктивную, наполненную самоосуществлением жизнь.
2. личность со стремлением к поддержке других людей, которая умеет ценить и развивать взаимоотношения с другими людьми в спектре семейных, личных, деловых связей.
3. человек, находящийся в состоянии перманентного образования в течение всей жизни, способный постоянно приобретать новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира.
4. роль субъекта культуры, относящегося к культуре как ценности, понимающего ее значение для личности и общества.
5. высококвалифицированный работник, способный брать на себя ответственность за высокое качество производимого им продукта.
6. информированный гражданин, хорошо осведомленный в области права, истории, политики, экономики, социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью.
7. защитник окружающей среды, осознающий взаимосвязи природных явлений и деятельности человека, ее природосохранного характера.
3. Установите соответствие между типом карьеры по динамичности продвижения личности в профессиональной деятельности и его характеристикой:
Тип карьеры | Характеристика типа |
1. Линейный | A.Человек хорошо начинает карьеру, быстро достигает успехов, но после некоторых непредвиденных событий теряет былую работоспособность. |
2. Стабильный | B.Энтузиастичная трудовая деятельность и быстрое продвижение по карьерной лестнице в какой-либо профессиональной сфере и смена сферы деятельности через 5-7 лет, где развитие карьеры повторяется заново. |
3. Спиральная конфигурация | C.Поступательный подъем по служебной лестнице на протяжении всей трудовой деятельности в одной профессиональной сфере. |
4. Кратковременная карьера | D.После достижения человеком определенного уровня на карьерной лестнице обнаруживается предел его возможностей, и карьерный рост прекращается. |
5. Платообразная карьера | E.Неизменная деятельность в одной профессиональной сфере протяжении всей трудовой деятельности без продвижения по иерархической лестнице, профессиональный рост связан лишь с повышением квалификации. |
6. Снижающаяся карьера | F.Частый переход с работы на работу, продвижение по службе обычно происходит случайно и незначительно. |
Ответы: 1-С 2-E 3-B 4- F 5-D 6 -A
4. Вставьте пропущенные слова в предложения:
Акмеологические характеристики специалиста – это внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в _________ _________, продуктивной самореализации _____________ __________ в труде и продвижении к ______________________________.
Профессиональное самообразование включает овладение новыми ____________ __________, _____________в профессиональной деятельности; профессиональное _______________, т. е. освоение новых идей, технологий;_________________ собственного опыта и прогнозирование _____________ ____________.
Ответы:
Акмеологические характеристики специалиста – это внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала в труде и продвижении к собственным вершинам профессионального совершенства.
Профессиональное самообразование включает овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности; профессиональное просвещение, т. е. освоение новых идей, технологий; осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.
5. Каковы условия полной жизненной самореализации в профессиональной сфере?
Ответ:
Человек должен признавать свою профессиональную деятельность как наилучшую для самореализации собственной личности; осознавать свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения, быть способным к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных особенностей; обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в профессиональной деятельности и разнообразных отношениях; обладать способностью к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для реализации его стремления быть эффективным, компетентным профессионалом, значимым для окружающих на всех этапах жизненного пути.
6. Как разграничить понятия самообразования и самообучения?
Ответ:
Самообучение является частным случаем самообразования. Самообразование рассматривается, как правило, в двух значениях: «самообучение», «самонаучение» и как «самосозидание», «достраивание себя», «практикование себя», «самосовершенствование».
Примером самообучения является самостоятельное обучение игре на гитаре, освоение компьютерных программ и т.п.. Самообразование можно определить как «свободное движение в культуре, как полное, многостороннее, естественное бытие человека в знании».
7. Какими характеристиками обладает развитая личность?
Ответ:
Развитая личность обладает способностью и потребностью брать на себя ответственность за свои действия; умеет удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим; достигает значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения; ей свойственна энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности; она открыта профессиональным переменам и новому жизненному опыту.
8. Заполните схему:
Типы стрессов
Ответ: