И развития детей в изобразительной деятельности 8 страница
Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.
В этой же работе Н.П.Сакулина выделяет показательуровня развития способности к изображению - степень реальности изображения и делает выводы о возможностях создания реалистического изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности. По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма.
Исследования по проблеме детского восприятия вообще (А. В. Запорожец, Л.А.Венгер) и в области изодеятельности в частности (Н.П.Сакулина) позволили в дальнейшем конкретизировать эти положения о возможности дошкольника в освоении деятельности.
С точки зрения общей теории способностей очевидно, что объективная причина ограниченных возможностей детей в освоении реалистического рисунка заключается в незрелости функциональных механизмов, которые находятся пока в стадии развития, становления. Для развития операционных механизмов нужен определенный уровень функционального развития.
К сожалению, в практике нередко встречается попытка форсировать развитие у детей способности к изображению, завышение требований к детскому рисунку, механическое «натаскивание» детей и даже рисование заребенка, вместо ребенка для того, чтобы продемонстрировать якобы высокий уровень изобразительной деятельности детей.
Н.П.Сакулина отмечает, что способность к изображению обусловливает создание любого рисунка с различными целевыми установками.
Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для создания художественногорисунка, т.е. способность к художественному выражению. Она предлагает и другой термин - «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей.
Однако четкого выделения компонентов этой способности Н.П.Сакулина не дает. Полагаем, что из рассуждений автора о возможной выразительности детского рисунка можно выделить некоторые качества (свойства), составляющие способность к образному выражению:
1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т. е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п. И рисунок становится не просто изображением, позволяющим узнать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчеркивает в нем особенно впечатляющее, т.е. создается художественно-выразительный образ, а не просто графическое изображение. А это, как отмечает Н.П.Сакулина, ступень более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности).
2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.
Н.П.Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.
Очевидно, в данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации неосознанного опыта.
Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на создание нового, оригинального образа.
В этой же работе Н.П.Сакулина определила показатели развития художественно-творческих способностей. Это самостоятельность, активность, инициатива ребенка в деятельности, выразительность ее результата (рисунка). На материале экспериментального исследования по формированию способностей к изображению и художественному выражению автор показывает индивидуальные различия в становлении этих способностей.
В последующих работах Н.П.Сакулиной, а также в работах ее учеников проблема способностей к изобразительной деятельности получила дальнейшую разработку.
Так, Т.С.Комарова исследовала такой компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включая и технику рисования1. Определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.
В дальнейших исследованиях Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей2. По существу, разработана структура сенсорных способностей,проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей:
1. Способность целенаправленного аналитико-синтетического
восприятия изображаемого предмета.
2. Способность формирования обобщенного представления,
отражающего признаки и свойства многих предметов, которые
могут быть переданы в изображении.
3. Способность создания изображения предмета на основе
имеющегося представления согласно материалу, технике и изо
бразительным возможностям данного вида деятельности.
4. Способность совершать комплекс движений под контролем
зрения.
5. Способность восприятия создаваемого и законченного изо
бражения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представ
лению.
1 См.: Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. - М.,
1970.
2 См.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965. - С. 100-135:
Сенсорное восприятие в детском саду. - М., 1981.-С. 15-77.
6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, и преобразование его при помощи воображения.
Хотя эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представления, воображения.
Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности.
Позднее Т.С.Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте1. В структуре этой способности выделяются три компонента: техника рисования,(способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения(движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных движения по ряду качеств(темпу, ритму, амплитуде, силе нажима); плавность движения, непрерывность; удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине.
Разработав детальную методику формирования у детей этой сложной способности, Т.С.Комарова рассматривает ее как средство, овладев которым ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.
Действительно, ручная умелость в данном понимании и вышеназванные сенсорные способности (восприятие создаваемого и законченного изображения и сенсорная оценка его согласно имеющемуся представлению; оперирование представлениями и преобразование их при помощи воображения) по существу, составляют основу исполнительской части изобразительной деятельности. Эта способность - пример сложного диалектического единства взаимосвязи, взаимопереходов разных способностей. Относительно изобразительной деятельности в целом ручная умелость выступает как способность и специальная и общая. Относительно способности творческого самовыражения она выступает
как средство - комплекс знаний, умений и навыков. К выводу о невозможности абсолютного отделения, дифференциации способностей от знаний, умений пришел Л.А.Венгер, долгое время изучавший проблему способностей и их соотношения со знаниями и умениями.
Все названные способности развиваются у детей, но неравномерно. Нередко отмечается хорошее оперирование представлениями, но неотчетливость самих представлений или отмечается хорошее развитие движений, но недостаточное развитие восприятия.
Помимо возрастных, с большой отчетливостью, как отмечает Н.П.Сакулина, выступают индивидуальные различия в развитии способностей (у одних детей отстает развитие моторной сферы, у других - восприятие, у третьих - воображение, но хорошо развивается память).
Таким образом, в данных исследованиях раскрыто содержание сенсорных, сенсомоторных способностей, обеспечивающих успешное освоение деятельности. Если исходить из предложенной Н.П.Сакулиной классификации способностей, их можно рассматривать как компоненты способности к изображению. При создании художественно-выразительного образа эти способности, несомненно, проявляются, входят в структуру художественно-творческих способностей, занимая подчиненное положение.
В других исследованиях, проводимых под руководством А.В.Запорожца, Л.А.Венгера (по проблеме сенсорного воспитания детей), а затем под руководством Н.Н.Поддьякова (по проблеме умственного воспитания), а также в исследованиях Н.П.Сакулиной разработаны обобщенные способы восприятия (обследования) изображаемых предметов; определено содержание изобразительной деятельности, позволяющее сформировать обобщенные представления о группе подобных предметов, а на этой основе - и обобщенные способы изображения1. В результате такого обучения удается научить детей относительно самостоятельно обследовать изображаемые предметы, находить сходство с подобными предметами, уже известными ему, применять на этой основе знакомый способ изображения; устанавливать отличие этого предмета от подобных и варьировать известный способ изображения для того, чтобы передать это отличие. (Подобные исследования, только в области лепки, проводились Н.А.Курочкиной.)
Таким образом, Н.П.Сакулиной удалось сформировать и систему ориентировочных действий, направленных на анализ новой изобразительной задачи, соотнесение ее с имеющимися способами
1 См.: Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.. 1990. -С. 6-43.
1 См.: Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. - М, 1972. -С. 85-105.
изображения и на этой основе выбор или поиск подходящего способа ее решения. Иными словами, удалось сформировать ориентировочные действия, названные Л. А.Венгером способностями.
В 60-70-х годах и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П.Сакулина, Н.Б.Хале-зова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А.Вет-лугиной (Т.Г.Казакова, В.А.Езикеева - в области рисунка). Исследовались детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Термин «художественно-творческие способности» используется авторами в контексте раскрытия этих вопросов. Специально ни содержание, ни структура художественно-творческих способностей ими не определяются. Но на основе анализа проводимых исследований можно выделить ряд свойств, качеств, без которых невозможно создание художественно-выразительного образа и которые, следовательно, можно отнести к категории «способностей к изобразительной деятельности», а именно к художественно-творческим способностям. Эти способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности. Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира - высший уровень развития этой способности.
1. Способность образного видения окружающего (умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.). Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира - высший уровень развития этой способности.
2.'Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.
3. Способность проявлять активность, самостоятельность,
инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных
средств создания образа.
4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства;
искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое,
увлекаться, быть захваченным деятельностью.
Выделенные выше художественно-творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий.
Таким образом, при всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятель-
ности среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению (художественно-творческие способности).
Они представляют собой сложное сочетание различных более частных способностей свойств психики с конкретными операционными механизмами.
К настоящему времени структура способности к изображению определена довольно полно и четко. Структура художественно-творческих способностей требует дальнейшего изучения и уточнения.
Относительная определенность содержания и структуры способностей к изобразительной деятельности дает возможность довольно четко сформулировать соответствующие задачи руководства изобразительной деятельностью детей и тем самым приблизить реализацию идеи о педагогике способностей, высказанную А.Н.Леонтьевым.
Правомерность постановки соответствующих задач обусловлена и тем, что большинство вышеназванных исследователей данной проблемы разработали с большей или меньшей степенью полноты методику формирования этих способностей (Н. П. Саку-лина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, В.А.Езикеева и др.). Однако в практике обучения детей изобразительной деятельности есть типичные ошибки (в плане формирования способностей). Каковы эти ошибки и их причины?
Программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, т.е. носят узкодидактический характер. Потому о формировании способности говорить не приходится, ее развитие стихийно, бессистемно. Например, обследование (восприятие) используется только с целью формирования представления об изображаемом предмете, т. е. как метод обучения, и не осознается как одна из специфических и важнейших задач обучения, конечный смысл которой в развитии у детей наблюдательности, творческого нестандартного видения окружающего мира. Поэтому нередко организованное восприятие проводится формально или заменяется показом детям образца работы. Педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятии условий для возникновения соответствующих чувств; не формируют у детей способности переноса знаний, умений в новые условия и пр.
Дальнейшее изучение данной проблемы, очевидно, будет связано с решением ряда вопросов:
- уточнением содержания и структуры художественно-творческих способностей;
- изучением закономерностей их формирования (как склады
ваются, как возникают);
- дальнейшим поиском оптимальных путей и методов их раз
вития и диагностики.
ГЛАВА II ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С.В.Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение - одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости - одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе (т.е. творческое саморазвитие).
Общепризнана возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.
Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Философы, психологи, физиологи, искусствоведы, педагоги, специалисты в области кибернетики используют разные методы познания этого явления: биографический,
анкетный, беседы, эксперимент, моделирование и др. Однако данные очень скудные и во многом спорные. Тайна научного творчества с давних времен интересовала самих ученых, а художественного - поэтов, писателей, композиторов, актеров. Человечество, пытаясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества. Поскольку в его истоках, в «зернышке» (Е.А.Флерина), зародыше заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Поэтому интерес к детскому творчеству, например, кибернетиков, пытающихся моделировать творческий процесс, вполне понятен.
В исследованиях по данной проблеме отчетливо наметились четыре направления:
- изучение продуктов, результатов творчества;
- изучение структуры творческого акта;
- исследование психических процессов, состояний человека в
творческой деятельности;
- поиск путей развития и измерения творческих способностей
человека.
В данной главе представлена характеристика детского творчества по этим направлениям.
§ 1. Детский рисунок как продукт художественного творчества
Что это такое - детское изобразительное творчество? Как, почему оно возникает, развивается? В чем его смысл?
Н.П.Сакулина писала, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.
Чтобы понять своеобразие развития детской изобразительной деятельности и творчества, рассмотрим сначала особенности изобразительной деятельности взрослых, например графической.
Продуктом деятельности человека могут быть письмо, чертеж, рисунок. Рисунок может иметь разное назначение. Не всякий рисунок представляет собой художественный образ. Предназначенный для передачи информации (в атласе ботаническом, зоологическом и т.п.) рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающим познавательным целям. Такой рисунок направлен в первую очередь на мысли человека, когнитивную сферу личности.
4 Г. Г. Григорьева
Художественный образ воздействует на чувства, а через них и на мысли. Он выражает отношение художника к миру людей, к природе, характер изображаемого предмета и явления.
Изобразительная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство -художественное (образное) отражение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя.
Образ в изобразительном искусстве - наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи - композиция, цвет, колорит, линия и др.).
Отображая мир, художник воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления, идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира.
Главным предметом искусства являются человек, окружающая действительность.
Даже в тех случаях, когда предметом изображения является мир вещей, предметы природы (натюрморт), картины природы (пейзаж), они отражаются в связи с человеком, представлены через призму его восприятия и отношения к этим явлениям.
Искусство всегда обращено к человеку, к его чувствам и мыслям. Такие особенности художественного образа, как конкретность, индивидуальность, неповторимость, обеспечивают эмоциональное его восприятие, а обобщенность образа - узнаваемость, способность понимания его разными людьми.
Художественный образ, несущий в себе через внешнюю изобразительность чувства и мысли художника, его идеалы, устремления, оценки, обязательно связан с моралью, нравственностью. Это всегда сплав эстетического и этического. Добро, зло, ненависть, чувство долга, проблемы смысла жизни и т.д., т.е. духовный мир человека, этическое сознание общества представлено в эстетической форме.
Смысл искусства не только в отражении действительности, но и в стремлении к ее преобразованию, изменению, улучшению в соответствии с идеалами художника.
Воздействуя на сознание человека прежде всего через эмоциональную сферу, через чувства, вызывая эстетическое переживание, оно «проясняет» нравственные чувства и представления. Однако степень воздействия одного и того же произведения на разных людей различна, обусловлена их нравственным опытом (представлениями, убеждениями, чувствами, поведением) и способностью понимать язык данного искусства. Чем выше уровень
развития человека в этом плане, тем большее влияние оно ока-|Ывает на него.
Процесс восприятия искусства - это одновременно и процесс Сотворчества с художником. В силу этих особенностей искусство Является своеобразной формой эмоционально-интеллектуального общения людей не только в пределах одного общества и времени, Но даже между поколениями. Поэтому главный смысл изобразительной деятельности мы видим в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.
Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусство-Веды, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М.Бехтерева, искусствоведа А.В.Бакушинского, педагогов Г.В.Лабунской, Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой и др., психологов Е.И.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.С.Мухиной, О.М.Дьяченко и др.
Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?
Многие достоинства рисунка заметила Е.А.Флерина. Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние. Помните, у К.И.Чуковского: «Бяка-закаляка кусачая, я тебя боюсь!»? Благодаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо.
Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба... а это акула-каракула подскочила». Обращается к маме: «Слышишь, как рычит - сейчас съест. А это коровка... а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
Еще одно ценное качество детского рисунка - смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну,
это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску, смелость - непременное условие и характеристика творческой личности. Ребенок растет и, к сожалению, на смену смелости нередко приходит излишняя осторожность. И взрослый ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать», «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».
Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.
Выразительность детского рисунка (лепки) это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабу некая). Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?
Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Художник, хорошо владеющий техникой, способен адекватно выразить задуманное. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительной присутст-
№0
вует в любом виде искусства. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность,по определению Г.В.Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению.