Специфика процесса нравственного воспитания детей с глубокими нарушениями зрения
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения имеет те же цели и задачи, что и у нормально видящих: развить нравственные качества и привычки, нравственное сознание, воспитать представление о хорошем и плохом, коллективизм, любовь к Родине, привить организованность и культуру поведения.
Нравственное воспитание детей связано с созданием системы отношений ребенка к окружающему его миру. Это отношение к труду, к людям, к самому себе. У незрячих детей эти системы отношений складываются иначе, чем у зрячих, хотя они не должны ни в какой мере отличаться по своим моральным критериям. Даже глубокие нарушения зрения не являются причиной, приводящей к отклонению от моральных норм. И, всё-таки, среди незрячих детей приходится особое внимание обращать на нравственное воспитание, проводить работу по нравственному перевоспитанию чаще, чем среди нормально видящих. Это следствие неправильного воспитания незрячих детей в условиях семьи, неправильного отношения окружающих к ним. Окружая слепого чрезмерным вниманием или ограничивая его общение со сверстниками из-за ложного стыда за слепоту, взрослые сами воспитывают в нем нежелательные нравственные качества. У таких детей недостаточно развито чувство коллективизма и чрезмерно развиты эгоистические чувства.
Нравственное воспитание дошкольников должно быть воспитанием действенным, трудовым. Умение трудиться не только на благо себя и своей семьи, но и общества, становится мерилом нравственного отношения к жизни.
Неприспособленность незрячих детей к жизни, неумение делать всё то, что доступно нормально видящим детям, даже более раннего возраста – факт общеизвестный. Особенно отрицательно эта неприспособленность сказывается на развитии у детей активного отношения к жизни. Поэтому одна из самых важных задач нравственного воспитания незрячих детей – это преодоление пассивного иждивенческого отношения к жизни и труду. В практике семейного воспитания мы можем увидеть две противоположные системы, приводящие, как правило, к одинаковому отрицательному отношению слепого ребенка к труду.
Первая – это система оберегания и отгораживания ребенка от жизни и труда, приводящая к тому, что все трудовые операции, которые ребенок обязан выполнять сам, делают за него взрослые. У такого ребенка формируется отрицательное отношение к труду из-за неумения, невозможности быстро овладеть элементарными навыками. Переход к школьному обучению, где перед ребенком ставятся сложные задачи, требующие ручной умелости и хорошо отработанных навыков, сопровождается негативным, отрицательным отношением к любому труду. Помощь видящих сверстников и взрослых воспринимается как само собой разумеющийся факт и приводит к развитию у детей черт иждивенчества, к противопоставлению себя другим детям (слабовидящим), как человека исключительного, которому обязаны все помогать. К подобным явлениям приводит и отсутствие всякого внимания к слепому ребенку.
Вторая система семейного воспитания, приводящая к формированию у слепого ребенка отрицательного отношения к труду, - предъявление ему непосильных требований. Родителями не учитываются специфические трудности развития ребенка, о слепоте как бы забывают. Тогда ребенок начинает ненавидеть учебу и труд, т.к. не в состоянии справиться с требованиями родителей и воспитателей. К тому же он часто слышит упреки за неправильно выполненные действия. В воспитательной работе с незрячими детьми следует помнить, что слепого надо специально учить многому тому, чем видящий овладевает сам на основе подражания.
Сохранились еще семьи, несущие на себе отпечаток определенных культурных традиций, соединяющих этические и этикетные нормы. Семейное воспитание – прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это те традиции, которые не обсуждают, а соблюдают. Родители помогают укрепить в нем веру в идеалы, собственные силы, содействуют в преодолении соблазнов, обретению себя, закаливанию воли. Но, к сожалению, не всегда мы можем поставить семью на первое, приоритетное место в семейном воспитании ребенка, поэтому тифлопедагог, воспитатель должен стать добрым товарищем, наставником, способным пробуждать радость познания, потребность учиться, приобщать к культуре, начиная с высокой требовательности человека к себе и к своему духовному миру.
Известно, что дети учатся по подражанию. Педагог личным примером, всей своей деятельностью, поведением, культурой отношений способен вселить высокую духовность в тех, кто его окружает.
Сложным вопросом нравственного воспитания незрячих детей является формирование доброжелательного, заботливого отношения к людям. Изоляция слепого ребенка от зрячих сверстников, постоянное оберегание и обслуживание его, как правило, вырабатывают у него иждивенческие, эгоистические настроения. Он высокомерно противопоставляет себя другим детям, требует снисхождения к своим слабостям и т.д.
Известный тифлопсихолог (членкор. АН) Л.И. Солнцева отмечает, что «при общении слепых детей с нормально видящим сверстниками наблюдается и другая крайность. Слепой ребенок стремится играть, общаться со своими видящими друзьями, а они отстраняют его от игр, не принимают в свою компанию, жестоко ранят его, дразнят». Все это, естественно, вызывает у него недоверие к окружающим, отчуждение и даже озлобленность. Такие ошибки в организации воспитательной работы наносят ущерб развитию нравственных качеств личности тех и других детей. Задача дошкольного учреждения – сгладить эти трудности становления личности слепого ребенка.
Труднее и сложнее, чем у зрячего, складывается у слепого ребенка и отношение к самому себе, переживание своего дефекта. Во многом это зависит от отношения к детям окружающих, особенно – близких людей. В некоторых случаях возникает чувство неполноценности, а иногда деспотизм, переоценка своих возможностей. Это бывает вследствие неправильного воспитания, организации жизни и деятельности детей.
Правильная организация жизни детей с глубокими нарушениями зрения с учетом специфики их развития позволяет воспитать у них высокие моральные качества, установить адекватные отношения к окружающему миру и людям.