Комбинированные положения рук

Основные положения ног

Положений и сочетаний ног, встречающихся в момент пляски, очень много. Они различны и порой неповторимы. Мы выделяем из этих многообразных положений и сочетаний такие положения, которые являются для исполнителя изначальными, с которых он чаще всего начинает то или иное движение либо заканчивает его. Такие положения и являются основными. В русском народном тан­це выделяются три таких основных положения:

1) 1-е свободное положение (рис. 39, а) — ноги свободно, без
напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развернуты под
небольшим углом.

Существует вариант этого положения, когда ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп. Такое поло­жение называется 1-м прямым положением (иногда 6-й позицией) (рис. 39, б);

2) 2-е свободное положение (рис. 40, а) — ноги стоят свободно, носки развернуты под небольшим углом, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга.

Здесь также существует вариант прямого положения стоп: обе ноги стоят параллельно на расстоянии стопы друг от друга. Это 2-е прямое положение (рис. 40, б);

3) 3-е свободное положение (рис. 41, а) — левая нога стоит свободно, правая нога ставится также свободно, но так, чтобы ее каблук прикасался к середине стопы левой ноги.

Вариант этого положения: обе ноги поставлены рядом и сопри­касаются внутренними сторонами стоп, каблук правой ноги нахо­дится у середины стопы левой. Это 3-е прямое положение (рис. 41, б)

.

Комбинированные положения рук - student2.ru

Рис. 39. Основные положения ног

а) 1-е свободное; б) 1-е прямое

Комбинированные положения рук - student2.ru

Комбинированные положения рук - student2.ru

Рис.40

Основные положения ног

а) 2-е свободное; б) 2-е прямое

Комбинированные положения рук - student2.ru

Рис. 41. Основные положения ног а) 3-е свободное; б) 3-е прямое

Основные положения рук

Руки в русском танце очень выразительны и разнообразны. В со­четании с движением головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцевальному движению наци­ональную окраску. «По рукам узнаю душу твою»,— писал Л. Тол­стой.

В хороводах, плясках, кадрилях, переплясах встречается много различных положений и сочетаний движений рук, идущих от ин­дивидуальности исполнителя, характера танца и местных особен­ностей. Но существуют такие положения рук, которые встреча­ются чаще других, являются общими как для парней, так и для девушек и которые характерны для русской национальной манеры исполнения. Такие положения называются основными. В русском народном танце выделяются четыре основных и одно подготови­тельное положения.

1) Подготовительное (рис. 42) — обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти повернуты ладонями к корпусу.

Комбинированные положения рук - student2.ru

Комбинированные положения рук - student2.ru

Комбинированные положения рук - student2.ru

Комбинированные положения рук - student2.ru

Комбинированные положения рук - student2.ru

2) 1-е положение (рис. 43)—обе руки согнуты в локтях и на­ходятся на талии. Локти направлены в стороны и находятся на одной линии с плечами. Кисть руки не прогибается. У девушек пальцы сжаты в кулачки, тыльная сторона кисти направлена строго вперед. Иногда кулачки как бы раскрыты, но и в том и в дру­гом случае большой палец остается прижатым к указательному пальцу. У парней кисти рук, как правило, обхватывают талию — большой палец сзади, четыре других, сжатых вместе, — спереди. Руки не должны сдвигаться к животу.

Такое положение рук, как у девушек, так и у юношей в народе называют «подбочениться», «подбочиться», то есть подпереться руками. В русской народной песне поется:

Встань, сударь, подопрись,

Всем девицам поклонись.

«руки в боки», «руки самоварчиком» и ряд других. Описывая пляску Наташи Ростовой в романе «Война и мир», Л. Толстой выделил это типичное и яркое положение рук. «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала»

Иногда в некоторых местностях на Урале, в Сибири руки у пар­ней бывают, сжаты в кулачки, как у девушек.

3) 2-е положение (рис. 44) — обе руки, свободные в локтях, под­няты вперед на уровне груди, локти направлены вниз, кисти по­вернуты ладонями вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. Это положение характерно для ряда моментов в танце: соединение рук парней и девушек, подача их друг другу, пригла­шение, приветствие хлебом-солью и др. Взгляд при этом открытый, голова поднята.

4) 3-е положение (рис. 45) — обе руки широко раскрыты в сто­роны на уровне груди, ладони направлены вперед-вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. У девушек локти свободны, кисти рук находятся чуть ниже уровня локтей, руки мягкие. У пар­ней руки раскрыты широко, грудь расправлена, руки в локтях более вытянуты, чем у девушек. Это положение создает впечат­ление удали и большой физической силы.

5) 4-е положение — обе руки скрещены на уровне груди или, как часто говорят, руки сложены «калачиком», сложены накрест и т. д. У девушек левая рука лежит поверх правой, руки свободно при­касаются к корпусу. Кисти рук находятся с внутренней стороны локтя разноименных рук, они как бы спрятаны под локоть, паль­цы собраны вместе и полусогнуты. Это положение рук создает впечатление домашнего тепла. У парней левая рука лежит поверх правой, руки к корпусу не прикасаются. Ладони рук лежат на разноименных руках чуть выше локтя, пальцы собраны вместе. Руки создают впечатление уверенности и силы. Этому настроению соответствует и гордая посадка головы (рис. 46, в). Существуют варианты 4-го положения для девушек.

а) Левая рука лежит поверх правой, руки свободно прикасаются к корпусу. Ладонь правой руки лежит на левой руке, чуть выше локтя, пальцы собраны вместе, кисть левой руки находится с внутренней стороны локтя правой руки, как бы спрятана под ним, пальцы собраны вместе и полусогнуты

(см. рис. 46, б).

б) Руки скрещены чуть ниже груди — левая поверх правой —и свободно прикасаются к корпусу. Ладонь правой руки поддерживает снизу локоть левой, а ладонь левой поддерживает снизу локоть правой. Пальцы обеих рук собраны. При этом положении рук передается, как правило, одно настроение — задумчивое, с грустинкой. Движение тогда исполняется очень сдержанно.

В 4-м положении, как и во всех его вариантах, правая рука мо­жет лежать поверх левой (см. рис. 46, а).

Комбинированные положения рук - student2.ru рис. 46

 

Комбинированные положения рук

Кроме четырех основных и подготовительного мы выделяем комбинированные положения рук, производные от основных, когда, например, правая рука находится в одном положении, а левая в другом. Мы не устанавливаем ни количество таких комбиниро­ванных положений, ни последовательность их выполнения. Они представляют собой своеобразную импровизацию исполнителей. Приведем для примера лишь несколько комбинированных поло­жений: правая рука в подготовительном, левая в 1-м основном по­ложении, или наоборот; правая рука в 3-м основном, а левая в 1-м основном положении, или наоборот, и т. д.

Платочек в русском танце

Традиционный платочек или, как называли его в старину, «ши­ринка» (кусок ткани, отрезанный во всю ее ширину) — неотъемлемая часть женского праздничного национального костю­ма. Платочек органично вошел в русский народный танец, и все пляски, хороводы стали исполняться девушками и женщинами с платочком.

Уже в XI в. на фреске южной башни Софийского собора в Кие­ве был изображен скоморох, переодетый женщиной, который пля­шет с платочком в руке. Немецкий путешественник Олеарий, посе­тивший Россию в XVIII в., пишет: «У женщин в руках пестро вы­шитые носовые платки — ширинки, которыми они размахивают при танцах» '.

Платочек придает каждому движению большую выразитель­ность, помогает раскрыть в танце характер исполнителей, под­черкивает их настроение. В хороводах и некоторых плясках с по­мощью платочка соединяются отдельные пары или все исполни­тели. В игровых хороводах разыгрываются целые сцены, в кото­рых платочек служит своеобразным символом, он может изобра­жать постель, подушечку, плетку и т. п. Платочки чаще всего бывают белого цвета, и во время пляски они красиво взлетают над головами исполнителей, словно белые голуби.

Каждая девушка любовно вышивала и украшала свой плато­чек, и чем искуснее и талантливее была мастерица, тем наряднее и богаче он выглядел. По расшитому платочку можно было опре­делить вкус и мастерство рукодельницы — будущей невесты.

Девушки в танце часто хвалятся друг перед другом своей рабо­той— вышивкой и кружевами. В хороводах, кадрилях девушка иногда дарит платочек парню, которому симпатизирует. Взмахом платочка вызывают партнера или партнершу на пляску. Понравившегося парня девушка приглашает на пляску или в хоровод по-особенному — или легко ударяя его платочком по плечу, или с поклоном держа платочек двумя руками, или положив платочек на плечо парня. Бывает и так — девушка, не зная, кому отдать предпочтение, кого пригласить на пляску, подкидывает платочек вверх, а каждый из парней старается поймать его. Платочек до­стается самому ловкому, самому быстрому и самому смелому.

Все элементы необходимо разучивать с платочком, поскольку он помогает большей выразительности каждого движения.

Обращение с платочком

В танце девушки всегда держат платочек расправленным, не ком­кают его. Платочек берут или за один из его концов, или за сере­дину. В различных плясках и хороводах, а также в различных местностях платочек держат по-разному.

1) За край (рис. 47)

а) Взять левой рукой за конец платочка и пропустить его со сто­роны ладони между указательным и средним пальцами правой руки от себя, затем вывести конец платочка между средним и безымянным пальцами в сторону ладони. Пальцы сжимаются, и платочек удобно лежит в руке.

б) Взять платочек левой рукой за конец и пропустить его меж­ду указательным и средним пальцами в сторону ладони, затем вывести этот же конец между указательным и большим пальцами и крепко прижать его большим пальцем.

Комбинированные положения рук - student2.ru

Рис. 47. Обращение с платочком. За конец

Рис. 48. Обращение с платочком. За середину

2) За середину (рис. 48)

Все четыре конца платочка находятся на одном уровне и сви­сают вниз.

а) Платочек берется за середину двумя пальцами — средним и указательным.

б) Платочек берется за середину «щепоточкой»— тремя пальцами: большим, указательным и средним.

в) Середина платочка пропускается между указательным и
средним пальцами и прижимается большим пальцем к ладони.

Наиболее распространенные положения рук, часто встречающиеся в танцах

В хороводах, плясках, переплясах, кадрилях встречается много различных положений рук, каждое из которых присуще либо пар­ням, либо девушкам. Мы рассмотрим лишь несколько наиболее характерных положений

Наиболее характерные у девушек (с платочком) (рис. 49) а) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касает­ся подбородка; ребро ладони направлено от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова задумчиво наклонена к правому плечу или направлена прямо.

б) Руки, согнутые в локтях, находятся перед корпусом на уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса, локти находятся на одной высоте с кистями. Ладонь правой руки повернута к корпусу, ладонь левой от корпуса. Согнутые пальцы обеих рук соединены друг с другом так называемым «замком».

в) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платочек держится за концы обеими руками. Взгляд направлен на платочек, девушка любуется им, «обыгры­вает» его.

Рис. 49. Наиболее характерные положения рук у девушек (с платочком; а, б, в)

Комбинированные положения рук - student2.ru

Комбинированные положения рук - student2.ru

Г. Д. е.

Рис. 49. Наиболее характерные положения рук у девушек (с платочком; г, д, е)

.

г) Обе руки, согнутые в локтях, на уровне плеч. Кисти рук
соединены ладонями и находятся над правым плечом. Голова наклонена вправо и слегка прикасается щекой к тыльной стороне кисти левой руки.

д) Корпус слегка развернут правым плечом вперед. Правая
рука согнута в локте и находится в вертикальном положении у
правого плеча; локоть не прикасается к корпусу. Кисть с присогнутыми пальцами повернута ладонью влево и находится на уровне подбородка. Левая рука опущена и немного отходит от корпуса назад.

е) Правая рука в 1-м основном положении. Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне кисти правой, локоть не прижимается к корпусу.

Наиболее характерные положения рук у парней (рис. 50)

а) Правая рука согнута в локте на уровне груди, кисть сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Ле­вая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не при­касаются к корпусу. Голова повернута вправо и слегка припод­нята вверх, с вызовом.

б) Левая рука широко раскрыта в сторону, ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы под­держивая шапку или кепку. Всем своим видом парень пригла­шает партнершу на танец.

в) Руки заложены за спину, на талии. Кисти раскрыты, пальцы вытянуты. Кисть левой руки тыльной частью лежит на ладони правой руки. Плечи раскрыты, расправлены, локти направлены в стороны. Голова гордо приподнята.

г) Руки, согнутые в локтях, заведены за голову. Локти направлены в стороны и находятся выше уровня плеч. Пальцы обеих рук вытянуты и слегка прикасаются к затылку.

Комбинированные положения рук - student2.ru

Рис. 50. Наиболее характерные положения рук у парней

Комбинированные положения рук - student2.ru
Наиболее распространенные положения рук в парах

 
  Комбинированные положения рук - student2.ru

Комбинированные положения рук - student2.ru

Движения рук

1) Переводы из одного основного положения в другое

а) Из подготовительного положения в 1-е основное.

У парней — руки поднимаются невысоко в стороны, кисти, дойдя до уровня талии, поворачиваются ладонями вперед, руки сгиба­ются в локтях и круговым движением переводятся в 1-е основное положение.

У девушек — руки поднимаются вдоль корпуса, причем кисти постепенно сжимаются в кулачки и переводятся в 1-е основное положение •—■ «подбоченившись».

б) Из 1-го основного положения в 3-е

(раскрывание рук в стороны)

Руки из 1-го положения поднимаются вперед, до 2-го положе­ния, и, сделав небольшой полукруг, раскрываются широко в стороны, останавливаясь в 3-м положении.

При движении рук вперед необходимо следить за тем, чтобы кисти рук не соприкасались друг с другом. Взгляд направлен на правую или левую кисть руки.

в) Из 3-го положения в 4-е (жен.)

Руки из 3-го положения мягко опускаются ладонями вниз и через подготовительное положение, продолжая подниматься впе­реди корпуса снизу вверх, перекрещиваются ниже груди в 4-м положении (2-й вариант). Движение выполняется медленно, за­думчиво, немного с грустинкой. Голова следует за движением рук или остается опущенной вниз, склонившись к правому или левому плечу.

г) Из 3-го положения в 1-е («подбочениться»)

Руки сгибаются в локтях, кисти, совершая движение по полу­кругу вперед, ниже уровня локтя, а затем вниз, кладутся кулач­ками (у девушек) или ладонями (у парней) сбоку на талию, то есть в 1-е положение. Локти при этом движении должны оста­ваться на одном уровне.

Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочеред­но каждой рукой; другая рука остается в прежнем положении. Например, из 1-го основного положения — «подбоченившись» — правая рука раскрывается в сторону в 3-е, голова следует за дви­жением руки, а левая остается в 1-м основном положении.

Комбинированные положения рук - student2.ru
2) Наиболее распространенные в хороводах и плясках различных областей России

Комбинированные положения рук - student2.ru

Поворот кистей вправо-влево в курских танках и карагодах.

Комбинированные положения рук - student2.ru

Движение «муку сеять» (курская пляска «Тимоня»

Комбинированные положения рук - student2.ru Прищелкивание пальцами в плясках и хороводах (Воронежская область)

Комбинированные положения рук - student2.ru

«Белье полоскают» — движение рук п «Зеленгинской кадрили» (Астраханская обл.)

Комбинированные положения рук - student2.ru

Наши рекомендации