I. Организационный момент. Громко прозвенел звонок −
Громко прозвенел звонок −
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Чистописание.
1. Подготовка руки к письму.
ПЕТУШОК
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Ладони вверх, указательные пальцы опираются на большие. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
2. Работа в тетради:
− прописывание строки букв в чередовании с прямыми наклонными линиями: л//м//л//м//;
− написание слогов: ли ла ло лу лэ ле ля лы лю лё.
3. Фонетическая зарядка.
– Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
– Чем мажут маленькую царапинку? (Йодом.)
III. Актуализация опорных знаний.
− Ребята, кто желает изобразить букву Й? А кто может оживить эту букву?
− Определите позицию [й’] в словах: сильный, хоккей, йод, линейка, шайба. (Распределить слова по схемам: , , .)
− Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й’]: лиса, лайка, игрок, лицо, шайба, умывальник, соловей, икра, автобус, троллейбус, машина, змей, имя, чай.
− Прочитайте:
IV. Изучение нового материала.
1. Анализ текста учебника (учитель читает с. 37–38 до изображения Летучей Мыши).
На доске появляется запись: [л’уда], [й’ура].
− Какой одинаковый гласный звук услышали в словах? (Звук [у].)
− С какого звука начинается слово «Люда»? ([л’].)
− С какого звука начинается слово «Юра»? ([й’].)
− Найдите букву ю в алфавитном столбике.
− Какие звуки она может обозначать?
2. Работа по учебнику (с. 38–39).
Чтение статьи учебника и ответы на вопросы.
Личностные УУД:осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД:общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); овладение умением применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – установление причинно-следственных связей, формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
− Встаньте те ребята, чьи имена начинаются с гласной буквы.
− Поднимите руку те, у кого буква гласного обозначает один звук в начале имени.
Имена учащихся записываются на доске.
− У кого буква гласного обозначает два звука в начале имени?
− Чье имя начинается с твердого согласного?
− Чье имя начинается с мягкого согласного?
На доске: Яша − [й’а], Ира − [и], Даша − [д], Дима − [д’] и т. д.
Физкультминутка
Потешка «Прятки»
Сжимание и разжимание рук в ритме стиха.
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так –
Так головки убирали.
V. Закрепление изученного материала.
Работа по тетради.
Задание 1, с. 24 (самостоятельная работа).
VI. Итог урока.
− Постройте звуковые модели слов: юла, ель, ёлка.
− Сравните звуковой и буквенный состав слова «ягода». Сколько букв? Сколько звуков? Почему?
− Сколько гласных букв в русском алфавите? Назовите их. Какие из них могут обозначать два звука?
Урок 17
УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ БУКВ ГЛАСНЫХ
Цели деятельности педагога:создать условия для формированияумения давать характеристику гласным звукам, определять роль гласных букв в словах, составлять звуковые схемы слов; способствовать развитию навыков культуры устной и письменной речи.
Планируемые результаты образования: предметные:научатся характеризовать гласные звуки, определять роль гласных букв в словах; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами;познавательные – проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;коммуникативные – используют вербальные и невербальные средства устного общения для решения познавательных и коммуникативных задач; личностные УУД:стремятся к достижению успехов в учебной деятельности; имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Образовательные ресурсы: сделанный из бумаги цветок ромашки с необходимыми схемами на лепестках; тест.
Сценарий урока